Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.40 Кб (Скачать)

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

Вторая группа  включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.

Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезным диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения. В этих странах действовал ряд факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.

 Господство плановой  экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет. Немалое значение имели  традиционно высокая трудовая  этика населения, сохранившаяся  склонность к предпринимательству.  Наконец, заметную роль сыграла  китайская и вьетнамская  диаспора  с ее капиталом, кадрами и  предпринимательскими опытом. Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие относят эти страны к развивающимся.

Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или  ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших  объектов (преимущественно с сфере  торговли и бытового обслуживания).

Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация  экономики, так как здесь реформы  сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь  же трудно, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых  жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры  банкротства.

Практика стран, входивших  некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной  системы в рыночную экономику:

-первый – эволюционный  путь постепенного создания рыночных  институтов  (Китай и Вьетнам);

-второй – «шоковая  терапия», применявшаяся с той  или иной степенью интенсивности  в России, и большинстве стран  Центральной и Восточной Европы (в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления  системных преобразований и стабилизационных мер,0 степени охвата рыночными механизмами  народного хозяйства. Выбор эволюционного  или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько  от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

В пользу эволюционного перехода говорит наличие:

- довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; 

- сравнительно невысокий  удельный вес тяжелой промышленности  и особенно военно-промышленного  комплекса;

- стабильность финансовой  системы;

- преобладание среди политической  и хозяйственной элиты слоев,  заинтересованных в проведении  реформ.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев  с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной  системы, а также острого товарного  дефицита, вызванного накопившимися  структурными диспропорциями.

Можно выделить следующие  общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:

  1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990гг., а в Китае продолжается с 1979г.
  2. Начало реформы связывает с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.
  3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
  4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
  5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае – 24,1% (1994 г.).
  6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг . Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводят к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Все выше перечисленное относится  к эволюционному пути («градуализм»).

Далее мы рассмотрим вариант  радикального перехода к рынку («шоковая терапия»). Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика  является саморегулирующей системой. Поэтому главная задача преобразования заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция-поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка. В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

-одномоментную либерализацию  цен на основную массу товаров  и услуг и переход от государственного  материально-технического снабжения  к свободной торговле средствами  производства и предметами потребления.  Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

-скорейшее разрушение  прежней системы централизованного  планирования и замена административных  способов государственного регулирования  экономическими, среди которых главными  являются ужесточение условий  предоставления кредита, ограничение  денежной эмиссии;

-ускоренную приватизацию  государственной собственности,  переход к частной собственности  на землю;

-либерализацию внешнеэкономической  деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки стратегии  радикального перехода к рыночной экономике  сводятся к следующему: во-первых, в  условиях унаследованных от прежней  системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

Во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;

В-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения  и усиление социальной дифференциации.

Финансовая стабилизация в переходный период. Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной  системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться. Вместе с тем следует уточнить, что выше описанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д).

На практике либерализация  цен почти всегда и везде (Кроме  Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого  уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше)  до нескольких лет (в России), причем затягивание  стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер, инфляции в странах СНГ и  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развития стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала. Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствует также ликвидация или, по крайне  мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса.

Повышение процента по вкладам  стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность  обеспечить более рациональные соотношения  цен по отдельным товаром, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском  рынке, когда появляется возможность  свободно купить любой товар. Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой:

-резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев;

-сокращается инвестиционный  спрос и, следовательно, капитальные  вложения, особенно в производство;

-падает объем производства  продукции, в первую очередь  в отраслях промышленности, выпускающих  потребительские товары, в результате  общего сокращения платежеспособного  спроса населения;

-растет безработица.

Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицита госбюджета уменьшился с 6 % ВВП в 1991г. до 2,8% в 1993г. Годовой прирост розничных  цен снизился с 70,3% в 1991г. до 35,3% в 1993г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990г. до 16,4% в 1993г., а реальный доход в расчете а душу населения за 1990-1993гг. сократились на 32%. Ввиду жесткой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся:

-отсутствие иных способов  остановить дальнейшее углубление  экономического кризиса;

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты