Практические методы управления качеством окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей.

Оглавление

Введение
1. Административные методы управления природоохранной деятельностью.5
Экологические правонарушения…………………………..……………5
Административные правонарушения……………..……………………8
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»………...…….9
2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью..12
2.1 Плата за загрязнение окружающей среды………………………………14
2.2 Плата за использование природных ресурсов…………………….……16
2.3 Эмиссионный налог, налоговые и иные льготы…………….……..…….17
2.4 Экологическое страхование………………………………..………..……20
3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью…….21
4.Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью…………………………………………..……..23
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 524.53 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕППЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  предмету: «Экономика природопользования»

Тема: «Практические методы управления качеством окружающей природной среды» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специальность: 080502- экономика и управление на

предприятии природопользования

Выполнил: Кем Ю.М.

                                                                                                 Проверил:   
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт –  Петербург 2011

Содержание

    Введение

    1. Административные методы управления природоохранной деятельностью.5

    1. Экологические правонарушения…………………………..……………5
    2. Административные правонарушения……………..……………………8
    3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»………...…….9

    2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью..12

     2.1 Плата за загрязнение окружающей  среды………………………………14

     2.2 Плата за использование природных  ресурсов…………………….……16

     2.3 Эмиссионный налог, налоговые  и иные льготы…………….……..…….17

     2.4 Экологическое страхование………………………………..………..……20

     3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью…….21

     4.Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью…………………………………………..……..23

      Заключение

      Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Наша  страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды  достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера  и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая  проблема номер один - загрязнение  окружающей среды. Последовательно  ухудшается здоровье людей. Средний  возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый  ребенок рождается умственно  или физически неполноценным  вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей  имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ  при ООН народ РФ находится  на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических  ситуаций. Только 15-20% жителей городов  и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что  нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России - пора осознать, что время нерегулируемого  безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В  противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием  будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду  есть не что иное, как уничтожение  биологической основы существования  человека, современная форма каннибализма.

В сложившейся  ситуации неизменно возрастает роль правоохранительных органов в области  охраны окружающей среды. Поддерживая  экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.

В данном работе я постараюсь дать представления о законах и правонарушениях связанные с природоохранной деятельностью.

     Охрана  окружающей природной среды –  одна из наиболее актуальных проблем  современности. Научно-технический  прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно  приводят к обострению экологической  ситуации: истощаются запасы природных  ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между  человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и  нравственное здоровье людей, обостряется  экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.

Природопользование  – это одно из самых сложных  объектов управления. Поэтому немало важное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой природопользования.

Предметом рассмотрения являются экономические методы управления природоохранной деятельностью. Цели данной работы – раскрытие экономических механизмов природоохранной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Административные  методы управления  природоохранной  деятельностью

    1.1 Экологические  правонарушения

          Понятие и состав экологических правонарушений. Правонарушение представляет собой  юридический факт, порождающий охранительное  правоотношение.

    Специфика правонарушения, совершенного в области  природопользования и охраны окружающей среды, определяет его как экологическое  правонарушение и заключается в  том, что:

    • объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды;

    • экологическое правонарушение представляет собой противоправное деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);

    • вина является третьим признаком состава правонарушения в формах умысла и неосторожности. Например, незаконная охота (ст. 258 УК) может быть совершена только с прямым умыслом, уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст. 261 УК РФ);

    • субъектом экологического правонарушения могут быть граждане и юридические лица.

    В ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологическое  правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее  вред окружающей природной среде  и здоровью человека. С учетом степени  общественной опасности экологические  правонарушения подразделяются на проступки  и преступления.

    В ст. 42 Конституции РФ записано, что «каждый  имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Право на благоприятную окружающую среду представляет собой: во-первых, нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; во-вторых, принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; в-третьих, это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

          Виды  вреда, причиняемого окружающей природной  среде. В соответствии со ст. 86 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. вред окружающей природной  среде может быть причинен юридическими лицами и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных  ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб в экологической  сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы, а также в расходах на их восстановление. Упущенная выгода в  экологической сфере может выражаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той  почвы, плодородие которой снизилось.

    Вред  окружающей среде (с точки зрения последствий) может быть как экономический (гибель лесного массива, предназначенного к вырубке и продаже), так и  экологический (нарушение экологических  интересов общества в части благоприятной  среды). Между собой эти виды вреда  органически связаны как источником, так и способом причинения и рассматриваются  в денежном выражении. Но в отличие от экономического вред экологический более длителен в своем проявлении и последствия его могут быть растянуты во времени и в пространстве. Этот вред не всегда может быть возмещен в натуре, не всегда оценим в денежном выражении, поэтому огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

          Вред  окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Соответственно правомерный вред (объективно вынужденный) должен быть возмещен только в случаях, прямо предусмотренных  законодательством. Эколого-правовая ответственность за неправомерный  вред наступает только в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2 Административные правонарушения

    Применение  административной ответственности  регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон РФ «Об охране окружающей природной  среды» расширил перечень составов экологических  правонарушений, при совершении которых  виновные должностные, физические и  юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность  наступает за превышение предельно  допустимых выбросов и сбросов вредных  веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной  экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и о радиационной обстановке и т.д.

    Конкретный  размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера  и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического  надзора РФ. При этом постановление  о наложении штрафа может быть обжаловано в суде или арбитражном  суде. Наложение штрафа не освобождает  виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона РФ «Об  охране окружающей природной среды»). 
     
     
     
     

    1.3 Федеральный  закон «Об охране окружающей среды» 

     Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из 84 статей, объединенных в 16 глав: I. Общие положения; П. Основы управления в области охраны окружающей среды; III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; V. Нормирование в области охраны окружающей среды; VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной; X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг); XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль); XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды; XIII. Основы формирования экологической культуры; XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды; XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; XVI. Заключительные положения.

Информация о работе Практические методы управления качеством окружающей природной среды