Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.40 Кб (Скачать)

-поддержка наиболее экономических  значимых категорий  населения;

-проведение этих мер  политическим руководством, пользующимся  доверием общества или, по меньшей  мере, политически активных его  слоев.

В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, она никогда не достигла таких размеров, которые потребовали  бы специальной стратегии финансовой стабилизации.

Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989г. В  обоих случаях  рыночные реформы  привели к немедленному ускорению  роста производства (в Китае среднегодовой  темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме- 7%).

Основные меры по либерализации  экономики в странах Восточной  Европы были проведены на протяжении весьма непродолжительного периода (1989-1991гг.), когда были ликвидированы органы директивного централизованного планирования, материально-технического снабжения, отменена монополия внешнеэкономической  деятельности и т.д. иначе сложились отношения государства и рынка в ходе экономических реформ в Китае. В основе  проводимых в Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны сочетаться государственный план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. Вместе с тем в Китае до сих пор не решен вопрос об определении наиболее рационального соотношения между планом и рынком. В результате проводимой с 1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров.

Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих  секторах экономики.

Либерализация цен наиболее последовательно была проведена  в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве  стран Восточной Европы и бывшего  СССР в течении двух-трех лет после  начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России- и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10-20% производимых товаров и услуг.

В Китае переход к рыночному  ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при  которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхнее  и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась  в постепенном расширении сферы  действия рыночных цен и сокращений доли фиксированных государственных  цен.

Несмотря на значительную либерализацию экономики в странах  СНГ, ЦВЕ, рыночные регуляторы еще не стали преобладающими в поведении  экономических субъектов. Своеобразным анклавом административно-командной  системы, где переход к рыночным отношениям осуществляется с немалыми трудностями, остается повсеместно  крупная государственная промышленность, а в России, Беларуси и на Украине- еще и сельское хозяйство. В этих отраслях не удалось радикально изменить хозяйственное поведение крупных  предприятий (даже формально ставших  частными), которые остаются «на  плову» не за счет эффективности своей  работы, а вследствие прямого и  косвенного субсидирования из госбюджета. 

Хронически неэффективными остаются и многие крупные государственные  промышленные предприятия Китая. В  этой стране отвергается идея приватизации как средства повышения эффективности  деятельности крупных и средних  предприятий. Допускается лишь преобразование убыточных предприятий в акционерные  общества с продажей части акций  государственным и частным инвесторам, но при обязательном сохранении за государством контрольного пакета акций.

В России, других странах  СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без  особых трудностей прошла «малая приватизация»- передача малых и средних предприятий  через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежних владельцев собственности, национализированное  после Второй мировой войны). Эта  последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии.

Однако приватизация крупных  государственных предприятий в  странах ЦВЕ проходила с гораздо  большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры не располагали достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали особого интереса (устаревшее оборудование, чрезмерная занятость и др.). Вместе с тем опыт преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.

Банковская система в  странах ЦВЕ была сознательно  слабо приватизирована. Это позволяло  государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование  банковских консорциумов.

В Китае приватизация, напротив, отвергается. В 1992г. был взят курс на создание смешанной формы собственности, при которой общественная собственность и дальше будет играть доминирующую роль. При этом допускается «совместное развитие различных секторов экономики» и их «добровольное хозяйственное объединение в самых разнообразных формах». Ахиллесовой пятой китайской экономики остается низкая эффективность государственного сектора. Единственным реальным выходом для нерентабельных производств считается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние с успешно работающими государственными предприятиями.

Опыт стран с переходной экономикой приводит к выводу о том, что не столько форма собственности, сколько характер управления предприятиями  и наличие конкурентной среды  определяют уровень их экономической  эффективности и темпы роста  производства. Китай и Россия наглядно показали, что конкуренция более  важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. Китай расширил сферу конкуренции  без приватизации государственных  предприятий.

В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы  проходит довольно медленно. Китай  пережил небывалый экономический  рост, а Россия-0 глубокий спад. Возможное  объяснение этих явлений заключается  в том, что при приватизации возникают  огромные рентные доходы, вследствие чего предприниматели предпочитают получать контроль над приватизируемыми предприятиями, а не осуществлять инвестирование в создание собственных фирм и тем самым стимулировать рост производства. Напротив, в результате поощрения конкуренции уменьшаются рентные доходы и увеличиваются стимулы к росту производственной деятельности. На начальном этапе реформ одной из центральных задач являлось достижение финансовой стабилизации и особое подавление инфляции.

Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного  хозяйства и населения мерам  «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием  рыночных институтов создает возможность  для перехода к экономическому росту.

В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той  или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных  преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах  ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990-1993 гг.) и не очень глубоким- до 20-25% ВВП, а с 1993-1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысила объем ВВП 1990г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизилась к дореформенному уровню ВВП. Страны- члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы  либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.

В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего  в создании предприятий нового  частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенно или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.

 

 

 

 

 

 

 

3.Трансформационный спад 1991-1995гг., влияние мирового финансового кризиса на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики

Обеспечение устойчивого  экономического роста зависит от эффективности проведении стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие. Условно развитие современной экономики Беларуси можно разбить на этапы. Каждому этапу присущи свои особенности проведения финансовой политики.

Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется  отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравниловка в оплате труда привели  производственную сферу и экономику в целом к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся значительным снижением эффективности производства. Открытость экономики Беларуси вызвала необходимость либерализации цен в республике в ответ на аналогичные процессы в России, что привело к росту темпов инфляции и потребительских цен. Ситуация усугублялась проведением мягкой денежно-кредитной политики. Месячные темпы инфляции преодолели 50 % рубеж, и инфляция стала носить галопирующий характер. Одной из причин длительной нестабильности в нашей республике стало игнорирование объективных закономерностей экономического развития.

В конце 1994 г. наметился переход  к жесткой денежно-кредитной политике, которую планировалось использовать в качестве инструмента финансовой стабилизации. В рамках ее проведения предполагалось снижение темпов инфляции за счет отказа от прямого кредитования коммерческих банков в пользу рыночного.

 Предпринятые руководством  страны меры привели к снижению  темпов инфляции в 1995 году и  некоторой стабилизации экономики.  Если в 1995 году за первые 4 месяца  цены выросли на 156 % то за оставшиеся 8 месяцев – только на 35 %.В 1996 году в стране был зафиксирован самый низкий за последние десятилетие уровень инфляции – 39 %.

Самостоятельная бюджетно-налоговая  политика республики начала формироваться  сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура  бюджета и функция, привязанные  к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета  в размере 11,4 %.

С 1992г. была введена новая  налоговая система, изменения коснулись  перечня объектов налогообложения  и видов налогов. Были введены  подоходный налог, НДС, экологический  налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную  стоимость (28%).  В  1993г. его ставка была понижена до размера 25 %, в 1994 –  до 20 %. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3% от выручки), введен чистый налог на доходы от экспорта (10 %). В 1994 г. были уменьшены отчисления от ФЗП В ФОНД Чернобыля с 18 до 12 %.

С середины 1992 года в обращение  был введен белорусский рубль. Официальное  закрепление его в качестве единственного  платежного средства произошло в 1994 году. Ввод в обращение национальной денежной единицы сопровождался  дополнительными расходами. На первых этапах его роль в качестве платежного средства значительно приуменьшилась.

 Молодая республика в условиях дезинтеграции с другими союзными республиками, сопровождающейся спадом производства, дефицитом товаров, высокими темпами инфляции, стала самостоятельно разрабатывать бюджет, принимать законы, планировать меры по финансовому оздоровлению низкоэффективных предприятий. Шли процессы по приватизации государственной собственности, созданию фермерских хозяйств, перестройки страхового дела. В рамках первого этапа становления республики началось формирование рынка ценных бумаг, кредитной и финансовой системы. [3. с.5-10]

Второй этап, период стабилизации, начался в 1996 г. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое  имело место в 1995 году, ситуацию в  республике нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1998 году повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы был вызван главным образом кредитной эмиссией: рост чистого рублевого кредита был запланирован в размере 11,6 трлн.руб., фактически достиг 19,2 трлн.руб. Как результат, рублевая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1998г. уровень инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц.

Что касается проведения бюджетно-налоговой  политики, то в период с 1996 по 2000гг. наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%.

Наибольший удельный вес  в структуре доходов занимали косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления в дорожный фонд), налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в ФСЗН и др. Характерным  для данного  периода было последовательное повышение  доли местных налогов в консолидированном  бюджете. В 1998г был принят закон  о бюджетной системе республики, который определили новую бюджетную  классификацию. Доходы  бюджета и  дефицита в 1999г. имели рекордное  значение- 36,5% и 2,9% ВВП, ввиду снижения ставки налога на прибыль до 25% и введение новых платежей от выручки по низким ставкам в целевые бюджетные фонды. В 1997-1999 гг. НБ РБ проводил экспансионистскую денежно-кредитную политику, обусловленную чрезмерным кредитованием государственных программ (жилищное строительство, развитие отраслей АПК). Это привело к новому витку инфляции, вызвало деформации на внутреннем валютном рынке, проявившиеся в отрицательных значениях реальных процентных ставок, сокращение сбережений, множественности валютных курсов, дефиците валюты, росте объемов теневого валютного рынка и другие. Это означало, что главные параметры, принятые основными направлениями социально-0экономического развития на 1996-2000 гг., не были выполнены.

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты