Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:

- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;

- дать характеристику монополии как экономической категории;

- провести исследование антимонопольного законодательства;

- провести анализ государственной антимонопольной политики на уровне субъекта Российской Федерации - Иркутской области.

Оглавление

Введение 3

1. Конкуренция как экономическая категория 5

1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов 5

1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции 8

1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии 12

2. Монополия как экономическая категория. 15

2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов 15

2.2 Виды монополии и их место в современной экономике 18

2.3 Рынок несовершенной конкуренции 22

3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики. 25

3.1 Возникновение антимонопольного законодательства 25

3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации 27

3.3 Проблема антимонопольного законодательства в Иркутской области 29

Заключение 32

Список литературы 35

Файлы: 1 файл

конкуренция и монополия.docx

— 65.89 Кб (Скачать)

     Реальное  происхождение антимонопольного u регулирования связано с законодательными органами штатов. В целом ряде штатов антитрестовские законы были приняты еще до появления закона Шермана.

     Характерным примером фермерского штата Среднего Запада, где был принят антитрестовский закон, является Миссури. В то время фермеры Миссури были обеспокоены возрастанием конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Альянс фермеров Миссури неоднократно предупреждал об опасности «концентрации земли в руках капиталистов». Собрание Национального фермерского альянса в Сент-Луисе в 1889 году выпустило декларацию, требовавшую «позаботиться о вдовах и… сиротах» и призывавшую «к подавлению… любого нездорового соперничества». Фермеры переживали о низких и продолжавших снижаться ценах на сельскохозяйственную продукцию и ощущали ухудшение своего экономического положения, обвиняя в этом тресты.

     Законодательное собрание штата Миссури приняло  свой антитрестовский закон в  мае 1889 года. Закон запрещал «ограничения торговли», если их результатом было «закрепление или ограничение объема или количества любого предмета, продукта или товара, вырабатываемого, добываемого, производимого или продаваемого»  в Миссури. Закон также запрещал действия, направленные «на ограничение или закрепление цены выпуска».

     Одно  из значений слова «ограничивать» —  «не допускать возрастания». Такая  интерпретация подразумевает, что  закон Миссури на самом деле содержал попытку запретить сдерживание  цен. Факты целиком и полностью  подтверждают такую антипотребительскую, пропроизводительскую интерпретацию антитрестовского закона Миссури, который был скопирован несколькими штатами, прежде чем закон Шермана был, в конце концов, принят в 1890 году.

     Суть  закона Шермана воплощена в двух основных пунктах:

     1. Любое соглашение, объединение в  форме треста или в иной  форме или тайный сговор, имеющие  целью ограничение производства  или торговли  между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными...

     2. Любое лицо, которое будет или  попытается монополизировать, или  объединиться, или сговориться с  каким-либо лицом или лицами, чтобы  монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления...

     Результатом принятия этого закона стало превращение  монополии и "ограничений торговли" — например, тайных сговоров в области  ценообразования или раздела  рынков между конкурентами — в  уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как  министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от предпринимательских монополий, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы или могли издаваться судебные предписания, запрещающие те виды деятельности, которые признавались незаконными данным актом.

     Результатами  успешного отстаивания исковых  требований могли быть также  штрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба.

     Закон Шермана завоевал голоса законодателей  и привлек пожертвования от фермеров и мелких предпринимателей, считавших, что антитрестовское законодательство защитит их от более эффективных  конкурентов, а билль о тарифах  поддержали все американские производители, крупные и мелкие. То есть в политическом смысле закон Шермана был весьма успешным.

3.2 Антимонопольное  законодательство  в Российской Федерации

     Главной задачей антимонопольного регулирования  является сохранение баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение  крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и  борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными  интересами, поскольку только так  можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.

     Первая  попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась  еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации  российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.

     На  настоящий момент монополистическая  деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих  субъектов, федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или  устранение конкуренции. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

     Антимонопольное регулирование настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда  побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким  качеством, предложением выгодных контрактов.

     В России в основу антимонопольного регулирования  положен европейский принцип  контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным  актом, направленным на развитие конкуренции  в России.

     Дальнейшее  развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и  развития конкуренции было связано  с принятием новой Конституции  и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения  и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»

     Государственная программа предусматривает следующие  требования и задачи, которые необходимо реализовать в процессе демонополизации  и развития добросовестной конкуренции: ориентация на создание конкурентного  рынка, защита интересов потребителей; комплексность задач демонополизации, увеличение числа поставщиков и  объёма поставок продукции, снижение барьеров для входа на рынок; развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий.

     Со  вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон  РФ «О конкуренции и об ограничении  монополистической деятельности»  и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

     Новый закон о конкуренции направлен  на совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.

     Российская  антимонопольная политика сегодня  – не только предмет дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается  возможность смягчения правового  регулирования слияний, а также  пересмотр перечня злоупотреблений  доминирующим положением.

3.3 Проблема антимонопольного  законодательства  в Иркутской области

     Антимонопольное регулирование в Иркутской области осуществляется на основе законодательства Российской Федерации.

       В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

     В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 г.  
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

     - обеспечивает государственный контроль  за соблюдением антимонопольного  законодательства;

     - выявляет нарушения антимонопольного  законодательства, принимает меры  по прекращению нарушения антимонопольного  законодательства и привлекает  к ответственности за такие  нарушения;

     - предупреждает монополистическую  деятельность, недобросовестную конкуренцию,  другие нарушения антимонопольного  законодательства;

     - осуществляет государственный контроль  за экономической концентрацией 

     Необходимо  остановиться на последовательном развитии антимонопольного регулирования в  Иркутской области. Если рассматривать 1990-е годы, то за реализацией государственной антимонопольной политики на территории Иркутской области следило Краснодарское антимонопольное управление. Управление успешно справлялось с функциями контроля и содействия развитию конкуренции, несмотря на давление со стороны экономических и властных структур в период процесса приватизации – одной из наиболее сложных реформ в государственной политике демонополизации. Государственная антимонопольная политика в регионе велась по четырем направлениям: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; содействие формированию здоровых рыночных отношений на основе развития предпринимательства и конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; защита прав потребителей. Анализ деятельности антимонопольного управления в Иркутской области в рассматриваемый период, свидетельствует о том, что Управление входило в число наиболее эффективно действующих подразделений антимонопольных органов России. С точки зрения развития процессов демонополизации экономики Иркутской области, наиболее активными для Управления стали 1996-1997 годы, что объясняется попытками ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства со стороны исполнительной власти Иркутской области.

     Для поддержания конкуренции в Иркутской области необходимо развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день, ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области характеризуется определенными системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью. Большинство малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.

     Исправить данную ситуацию может только комплексный  подход, который позволит снизить  высокие издержки малого и среднего бизнеса. Принципом должно стать  упрощение ведения предпринимательской  деятельности, в первую очередь в  промышленно-производственной и инновационной  сферах.

     В Иркутской области в 2009 г. и реализуется долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2009 – 2012 годы. Объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета составляет 340 млн. рублей. Основными задачами программы являются следующие:

     - развитие кредитно-финансовых механизмов  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, развитие  микрофинансирования;

     - поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства Иркутской области, осуществляющих инновационную деятельность;

     - развитие инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства;

     - совершенствование внешней среды  для развития малого и среднего  предпринимательства;

     - поддержка муниципальных программ  развития малого и среднего  предпринимательства

     Безусловно, решение данных задач будет способствовать развитию конкурентной среды в крае. Так в качестве одного из целевых  индикаторов принята динамика количество субъектов малого и среднего предпринимательства, что отвечает решения одной из задач Программы развития конкуренции  в Иркутской области– появление новых участников на товарных рынках.

 

Заключение

 

     Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного  механизма хозяйствования, поэтому  необходимо всестороннее изучение этого  явления.

Информация о работе Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики