Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.40 Кб (Скачать)

2000 год характеризуется  некоторой активизацией хозяйственной  жизни, увеличением темпов роста  макроэкономических показателей,  ликвидацией множественности валютных  курсов, ужесточением ДКП, существенным  снижением уровня инфляции, ростом  реальных доходов населения. Все  эти изменения проходили на  фоне усиления сотрудничества  НБ РБ с международными финансовыми  институтами. Однако и в этот  год не были достигнуты многие  прогнозные параметры. Ученые  в качестве основных недостатков  финансовой политики предшествующих  лет называют:

-неспособность финансовой  политики быстро реагировать  на изменяющиеся условия развития  государства;

-отсутствие стратегических  разработок;

-проведение частичных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

-отрыв финансовой политики  от фактического состояния дел  в народном хозяйстве;

-нарушение требования  правильного ведения финансового  хозяйства- жить по средствам;

-остаточный подход при  определении финансовой базы  удовлетворения социальных потребностей  граждан.

О проведении неэффективной  финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют такие негативные процессы, как наличие дефицита госбюджета на уровне,- превышающем плановые параметры, покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно ведет к росту  темпов инфляции, сокращение золотовалютных резервов, наличие большого числа  убыточных и малорентабельных предприятий, рост доли теневой экономики, утечка капиталов.

Согласно основным нормативным документам перед бюджетно-налоговой политикой в период 2006-2010 гг. стоят цели обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных средств в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция роста доходов и расходов. Большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.

По результатам первого  полугодия 2008 года уровень выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный  период прошлого года. За этот период в  республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд.руб. доходов (без учета  средств ФСЗН), или 101,7% к плану  первого полугодия и 51,1% годового плана.

Одной из главных экономических задач современного этапа является поиск резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличить бесконечно. Такими источниками в 2008 году стали: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банкам средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам;  доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ.

В бюджете на 2008 год сохраняется  социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически  не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт.

Если сравнить с середины 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7 %, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень  расходов на здравоохранение достиг почти 5%.

Влияние мирового финансового  кризиса на белорусскую экономику, учитывая неразвитость фондовых и финансовых рынков в стране и их слабую интегрированость в мировую финансовую систему, проявилось с некоторым временным лагом по сравнению с другими странами. При этом основное воздействие оказывалось через внешнюю торговлю, колебания мировых резервных валют (доллар, евро), удорожание кредитных ресурсов на внутреннем рынке и увеличение потребности во внешних займах. Влияние фондового канала на белорусскую экономику произошло в основном через удешевление стоимости активов белорусских предприятий и организаций. Как следствие мирового финансово-экономического кризиса с IV квартала 2008 г. начали проявляться  негативные тенденции в развитии белоруской экономики в части существенного падения экспорта и валютной выручки, увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, сокращения золотовалютных резервов и роста напряженности на валютном рынке, нарастания государственного и валового долга, снижения рентабельности и прибыли, замедления темпов экономического роста, сокращения грузоперевозок, роста сверхнормативных запасов готовой продукции на складах и дебиторско-кредиторской задолженности, увеличения вынужденных отпусков и использования неполной рабочей недели.

Основным каналом влияния  мирового кризиса на национальную экономику  оказалось внешняя торговля, что  в первую очередь связано со структурой белорусского экспорта. (Приложение 1) 

Ключевое место в экспорте в предкризисном 2008 г. занимали минеральные продукты (37,9%), продукция химической промышленности (18,9%), черные и цветные металлы (7,8%) и машины, оборудование, транспортные средства (18,7%). Данные товарные группы столкнулись с резким ухудшением конъюнктуры на внешних рынках. В результате снижения цен и спроса на ведущие позиции белорусского товарного экспорта (прежде всего нефть и нефтепродукты, продукцию химической промышленности, калийные удобрения, черные металлы, машиностроительную продукцию) произошло его существенное падение только за IV квартал 2008 г. По отношению к сентябрю на 42,4%. При этом экспорт в страны СНГ в основном сократился за счет снижения его средних цен на 41,1%, в декабре по сравнению с сентябрем), а в Российскую Федерацию – за счет физических объемов (на 33,9% в декабре по отношению к сентябрю). В свою очередь, отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса за последний квартал 2008 г. увеличилось более чем в два раза.

Несмотря на положительную  помесячную динамику экспорта, в целом  за 2009 г. падение товарного экспорта к предыдущему году составило 34,7%. Сокращение экспорта происходило преимущественно  из-за падения средних цен ( на 26,2%), в то время как физические объемы экспорта снизились на 11,5%. В свою очередь, отрицательное сальдо по товаром  и услугам составило 5,6 млрд.долл. США по сравнению с 4,7 млрд.долл.США  в 2008 г.

В январе - мае текущего года отмечен существенный прирост товарного экспорта (на 27%) к аналогичному периоду прошлого года. Вместе с тем его увеличение в определенной мере объясняется относительно низкой базой предыдущего года, значительным увеличением экспорта калийных удобрений, а также принятыми мерами по сокращению складских запасов на промышленных предприятиях. С учетом уменьшения импорта российской нефти все это позволило несколько сократить отрицательное сальдо внешнеторгового оборота до 27,7 млрд.долл.США, по товаром и услугам- до 1,8 млрд.долл.США.

Чистые иностранные активы национального банка Республики Беларусь в  определении МВФ сократилось с 4,2 (на 01.01.2008) до 3,1 млрд.долл.США (на01.01.2009). В дальнейшем удалось их восстановить (5,7 на 01.01.2010 и 5,5 млрд.долл.США на 01.07.2010).

Увеличение валового внешнего долга в 2008 г. (с 12,5 на январь до 14,6 млрд.долл.США  на октябрь) сдерживалось благоприятной  внешнеэкономической конъюнктурой, поскольку средние цены экспорта за год выросли на 33,3%, импорта  – на 20,1%. Тем не менее, в конце 2008г. и в начале 2009г. валовой внешний долг ускоренно увеличивался в связи с привлечением дополнительного внешнего финансирования в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и на 01.01.2009 составил 15,2 млрд.долл.США, на 01.01.2010- 22,1 млрд.долл.США. При этом его увеличение происходило преимущественно за счет роста госдолга (с 2,1 млрд.долл.США на 01.10.2008 до 3,6 на 01.01.2009 и до 8,8 млрд.долл.США на 01.01.2010). (Приложение 2)

Одновременно в этих условиях обострилась проблема высокой цены сохранения экономического роста в стране. При резком падении цен и спроса на белорусскую продукцию поддерживание положительных темповых показателей (особенно в промышленности, обеспечивающие основную часть товарного экспорта) оборачивается ростом запасов промышленной продукции на складах и ухудшением финансовых показателей с одновременным нарастанием кредиторской и дебиторской задолженности. При этом соотношение готовой продукции промышленности на складах и ее среднемесячного объема производства (особенно в машиностроении и металлообработке) достигло своих максимальных значений в марте и июле 2009г. (Приложение 3)

В дальнейшем принятые меры по сокращению запасов готовой продукции  на складах позволили их уменьшить  в промышленности до 60,7 % к среднемесячному  производству на 01.07.2010. Тем не менее, в машиностроении они по прежнему остаются существенными (115,4%). Одновременно сокращение складских запасов готовой продукции на предприятиях сопровождалось нарастанием дебиторской задолженности и более медленными темпами роста валютной выручки по сравнению с экспортом. В частности, дебиторская задолженность в промышленности возросла с 01.06.2009 по 01.06.2010 на 33,5 %, в том числе внешняя - на 77,1%.

Проявилась тенденция  уменьшения рентабельности реализованной  продукции, работ, услуг, которая в  целом по экономике с 16,7 % за январь – август сократилась до 14,2 % за 2008 г. В свою очередь, рентабельность за октябрь составила 11,5%, за ноябрь -8,7%, за декабрь -6,6%, в то время как в августе она достигла 18%. Аналогические тенденции имели место и в промышленности, которая наиболее уязвима из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг сократилось с 18,7 % в январе – августе до 15,3 % в целом за 2008 г. Более того, рентабельность упала в декабре до 4,5% по сравнению с 19,9 % в июле.

Несмотря на некоторые  улучшения по сравнению с IV кварталом 2008 г., финансовые показатели в 2009 г. существенно ухудшились. Так, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в целом по экономике за 2009 г. составила 10,3 % по сравнению с 14% в 2008г., по промышленности – соответственно 9,9 и 15,9 %  . при этом ситуация в определенной мере улучшена за счет того, что субъектами хозяйствования разрешили не начислять амортизацию и не делать переоценку основных средств на начало 2009 г. Данные меры в основном пролонгированы и на 2010 г. При этом рентабельность улучшилась по промышленности (до 10,1% в январе – мае 2010 г. против 9,1 % в аналогичном периоде 2009 г.), в то время как по народному хозяйству оно незначительно сократилось с 10,2 до 9,8%.

Госбюджет за 2008 г. (даже с  учетом существенного ухудшения  экономической ситуации в IV квартале) удалось свести с профицитом. Однако в 2009г. обострились проблемы с формированием доходной части республиканского и местных бюджетов, что потребовало соответствующего сокращения их расходов. Дефицит консолидированного бюджета за 2009г. составил 1,8% к ВВП, а за 5 месяцев текущего года он, по предварительным данным, достиг 2,8% к ВВП. [3. с.5-10]

В целом антикризисные  мероприятия, принятые в Республике Беларусь, состоялись из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса. Их реализация осуществлялась по следующим основным направлениям: привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, сокращение расходов госбюджета, либерализация экономики, поддержка реального сектора валообразующих предприятий, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, селективная поддержка уязвимых категорий населения и др.

Кроме этого, в последние  годы осуществлялась трансформация  нормативно - правовой базы, регламентирующей и регулирующей, прежде всего процессы акционирования, приватизации и использования госсобственности, развитие фондового и финансового рынков, условия функционирования бизнеса и предпринимательства. В результате были отменены институт «золотой акции» и ряд существующих ограничений на обращение акций предприятий, улучшена система налогообложения доходов от ценных бумаг, расширено участие коммерческих банков на рынке ценных бумаг.

На улучшение предпринимательского климата и стимулирование развития малого и среднего бизнеса направлено: упрощение и сокращение административных процедур, включая государственную  регистрацию и ликвидацию субъектов  хозяйствования, лицензирование: рационализация контрольной деятельности; улучшение  арендных и земельных отношений, инвестиционной деятельности; совершенствование системы налогообложения; либерализация ценового регулирования и др.

После начала мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь был  принят ряд действенных мер в  области монетарной и фискальной политики, направленных на недопущение  дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. В частности, уменьшены  нормы обязательного резервирования (в отношении вкладов физических лиц - отменены), оказана поддержка  в части повышения ресурсной  базы отдельных банков, увеличена  ставка рефинансирования и процентные ставки по депозитам и кредитам, приняты решения по гарантированию вкладов в банковской системе страны, созданы дополнительные резервные фонды, введены определенные ограничения на покупку валюты юридическими лицами, осуществлена одноразовая девальвация (на 20%) и проводилось дальнейшее постепенное снижение обменного курса белорусского рубля к корзине валют в рамках заданных на 2009-2010 гг. параметров. Получены кредиты МВФ, Российской Федерации, Венесуэлы, Китая. Активно привлекается внешнее финансирование через банковскую систему и продажу отдельных активов.

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты