Практические методы управления качеством окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей.

Оглавление

Введение
1. Административные методы управления природоохранной деятельностью.5
Экологические правонарушения…………………………..……………5
Административные правонарушения……………..……………………8
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»………...…….9
2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью..12
2.1 Плата за загрязнение окружающей среды………………………………14
2.2 Плата за использование природных ресурсов…………………….……16
2.3 Эмиссионный налог, налоговые и иные льготы…………….……..…….17
2.4 Экологическое страхование………………………………..………..……20
3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью…….21
4.Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью…………………………………………..……..23
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 524.53 Кб (Скачать)

     Налоговые льготы предоставляются при осуществлении  деятельности, направленной на повышение  эффективности природопользования и обеспечение природоохранительного  эффекта.

     Субсидии  представляют собой специальные  выплаты фирмам-загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной  ставкой процента, гарантии займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Экологическое  страхование

      Цель  экологического страхования - образование страховых фондов для предупреждения экологических аварий и катастроф; возмещения убытков, причиненных юридическим и физическим лицам вследствие загрязнения окружающей среды.

     Исходя  из целевой установки экологического страхования, можно определить следующие его основные функции:

     Формирование  экологической ответственности  физических и юридических лиц за результаты антропогенной деятельности как важнейшей составляющей экологической культуры населения.

     Стимулирование  противоаварийных мероприятий за счет дифференциации страховых тарифов и денежных выплат предприятиями за безаварийную работу.

     Обеспечение компенсационных гарантий пострадавшим независимо от финансового положения  предприятия - виновника аварийного загрязнения окружающей среды.

     Обеспечение устойчивости финансового положения  предприятия при необходимости  возмещения ущерба пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды и затрат на восстановление собственного производства.

     Обеспечение реализации правовых гарантий экологической защиты физических и юридических лиц за счет сформированных страховых фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью 

     Создание  рыночных отношений в экологической  сфере предполагает формирование рынка  для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, продавать, торговать или  перераспределять права на загрязнение. Этот подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы. Естественно, рыночные отношения в  рыночной сфере предполагают создание основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей и обеспечивающей сделки по торговле правами на выбросы. В то время как под воздействием стандартов фирмы просто определяют удовлетворяющую их с наименьшими  затратами комбинацию первичных  ресурсов, технологию и очистное оборудование, рынок прав на загрязнение дает дополнительные возможности варьировать затратами. Фирмы могут сильно снизить загрязнение, за что они получают компенсацию, обеспечив соблюдение стандарта  частично использованием очистного  оборудования, а частично покупая  у других фирм права на выбросы.

     Принцип "пузыря". Концепция "пузыря" это трактовка множественных  источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно  найти наиболее выгодный для них  способ обеспечить этот объем. Если для  очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий  можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться  за счет других фирм, находящихся в "пузыре", не вкладывающих средств в собственное очистное оборудование. На этом пути можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и ряд мелких котелен, то бывает выгоднее улавливать окиси серы и азота именно на крупном источнике, а не пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого источника. В таком случае средства расходуются экономно, они не распыляются по мелким объектам. Принцип "пузыря" создает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.

     Разрешения  на выброс распределяются между отдельными заводами. От фирмы требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии, либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые  достигли большего сокращения выбросов, чем это предусмотрено было после  первоначального распределения  разрешений. Данный подход создает  стимулы такого рода:

     1) для фирм, предоставляющих права  на загрязнение на продажу,  становится выгодным использовать  экономию от масштаба осуществления  природоохранных инвестиций и  достигать установленного стандарта  наиболее эффективным способом, фактически получая компенсацию  у других фирм за сэкономленные  права;

     2) фирмы, у которых издержки на  утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта, покупая  права на выбросы, а не делая инвестиции в природоохранное оборудование, также минимизируя свои издержки на требуемое сокращение выбросов. Этот метод развивает торговлю правами на загрязнения, фактически создавая рынок таких прав.

     Банки прав на загрязнение представляют собой  развитие предыдущего подхода. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут  вкладывать их в специальный банк для будущего использования или  продажи. Банк становится посредником, имеющим запас "прав", продающим  и покупающим их. Эти банки выполняют  и учетную функцию, обеспечивая  процесс погашения израсходованных  прав и не допуская их повторного использования.

     Банки могут также предоставлять предприятиям-загрязнителям  эмиссионные кредиты, т. е. временные  права на увеличение выбросов. Предприниматель  не должен платить столь значительную сумму, какую он платит, покупая права  на выбросы. С точки зрения природы  это тоже хорошо, так как предприниматель  знает, что очень скоро (по истечении  срока предоставления кредита) ему  надо сократить выбросы. Если же он купит разрешение на загрязнение, то стимулов сократить свои выбросы у него будет меньше.

     Биржи прав на загрязнение. При расширении рынка прав на загрязнение возникает  необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы.

     Можно сделать вывод, что по своей сути рыночные методы управления природоохранной  деятельностью направлены на обеспечение  рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Все  начинается с того, что общество определяет допустимые масштабы воздействия  на природу, затем распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными  сторонами. А затем в отличие  от административной и экономической  систем регулирования предпринимателям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т. е. за тем, чтобы общее воздействие  на природу не увеличилось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: закрепление  прав собственности и организации, обеспечивающие реализацию этих прав (в том числе выдача лицензии или  сертификатов собственности); контроль за деятельностью экологических банков и бирж.

     Рыночные  методы являются наиболее перспективным  направлением развития механизма УООС. Но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов  имеет свои положительные и отрицательные  стороны, а значит, каждый из методов  имеет свою сферу применения. 
 
 
 
 
 
 

     4. Микроэкономический анализ различных  методов управления природоохранной  деятельностью

           В этом разделе мы рассмотрим вопросы, связанные с анализом воздействия природоохранной деятельности на предприятия загрязнители. Мы будем анализировать различные инструменты по следующим параметрам:

     а) последствия для окружающей среды. Гарантирует ли данный инструмент достижения желаемого качества окружающей среды или способствует снижению выбросов?

     б) величины издержек, необходимых для достижения фиксированного состояния природной среды. Иными словами, во что обходится обществу реализация природоохранных мер;

     в) как распределяется бремя природоохранных издержек между виновником загрязнения и потребителями продукции, используемой с применением технологии, оказывающей неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

     Если рассматривать методы управления природоохранной деятельностью укрупненно, то можно выделить следующие: устанавливаемые централизованно нормативы выбросов; лицензии на выбросы вредных веществ, которые можно продавать, обменивать и т. д.; платежи за загрязнение окружающей среды. Рассмотрим соотношение этих инструментов. Имеется два источника загрязнения. Кривые природоохранных издержек 7 и 2. Объем образования отходов пусть будет одинаковым и равным К. Требуемый уровень качества достигается, если суммарные выбросы составят 2V. На основе этих показаний для каждого источника загрязнения установлен лимит V. Тогда каждый из источников улавливает вредные примеси в объеме К - V. Предельные природоохранные издержки первого и второго предприятия не совпадают (рис.1). Общие затраты на достижение требуемого качества окружающей среды составят S1 + 2S2. Неоспоримое преимущество данного метода заключается в следующем. Обеспечив надежный контроль за деятельностью рассматриваемых двух предприятий, можно гарантировать заранее заданное качество окружающей среды. Однако на этой территории невозможно будет разместить третье предприятие. Весь имеющийся ассимиляционный потенциал занят, и третье предприятие может иметь только нулевые выбросы. Конечно, природоохранные органы могут пересмотреть нормативы, ранее установленные для первых двух предприятий, но это может быть воспринято последними негативно.

     

     Рис. 1

     Обозначения: I, 2— природоохранные издержки; К— объем образования отходов на каждом предприятии.

     Конечно, можно себе представить, что, устанавливая нормативы выбросов, соответствующая природоохранная организация заранее предполагает, что в будущем понадобится строительство нового предприятия, и какую-то долю ассимиляционного потенциала следует зарезервировать для него. Но тогда получится так, что предприятия несут повышенные издержки, часть из которых неоправданна. Если мы ожидаем выдать третьему предприятию разрешение на выбросы в объеме b, то до момента ввода его в эксплуатацию дополнительные затраты двух других предприятий составят S3+2S4. Тем более трудно сказать заранее, какое именно предприятие потребуется вводить в действие на данной территории и какие лимиты выбросов необходимо будет им предоставить.

     Итак, установление нормативов выбросов обеспечивает достижение определенного качества окружающей среды. Они, во-первых, не дают возможности развивать другие производства на этой территории (или резервируя ассимиляционный потенциал, увеличивает природоохранные издержки); во-вторых, не стимулируют предприятия снижать выбросы ниже уровня, установленного для них норматива. Рассмотрим теперь, во что обойдется реализация ограничений на выбросы. Как видно из рис. 1, общие затраты составляют S1 + 2S2, при этом предельные издержки для первого и второго предприятий неодинаковы — у первого они выше, чем у второго. Значения этих издержек составляют соответственно Z1 и Z2 (рис. 2).

рис.2

Общие издержки на достижение заданного качества окружающей среды могут быть уменьшены, если нормативы выбросов будут дифференцированными. Для первого регламентируется более мягкий норматив К1, а для второго — более жесткий Кг. В этом случае издержки сократятся на S1, а возрастут на S2. Поскольку S1 > S2, общее изменение издержек будет отрицательно. Иначе говоря, при установлении дифференцированных нормативов того же качества окружающей среды можно добиться с относительно низкими издержками.

Тем не менее на практике установить столь детально дифференцированные нормативы не представляется возможным в силу непреодолимых технических сложностей. Кто же оплачивает природоохранную деятельность в случае

введения стандартов такого рода? Здесь от уровня предприятия мы перейдем на уровень отрасли и рассмотрим, как изменятся доходы общества и отрасли (рис.3). X0 соответствует такому объему выпуска, при котором количество образовавшихся отходов равно величине установленного норматива выбросов. Если есть необходимость произвести больше, чем X0, то для того, чтобы не выйти за пределы норматива, потребуется осуществлять природоохранные затраты. Если бы мы не вводили ограничения на выбросы, то общий выпуск продукции был бы равен X*, но введение ограничений перемещает его в точку X1. Цена, которая могла бы сложиться на уровне P*, увеличивается до уровня P1. Потери общества составляют S1 + S2 + S3 + S4. Они вызваны как снижением объема производства S1 + S2, так и ростом издержек, связанных с включением в них природоохранной составляющей. Потери потребителя составляют S 5 + S4 + S1, а производителя — S3 + S2, но при этом он получает часть дохода, присвоенного раньше потребителем, S5. В итоге общий баланс

производителя S5 - S2 - S3 может оказаться положительным. Все зависит от конфигурации кривых.

Информация о работе Практические методы управления качеством окружающей природной среды