Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТП888.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

     Коэффициент структурных сдвигов = = = ± 0,389

     Рассчитанный  показатель показывает среднее отклонение удельного веса каждой из ассортиментных групп товарооборота за 2 года анализируемого периода. Изучив динамику, состав и структуру оборота розничной торговли на ЗАО «Ионесси» за 2009 и 2010 год, целесообразно перейти к факторному анализу оборота розничной торговли. Для более глубокого изучения оборота розничной торговли необходимо провести факторный анализ, рассчитать влияние роста цен и изменение физического объема оборота на размер оборота розничной торговли предприятия Торговый отдел № 3 (ЗАО «Ионесси»). 

Таблица 2.8 - Анализ влияния цен на изменение  розничного товарооборота в отчетном году, тыс. руб.

 
Годы
Оборот  розничной торговли Абсолютный  прирост (снижение) за год Темп  роста (снижения), %
в действующих

ценах

Индекс  цен в сопоставимых ценах  
 
Всего 
 
в т.ч. за счет

изменения

в действующих

ценах

в сопоставимых ценах
физического объема оборота  
роста цен
А 1 2 3 4 5 6 7 8
2009 8749,0 - - - - - - -
2010 9375,6 1,045 8971,9 626,6 222,9 404,3 107,16 95,69
 

     Анализ  влияния изменения цен и физического  объема продаж на динамику оборота  розничной торговли ЗАО «Ионесси» в 2010 году показал, что в действующих ценах оборот увеличился на 626,6 тыс.руб., а в относительной форме на 7,16%. Данное увеличение обусловлено тем, что цены выросли на 404,3 тыс.руб. Но физический объем продаж снизился на 4,31%. В целом влияние факторов можно оценить условно положительно, так как увеличение оборота происходило в основном за счёт роста цен. 

Таблица 2.9 - Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику физического объема оборота розничной торговли ЗАО «Ионесси».

Наименование  трудовых ресурсов Прошлый год Отчетный  год Влияние на динамику физического объема оборота  розничной торговли
в действую

щих ценах

в сопостави

мых ценах

методика расчета размер влияния, тыс. руб.
А 1 2 3 4 5
Оборот  розничной торговли, тыс. руб. 8749,0 9375,6 8971,9 8971,9-8749,0 222,9
Численность работников всего, чел. 10 9 9 (9-10)*874,9 -874,9
в том  числе численность торгово-оперативных  работников, чел. 5 4 4 (4-5)*1749,8 -1749,8
Производ-ть труда всего, тыс. руб./чел. 874,9 1041,7 996,8 (996,8-874,9)*9 1097,1
Производительность  труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел. 1749,8 2343,9 2243,0 (2243,0-1749,8)*4 1972,8
 

     В отчетном 2010 году физический объем  продаж увеличился на 626,6 тыс.руб.. На столь небольшое увеличение повлияли следующие факторы:

  • сокращение численности работников на 1 человека, это привело к уменьшению оборота на 874,9 тыс.руб.;
  • сокращение численности торгово-оперативного персонала на 1 человека, уменьшение – 1749,8 тыс.руб.;
  • общий рост производительности труда увеличил объем продаж на 1097,1 тыс.руб.;
  • рост производительности труда торгово-оперативного персонала увеличил объём продаж на 1972,8 тыс.руб..

     Выявленное  увеличение объёма продаж, хоть и небольшое, положительно влияет на деятельность ЗАО «Ионесси». Сокращение штата было оправданно. Рост производительности труда оказывает положительное влияние на объём продаж.

     Таким образом, анализ оборота розничной  торговли на ЗАО «Ионесси» за 2009 – 2010 годы позволил сделать следующие  выводы:

  • положительное наименьшее влияние на оборот розничной торговли оказало изменение цен, оборот за счет этого фактора увеличился на 404,3 тыс.руб., этот факт сам по себе является положительным показателем для деятельности предприятия, влияние физического объема продаж немного меньше, и составило 222,6 тыс.руб.. Но для деятельности любого торгового предприятия рост оборота розничной торговли за счет увеличения цен не всегда предпочтительней чем рост оборота за счет увеличения физического объема продаж.

     В целом, по итогам факторного анализа, деятельность предприятия  ЗАО «Ионесси»  можно оценить положительно. Оборот розничной торговли растёт в основном за счёт интенсивных факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ динамики  состава и структуры  кадров предприятия  по половозрастному составу, категории работников и уровню образования 
 

     В условиях рынка представляется возможным  применить новый подход к формированию персонала, основанный на сочетании  двух важных качеств — стабильности и мобильности. Тем самым создаются  предпосылки для перехода к принципиально новой, гибкой системе формирования профессий и должностей как основе подбора, расстановки и использования работников, сообразуясь с конкретными задачами организации и располагаемым  человеческим ресурсом [29]

     Формирование  персонала предусматривает их планирование, а также осуществление комплекса мероприятий по отбору необходимых работников на рынке труда, их подготовке в соответствующих учебных заведениях, а также по повышению квалификации собственных работников.

       Таким образом, кадры организации можно оценить по нескольким показателям, которые в комплексе предоставляют информацию о кадровой структуре и составе данной организации, об их профессиональных качествах и квалификации. Они помогают рассчитывать необходимое количество численности работающих на определенный период, разрабатывать критерии выбора сотрудников на различные должности при замещении, эффективно разрабатывать и осуществлять кадровую политику организации.

          Далее проведем анализ состава и структуры кадров ЗАО «Ионесси» по различным показателям в соответствие со штатным расписанием. 
 
 
 
 
 

Таблица 2.10 – Анализ численности работников торгового предприятия Торговый отдел № 3 (ЗАО «Ионесси») по категориям работников 
 

Показатели Прошлый год Отчетный  год Темп  роста, %
чел. уд.вес., % чел. уд.вес., %
А 1 2 3 4 2
Среднегодовая численность работников, всего 10 100 9 100 90,0
В том  числе:          
-административно-  управленческого персонала 3 30,0 3 33,3 100,0
-торгово-оперативного персонала 5 50,0 4 55,5 80,0
- вспомогательного  персонала 2 20,0 2 22,2 100,0

Таблица 2.11 - Анализ работников торгового предприятия по уровню образования

Состав  работников по уровню образования Прошлый год Отчетный  год Отклонение 
(+;-) по
численн ость, чел. удельн ый вес, % числен ность, чел удельн ый вес, % числен ность, чел удельный вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Численность работников, всего 10 100 9 100 -1 -
В том числе            
1. С высшим образованием 6 60,0 5 55,6 -1 -4,5
- генеральный директор 1 10,0 1 11,1 - 1,1
- бухгалтер 1 10,0 1 11,1 - 1,1
- товаровед 1 10,0 1 11,1 - 1,1
- продавцы-кассиры 3 30,0 2 22,2 -1 -7,8
2. Со средне-специальным 2 20,0 2 22,2 - 2,2
- продавцы-консультанты 2 20,0 2 22,2 - 2,2
3. Со средним образованием 2 20,0 2 22,2 - 2,2
- уборщица 1 10,0 1 11,1 - 1,1
- водитель 1 10,0 1 11,1 - 1,1

Информация о работе Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли