Банкротство и санация банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение процедуры банкротства банка возможных причин и путей предотвращения банкротства, а также финансового оздоровления коммерческого банка. В данной работе мы рассмотрим процедуру санации на примере банка «Петровский» и процедуру банкротства на примере Международного Промышленного Банка.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

1.1. Сущность и финансово-экономические признаки возможного банкротства банка……………………………………………………….………...5

1.2. Организационно-правовые основы банкротства и санации банков в России……………………………………………………………………………...8

Глава 2. Анализ современной практики санации и банкротства банков в России.

2.1. Процесс санации на примере банка «Петровский»……………………..14

2.2. Процесс банкротства на примере Международного Промышленного Банка…………………………………………………...........................................17

Глава 3. Проблемы укрепления финансового состояния банков и предупреждения банкротства в России.

3.1. Влияние мирового финансового кризиса на финансовое состояние банков России………………………………………………….………………...20

3.2. Роль АСВ в процессе банкротства и санации банков…………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

1.2. Организационно-правовые основы банкротства и санации банков в России.

     На  правовое регулирование банкротства  кредитных организаций направлено специальное законодательство. К такому законодательству необходимо отнести, в первую очередь, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., от 19 и 19 декабря 2006г.). Особенностям применения Закона о несостоятельности в отношении кредитных организаций посвящено информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. № 74.

Как отмечают эксперты, основная особенность процедур несостоятельности (банкротства) кредитных  организаций заключается в дифференциации механизма банкротства, процедур признания  несостоятельности, а также последствия возбуждения дел в отношении должника - кредитной организации.

     Согласно  п.1 ст.2 указанного Закона под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным  судом ее неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Для возбуждения  дела о банкротстве принимаются  во внимание:

- по  денежным обязательствам - требования, подтвержденные вступившим в  законную силу решением суда;

- по  уплате обязательных платежей - требования, подтвержденные решением налогового  или таможенного органа о взыскании  задолженности за счет имущества  должника.          При этом кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.         В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если:

• требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимального размера оплаты труда и они не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения;

• стоимость имущества (активов) организации после отзыва у нее лицензии недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (стоимость имущества (активов) и обязательств определяется на основании методик ЦБ РФ).      На практике, использование данных законодательных положений приводит к искусственному затягиванию судебного разбирательства. Как отмечают исследователи, к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Конечный расчет здесь строится на толковании закона таким образом, что один лишь факт оспаривания в суде обоснованности отзыва лицензии или, тем более, признание соответствующего приказа Банка России недействительным автоматически означает соответственно незаконность возбуждения или продолжения ведения дела о банкротстве. И расчет этот действительно оправдывается, поскольку арбитражные суды в подобной ситуации чаще всего приостанавливают производство по делу о банкротстве кредитной организации до принятия решения по иску об обжаловании приказа Банка России или прекращают производство после вступления в силу решения об удовлетворении иска. Эти действия позволяют вывести незаконными способами активы должника.        Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению направляется в случаях, порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г.) (далее - Закон о несостоятельности) и Инструкцией ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».      Согласно этим документам Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных в ст. 4 Закона о несостоятельности. К числу таких оснований относятся случаи, когда кредитная организация:

• не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

• не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

• допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

• нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

• нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;

• допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации.    При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению, содержащее перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения данного требования руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о ее реорганизации (п. 1 и 2 ст. 12).        Со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации (п. 3 ст. 12). Банк России в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации документального подтверждения устранения оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве), обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (п. 4 ст. 12).   Банк России вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать: оценку финансового состояния кредитной организации;

указание  на формы и размеры участия  учредителей (участников) кредитной  организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении; меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации; меры по получению дополнительных доходов; меры по возврату просроченной дебиторской задолженности; меры по изменению организационной структуры кредитной организации; срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.         Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки его представления, порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России (ст. 13). Требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации. В соответствии с п.1 ст. 32 Федерального закона о несостоятельности при возникновении хотя бы одного из оснований, предусмотренных подп.1-3 п.1 ст.17 Федерального закона, Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации.

Кредитная организация обязана разработать  и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий по реорганизации в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования Банка России.      При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. При банкротстве кредитной организации наблюдение, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.

Глава 2. Анализ современной  практики санации  и банкротства  банков в России.

2.1.   Процесс санации  на примере банка «Петровский».

     Банк  России и Агентство по страхованию  вкладов (АСВ) приступили к санации  банков в рамках нового законодательства. Первым банком, который спасли по новой процедуре через привлечение независимого инвестора, стал ОАО "Банк ВЕФК".

     Эффективность действий санаторов банка "Петровский" (бывший ВЕФК) получила оценку аудиторов. В заключении к годовому отчету "Петровского" компания ФБК указала, что уровень  управления рисками в банке в 2009 году был неадекватен, службы внутреннего  контроля банка не заметили "операций с признаками сомнительных", а с баланса за год исчезло имущество на 110 млн руб. Санаторы "Петровского" — АСВ, Номос-банк и ФК "Открытие" — ссылаются на то, что проблемы банка, которые они унаследовали, за год не решить.

     ВЕФК  стал первым банком, санированным по закону "О санации" (в октябре 2008 года) и самым большим из всех проблемных банков по объему депозитов населения. До февраля 2009 года единственным санатором  банка было Агентство по страхованию  вкладов (АСВ), в феврале были привлечены Номос-банк и ФК "Открытие". В июне 2009 года ВЕФК был переименован в "Петровский". С осени 2009 года идет процесс выхода Номос-банка из проекта. Номос-банк отвечал в "Петровском" за оперативное управление, возглавлял банк представитель Номос-банка Виктор Питернов. В январе 2010 года "Петровский" передал АСВ проблемные активы на 50 млрд руб. Согласно рейтингу "Интерфакса" по итогам первого квартала 2010 года, "Петровский" занимает 77-е место по размеру активов (40,32 млрд руб.) и капитала (5,37 млрд руб.)3.

     В распоряжении оказался отчет банка "Петровский" за 2009 год с заключением  аудитора — компании ФБК. Согласно документу, процесс санации "Петровского" проходил непросто. Заключение устанавливает "нарушения действующего порядка  составления финансовой отчетности и ведения бухучета", а также указывает на ряд серьезных нарушений в корпоративном управлении банком в течение прошлого года. "Контроль органов управления за своевременностью выявления банковских рисков, адекватностью определения (оценки) их размера, своевременностью внедрения необходимых процедур управления был недостаточен",— указывается в аудиторском отчете компании ФБК. И добавляется, что "обнаружены существенные факты, свидетельствующие о неадекватности процедуры корпоративного управления характеру и объему осуществляемых банком операций".

     В частности, аудиторы указывают на неадекватность формирования резервов, на нарушение  законодательства о противодействии  отмыванию средств, полученных преступным путем, в части проведения операций с признаками "сомнительных" — "в основном, сведения о таких операциях в уполномоченный орган не направлялись". В отчетный период проводились валютно-обменные операции по покупке иностранной валюты по курсу выше курса ЦБ, а по продаже — ниже курса ЦБ, расходы банка от таких "экономически нецелесообразных" операций составили 108 млн. руб. Кроме того, в отчете указывается, что при проведении инвентаризации в 2009 году банк недосчитался имущества в размере 110 млн руб., притом что "проведенная в 2008 году в банке инвентаризация с участием АСВ не выявила недостач и излишков".

     Аудиторское заключение на отчетность "Петровского" показывает результаты деятельности менеджмента  в прошлом году. Фактически в данном отчете аудиторская компания указала на абсолютно некачественное корпоративное управление. Кроме того, недосоздание резервов по кредитам на сумму 42 млрд руб., указанное в заключении аудитора, показывает очень серьезный масштаб проблем в банке. После изучения отчета нет представления, что банк смог бы существовать без масштабной поддержки АСВ.             В АСВ признали, что в 2009 году уровень корпоративного управления был далек от требуемого. В прошлом году было полностью заменено руководство московского филиала "Петровского", были обнаружены странные операции и в калининградском филиале, фактически была проведена операционная реструктуризация, и до сих пор ведется работа по восстановлению системы управления.

Информация о работе Банкротство и санация банков