Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:

- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;

- дать характеристику монополии как экономической категории;

- провести исследование антимонопольного законодательства;

- провести анализ государственной антимонопольной политики на уровне субъекта Российской Федерации - Иркутской области.

Оглавление

Введение 3

1. Конкуренция как экономическая категория 5

1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов 5

1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции 8

1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии 12

2. Монополия как экономическая категория. 15

2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов 15

2.2 Виды монополии и их место в современной экономике 18

2.3 Рынок несовершенной конкуренции 22

3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики. 25

3.1 Возникновение антимонопольного законодательства 25

3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации 27

3.3 Проблема антимонопольного законодательства в Иркутской области 29

Заключение 32

Список литературы 35

Файлы: 1 файл

конкуренция и монополия.docx

— 65.89 Кб (Скачать)

     Представления о конкуренции формировались  долгое время. Данную проблему изучали  ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.

     Сущность  конкуренции проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск  рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают  в конкурентной борьбе, в этом проявляется  «естественный отбор», который осуществляется рынком.

     В условиях совершенной конкуренции  связь между производителями  осуществляется только через рынок  и отдельная фирма при реализации своей продукции не оказывает  влияния на условия реализации на рынке.

     Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция  означает состязательность большого числа  покупателей и продавцов, находящихся  в равном положении, то монополия  есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных  крупных предпринимателей. Чем сильнее  монополия, тем слабее конкуренция.

     Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.

     Монополией  называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредотачивает в своих  руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой  прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.

     Западные  и российские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция  и олигополия. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции  и олигополию объединяют в один тип  рынка, называемый рынком несовершенной  конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

     Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный  процесс. Она связана с концентрацией  производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

     История антимонопольного законодательства связана  с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.

     В России в основу антимонопольного регулирования  положен европейский принцип  контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным  актом, направленным на развитие конкуренции  в России.

     Шагом в направлении совершенствования антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

 

Список литературы

 

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2. Дж.С.Милль. Основы политической экономии.

http://infb.hippo.ru/browse.php?page=2&subpage=8

3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770

4. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 383 с.

5. Лемешко И. От свободной конкуренции к господству монополий // Пропаганда. 2008. № 10.

6. Меркантилизм, М.: Соцэкгиз, 1935

7. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.

8. Программа развития конкуренции в Иркутской областина 2010-2012 годы, Администрация Иркутской области: Департамент инвестиций и проектного сопровождения Иркутской области

9. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.

10. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: 1997. с.55.

12. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996 г.

13. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича . – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 714 с.

Информация о работе Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики