Безналичные расчеты в Российской Федерации и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.

Оглавление

Введение
1. Теоретические и законодательные основы организации безналичных расчетов в РФ
1.1. Понятие безналичных расчетов.
1.2. Сущность и принципы организации безналичных расчетов
1.3. Нормативно- правовая база организации безналичных расчетов в Р
2. Формы безналичных расчетов
2.1. Расчеты платежными поручениями.
2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
2.3. Чековая форма расчетов
2.4. Расчет аккредитивами
2.5. Вексельная форма расчетов
3. Направления совершенствования системы безналичных расчетов в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса
3.1. Направления совершенствования системы безналичных расчетов на примере «Раффайзенбанка»
3.2. Проблемы совершенствования системы безналичных расчетов в условиях мирового финансового кризиса и пути их решения.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

0283234_2B2A7_beznalichnye_raschety_v_rossiyskoy_federacii_i_perspektivy_i.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

-предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учредительных документов).

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал; за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и т. п.

В договоре фиксируются размеры  штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия.

При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков, ЦБР должен создать высокоэффективную общегосударственную систему межбанковских расчетов, отвечающую мировым достижениям. Дело упирается в техническую оснащенность данной системы. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пересылки друг другу первичных документов. В качестве дополнения к системе межбанковских расчетов через ЦБР могут существовать различного рода клиринговые структуры, а также прямые расчеты между коммерческими банками.

Что касается расчетов с иностранными банками, то наши коммерческие банки ориентируются в основном на международную межбанковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голландии. В настоящее время в данную систему входит несколько десятков отечественных банков. Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т. е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.

Остальная часть  платежного оборота (примерно одна четверть) — это расчеты по нетоварным операциям, т. е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и т. д.

По признаку территориального расположения предприятий  и обслуживающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или разными учреждениями банков, находящимися в одном населенном пункте, называются одногородними или местными расчетами. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных населенных пунктах, называются иногородними.

Безналичные расчеты  за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:

- наименование расчетного документа;

- номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;

- наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;

- назначение платежа (в чеке не указывается);

-сумма платежа (цифрами и прописью).

Первый экземпляр  расчетного документа должен быть обязательно  подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета  плательщика производится только на основании первого экземпляра - расчетного документа.

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.

1.3. Нормативно- правовая база организации безналичных  расчетов в РФ

На правовое регулирование  безналичных расчетов направлен  ряд нормативных актов различного уровня, гражданского и банковского законодательства. Прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, глава 46 «Расчеты»), устанавливающий формы расчетов и правовые основы расчетов, регулирующий договорные основы осуществления безналичных расчетов.  Следующий законодательный акт - Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г.), регулирует правовое положение банков и иных кредитных организаций. Случаи использования иностранной валюты в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов предусмотрены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004 г.)

Правила, формы, сроки  и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г.) (Глава XII. Организация безналичных расчетов).

Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. №115-П ЦБР издает также  официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов  и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

В настоящее время  действуют следующие правила  безналичных расчетов, утвержденные Банком России:

- Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах  в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г., 11 июня 2004 г.);

- Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

Необходимость принятия специального акта регулирующего осуществление безналичных расчетов физическими лицами подчеркнута в разъяснениях ЦБР: Положение Банка России «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» принято Банком России в целях реализации норм действующего законодательства Российской Федерации, в частности, ГК РФ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которыми предусмотрена возможность открытия физическими лицами банковских счетов и осуществления по ним расчетов, а также осуществление переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Открытие банковских счетов предоставляет физическим лицам возможность использовать все формы безналичных расчетов, установленные ст.862 ГК РФ (расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо), которые в отношении депозитного счета для клиента доступны только в рамках расчетных операций, допускаемых для совершения по счету данного вида законодательством, т.е. по перечислению денежных средств со счета либо зачислению средств, поступивших в банк на имя вкладчика, если это предусмотрено договором банковского вклада, которые осуществляются в рамках норм пар.2 «Расчеты платежными поручениями» Главы 46 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, необходимо различать правовое регулирование безналичных расчетов физических лиц (лиц без гражданства, иностранных физических лиц) и хозяйствующих субъектов.

Наряду с указанными актами Банка России, также можно  выделить: Положение ЦБР от 12 марта 1998 г. №20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» (с изменениями от 28 апреля 1999 г., 11 апреля 2000 г.); Положение ЦБР от 23 июня 1998 г. №36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» (с изменениями от 11 апреля, 25 сентября 2000 г., 13 декабря 2001 г.). Указанные положения устанавливают правила обмена электронными документами и пакетами электронных документов, используемыми при осуществлении безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России. Данные положения действуют в части, не противоречащей Указанию ЦБР от 24 апреля 2003 г. №1274-У, устанавливающему особенности применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России.

В международном праве  действует ряд документов, регулирующих расчеты. Это, в частности, Унифицированные правила по инкассо (публикация Международной торговой палаты — МТП — № 522) в редакции 1995 года, вступившие в силу с 1 января 1996 г., Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов, Типовой закон ЮНСИТРАЛ (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли) о международных кредитовых переводах. Действует соглашение о расчетах и в рамках СНГ: Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.); Соглашение по урегулированию расчетов между хозяйственными организациями и банками Российской Федерации и Республики Беларусь (Москва, 27 октября 1992 г.).

Банковское законодательство (Закон «О банках и банковской деятельности», «О Центральном Банке РФ») - это акты специального законодательства (публичное законодательство), направленные на регулирование банковской системы, банковской деятельности. Гражданский кодекс – регулирует непосредственно гражданские правоотношения, отношения по поводу возникновения обязательств, совершению сделок и т.д.

В этой связи заметим, что банковское законодательство направлено на регулирование особых публичных  правоотношений – Закон «О банках и банковской деятельности», Закона «О ЦБР» имеют совершенно иной (в отличие от ГК РФ) предмет правового регулирования. Таким образом, банковское законодательство регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки и т. д.

В связи со сказанным, представляется, что «банковские  нормы» регулирующие совершение безналичных расчетов не должны противоречить гражданскому законодательству.

Субъекты Российской Федерации не вправе принимать акты в области банковского и гражданского законодательства, в частности, направленные на регулирование безналичных расчетов. Данная сфера нормотворчества отнесена к исключительному ведению Российской Федерации (п. «ж», п. « о» ст.71 Конституции Российской Федерации).

 

 

 

 

 

2. Формы безналичных  расчетов

2.1. Расчеты платежными  поручениями.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Возможности применения в  расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве, как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

-за полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

-для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

-для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

-при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

-по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения  используются для:

-платежей в бюджет;

-погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; перечисления средств органам государственного и социального страхования;

-взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т. п.;

-приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Платежное поручение  выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа (перечень необходимых реквизитов представлен в приложении 1), и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

Информация о работе Безналичные расчеты в Российской Федерации и перспективы их развития