Безработица, ее типы, уровень и социально-экономические последствия. Проблема безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Целесообразность данной темы определяется тем, что от уровня занятости не только благосостояние граждан Беларуси, но и темпы развития национальной экономики. Чем больше уровень занятости, тем больше рабочих рук вовлекается в общественное воспроизводство, обеспечивая более интенсивное экономическое развитие. Беларусь не большая по размерам страна, по данным статистики, объем экономически активного населения в трудоспособном возрасте не превышает 4 миллиона человек, этого крайне мало для обеспечения устойчивого экономического развития. Поэтому увеличение безработицы даже на несколько процентов резко снижает экономический потенциал Беларуси.

Оглавление

Введение
Экономическая сущность безработицы
Понятие и типы безработицы
1.2. Определение уровня безработицы
1.3. Экономические издержки безработицы
2. Безработица и занятость в Беларуси
2.1. Безработица и занятость в г. Минске
2.2. Показатели безработицы и занятости в Республике Беларусь
2.3. Важнейшие приоритеты социально-экономической политики
3. Пути решения проблем занятости в Республике Беларусь на современном этапе
3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в стране и их решение
3.2. Сохранение производственного и кадрового потенциала на текущий период
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Короткова курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения  структуры рабочих мест;

достижения  сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

стимулирования  развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы;

содействия  профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении  ею профессионального образования;

усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения  и минимизации ее негативных социально-экономических последствий.

Программой  установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%.

Показатель  регистрируемой безработицы, достигший  максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году.

В Республике Беларусь один из самых низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы.

Таблица 1. Уровень безработицы в странах мира, в % к экономически активному населению

 

Государства СНГ (данные на конец ноября 2008 г.)

Другие государства (данные на конец 2007 г.)

Азербайджанская Республика

1,0

Австралия

4,4

Республика Армения

6,2

Республика

Болгария

6,9

Республика Беларусь

0,8

Германия

8,3

Республика Казахстан

0,7

Государство

Израиль

7,3

Кыргызская Республика

3,0

Латвийская

Республика

6,0

Республика Молдова

1,3

Литовская

Республика

4,3

Российская Федерация

1,7

Республика  Польша

11,2

Украина

3,1

Словакия

11,5

   

Соединенное Королевство Великобритании и Северной

Ирландии

5,5

   

США

4,6

   

Франция

8,4

   

Чешская Республика

6,5

   

Эстонская Республика

4,7

   

Япония

3,8


Примечание. Литературный источник: [7, c.86, таблица 8]

В январе–ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.

Численность занятых  в экономике в январе–ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

В 2008 году государственной  службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.

Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.

Таблица 2. Численность зарегистрированных безработных и уровень безработицы в Республике Беларусь и регионах на конец декабря  2008 г.

 

 

Численность безработных, тыс. человек

Тыс. человек

Уровень безработицы,

в % к экономически активному населению

зарегистрировано безработных

трудоустроено безработных

Республика Беларусь

37,3

13,9

8,3

0,8

Области:

       

Брестская

6,6

2,3

1,5

1,1

Витебская

6,1

2,2

1,5

1,1

Гомельская

6,9

2,4

1,2

1,0

Гродненская

4,9

1,7

1,1

1,0

Минская

5,1

2,3

1,4

0,8

Могилевская

3,9

1,8

1,2

0,8

г. Минск

3,8

1,2

0,4

0,4


Примечание. Литературный источник: [6, c.17, таблица 11]

Средний размер пособия на одного безработного в  декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.

По оперативным  данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда:

создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также  имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных;

направлено  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных;

предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для  организации собственного дела;

обеспечено  участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных;

организована  временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. [14, c. 26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в стране и их решение

 

К основным проблемам  обеспечения занятости населения относятся:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

  • молодежи;
  • инвалидов;
  • лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;
  • граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние  годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

Весьма  остро  стоит проблема трудоустройства  молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность  подработать в свободное от учебы  время в лагерях труда и  отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

В Беларуси, как  и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

Больше всего  безработных – представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях.

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые  длительное время не работали в связи  с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. [11, c.303]

В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин.

 Государство  поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности.  Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты  женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

 Активное  содействие занятости женщин  дает результаты: за прошедший год  их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%.

В республике уделяется  повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

 В 2008 году  в оплачиваемых общественных  работах приняли участие 52,4 тыс. безработных.

 Проблемы  трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

Информация о работе Безработица, ее типы, уровень и социально-экономические последствия. Проблема безработицы в Республике Беларусь