Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время невозможно представить деятельность предприятия (организации) без людей. Персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником. Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями владельца организации. Поэтому кадрам предприятия уделяется большое внимание со стороны руководства. В рамках отдельной организации наиболее употребляемым понятием является «персонал», то есть люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., что является их отличительным признаком от вещественных факторов производства (сырья, машин, энергии, капитала).

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические и методические основы анализа состояния и эффективности использования кадров предприятия торговли...............................6
1.1. Кадры предприятия торговли: понятие, состав, виды и их классификация.............................................................................................................6
1.2. Методика анализа и оценки состояния и эффективности использования кадров предприятия...................................................................................................14
1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика............................................................................23
2. Анализ состояния кадров исследуемого торгового предприятия.............27
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...............................................................................................................27
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной
торговли......................................................................................................................38
2.3. Анализ динамики состава и структуры кадров предприятия по половозрастному составу, категории работников и уровню образования..........47
3. Оценка эффективности использования кадров предприятия торговли: анализ и пути повышения........................................................................................52
3.1. Анализ эффективности использования кадров исследуемого торгового предприятия...............................................................................................................52
3.2. Выявление и обоснование путей повышения эффективности использования кадров предприятия в современных условиях............................60
Заключение........................................................................................................66
Библиографический список.............................................................................68
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТП888.doc

— 1.62 Мб (Скачать)
 
 
 
 

Продолжение таблицы 1.1

Коэффициент соотношения рабочих и служащих
Характеризует число рабочих, приходящихся на 1 служащего. Позволяет судить о соотношении двух главных категорий персонала и их влиянии на производительность труда
Текучесть персонала, %
Характеризует уровень стабильности трудового  коллектива и работу с персоналом
Потери  рабочего времени на 1 работника, чел.-

дни

Отношение суммарных  потерь времени

из-за болезни, простоев и неявок к общей численности

персонала

Показывает  резервы эффективности в использовании  труда персонала
Качество  торгового обслуживания Экспертная  оценка

качества по 5- балльной шкале

Субъективизм  экспертных оценок и их влияние на общую эффективность

использования труда персонала

 
 

      Эффективность использования труда работников может быть определена только с помощью системы показателей, которая позволяет избежать опасности неполной оценки использования труда на предприятии.

     На  практическом примере выполним анализ состояния и  эффективности использования  кадров предприятия в практической части курсовой работы (Глава 3, пункт 3.1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Пути повышения эффективности использования кадров торгового предприятия и их характеристика 
 

      Выполнение плана по товарообороту зависит от укомплектованности штатов торговых работников, обеспеченности торговых организаций продавцами, кассирами, консультантами и другими работниками, от правильности использования рабочего времени, от уровня производительности труда. Главным направлением повышения эффективности использования трудовых ресурсов является экономия живого труда и реальное сокращение его затрат на основе роста производительности труда. Одним из важных факторов повышения эффективности использования трудовых ресурсов является и сокращение потерь рабочего времени. Рабочее время представляет собой меру труда, затрачиваемого на производство продукции. Конкретные причины потерь рабочего времени можно установить при изучении баланса рабочего времени. Потери рабочего времени определяются как в  целом, так и в расчете на одного рабочего [19]. Величина потерь рабочего времени на одного рабочего определяется как частное от деления общего объема потерь (чел-дн) на среднесписочную численность рабочих соответствующего периода. Календарный фонд времени работников, как в целом, так и по отдельным категориям и группам может быть определен умножением среднего списочного числа работников на число календарных дней в том же периоде, за который было определено среднее списочное число. В составе календарного фонда времени каждого работника за достаточно длительный период обязательно будут выходные и праздничные дни; дни очередного и дополнительного отпусков, предусмотренные трудовым законодательством; дни неявок на работу по болезни и другим причинам, предусмотренным законом (участие в работе выборных общественных и других организациях, выполнение мужчинами обязанностей, вытекающих из закона о воинской службе); неявки на работу с разрешения администрации, наконец, прогулы. Потери рабочего времени возникают и результате простоев рабочих, которые вызываются как организационно - техническими причинами - неподготовленностью рабочего места, отсутствием материалов, инструмента, неисправностью торгового оборудования и т.д., так и нарушениями трудовой дисциплины. Наряду с уважительными причинами дополнительные отпуска нередко представляются рабочим в периоды простоев в результате низкой организации торгового процесса [8]. Наряду с изучением потерь рабочего времени необходимо установить влияние на эффективность использования трудовых ресурсов масштабов занятости ручным, малоквалифицированным и тяжелым физическим трудом. Для этого определяются следующие основные показатели:

- соотношение  основных и вспомогательных рабочих  (трудоемкость обслуживания производства);

- степень охвата  рабочих механизированным трудом (численность всех рабочих, занятых  на механизированных и ручных  работах);

- уровень механизации труда;

- показатели  повышения экономической эффективности  производства: фондовооруженность  и энерговооруженность труда,  уровень организации производства  и труда и т.д.;

- распределение  рабочих по условиям труда;

- численность  рабочих с расширенной зоной труда (совмещение профессий и т.п.);

- общеобразовательный и профессионально - квалификационный уровень подготовки рабочих, занятых ручным трудом [14].

     Снижение  темпов роста производительности труда  отрицательно сказывается практически  на всех сторонах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что наглядно демонстрирует «ловушка производительности» 

     

Рис. 1.3 «Ловушка производительности» 

     Поиск путей для повышения производительности труда, можно классифицировать следующим образом:

  • Повышение технического уровня торговли в результате механизации и автоматизации производства; внедрения новых видов оборудования в торговый и технологический процессы; улучшения конструктивных свойств изделий; повышения качества сырья и применение новых конструктивных материалов;
  • Улучшение организации торгового процесса и труда путем повышения норм труда и расширения зон обслуживания; уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы; упрощение структуры управления; механизация учетных и вычислительных работ; повышение уровня специализации производства;
 

     В условиях развитой экономики главным  фактором развития, следовательно, и  роста производительности труда  является наука, то есть использование  её результатов в совершенствовании  средств, процессов и организации производства и торговли. Но, являясь могучим фактором роста производительности труда, наука, как сфера трудовой деятельности, нуждается в эффективном управлении [29].

     Проблемой также является процесс объединения  усилий науки и практики по повышению производительности (результативности) труда. Этот процесс реализуется в научно-технических нововведениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ состояния  кадров исследуемого  торгового предприятия 

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия 
 
 

      Закрытое  Акционерное общество «Ионесси»  было организовано путем преобразования предприятия муниципальной собственности  Красноярской обувной фабрики «Спартак»  в 1991 году. Преобразование происходило  в период чековой  приватизациии, и обувная фабрика получила статус закрытого акционерного общества, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Фактический адрес Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Сурикова, 12, ИНН 2466015750, ОГРН 1022402672258, ОКПО 5056324.

     Территориальное расположение предприятия позволяет ему использовать все виды транспорта для доставки сырья, материалов и готовой продукции. ЗАО по производству обуви «Ионесси» имеет свой устав, в соответствии с которым органы управления носят коллегиальный характер и являются выборными. Функционирует в соответствии с федеральным законом “Об акционерных обществах”, гражданским кодексом РФ. Обладает правами юридического лица, обособленным имуществом, вправе от своего имени вступать в гражданские правовые отношения, быть истцом и ответчиком в суде. Имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банках, бланки и печати со своим наименованием. Высшим органом управления в ЗАО “Ионесси” является общее собрание акционеров.

     Реализация  управленческих решений, необходимых  для выполнения производственной программы входит в обязанности генерального директора. 

     В распоряжении генерального директора  находятся органы управления. Аппарат  органов управления представлен  следующими руководителями: директором по экономическим и финансовым вопросам, директором по производству, директором по сбыту - начальником отдела сбыта, директором по коммерческим вопросам - начальник ОМТС, директором по общим вопросам. Директор по сбыту организует работу отдел сбыта, склада готовой продукции, фирменных магазинов. Осуществляет контроль за выполнением плана реализации продукции, обеспечивает эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Функциональное назначение предприятия полностью сохранилось после его преобразования. Основным видом деятельности является производство обуви.

     ЗАО по производству обуви «Ионесси»  – коммерческая фирма, главной  целью  деятельности которой  является  получение  прибыли. Как экономический  субъект, данное предприятие является производителем определенных товаров и услуг, необходимых на российском рынке, т. е. удовлетворяет платежеспособный спрос на эти товары  и услуги.

          Дополнительным видом деятельности  является розничная продажа обуви,  текстиля и изделий из кожи. Ее осуществляет собственная торговая сеть фирменных магазинов «Ионесси». Один из магазинов является собственностью (частью) ЗАО «Ионесси», ряд других магазинов имеют статус частных предприятий и осуществляют реализацию товаров, производимых  ЗАО «Ионесси».

        Далее приведем характеристику деятельности конкретного фирменного магазина обуви «Ионесси» (Торговый отдел №3), который является частью ЗАО по производству обуви «Ионесси».

         Торговый отдел № 3 (ЗАО «Ионесси») является предприятием, основной вид деятельности которого – реализация обуви, и изделий из кожи. Место нахождения : г.Красноярск, ул. Сурикова, 12.

     Основным  руководителем предприятия является директор по сбыту.

          Режим работы магазина с понедельника по воскресенье с 10:00 до 20:00 без обеда.

     В магазине представлен широкий ассортимент товаров. В ассортимент входят товары для различного половозрастного состава населения. Для женщин: балетки, босоножки, ботильоны, ботинки, мокасины, кроссовки, полусапожки, сапоги, туфли. Для мужчин: кеды, туфли, сандалии, кроссовки, ботинки, сапоги. Также представлен широкий ассортимент детской обуви, дополнительных изделий из кожи (ремни, кошельки, перчатки, сумки) и товаров по уходу за изделиями из кожи (кремы, спреи).

     В магазине существует отработанная схема поставок товара. Поставщиком является  ЗАО по производству обуви «Ионесси».

     Предприятие изучает спрос потребителей, организовывает хранение товаров, формирует товарный ассортимент. Занимает лидирующее место  на рынке, товар пользуется спросом, привлекаются новые покупатели. Этому способствует благоприятное расположение магазина, он находится в центре города, близко к транспортной развязке.

           Директор по сбыту несет ответственность  за предоставление финансовой  отчетности в соответствующие  органы, сведений о деятельности предприятия,  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.  Он организует работу и эффективное взаимодействие работников предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствования продаж в условиях рыночной экономики. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками и банком. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, созданию безопасных и благоприятных условий для труда работников, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. В его непосредственном подчинении находятся: административно-управленческий, торгово-оперативный и вспомогательный персонал.

           Отношения работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора, регулируются законодательством РФ о труде. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и результатами хозяйственной деятельности предприятия. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда, и меры социальной защиты работников.

     Система управления торговой организацией -  организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работники могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей. Разработка конкретной организационной структуры предполагает создание сети, по которой проходят управленческие решения, осуществляется информационная связь различных уровней управления и контроль за выполнением решений.

     Предприятие торговли, как объект управления в системе менеджмента имеет линейную организационную структуру, т.е. горизонтальное разделение труда. Структура  магазина «Ионесси» представлена на Рис.2.1. 

       
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.2.1 Организационная структура магазина обуви «Ионесси» (Торговый отдел №3)

     

           Предприятие торговли, как объект управления в системе менеджмента имеет линейную организационную структуру, т.е. горизонтальное разделение труда.        

         Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ. В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

        Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

          На основании должностных инструкций ЗАО «Ионесси» рассмотрим полномочия и обязанности отдельных работников.

Информация о работе Анализ состояния и пути повышения эффективности использования кадров предприятия торговли