Банковское законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Привлечение юридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой ресурсную базу банка, в соответствии с объемом которой строится его деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Организация кассовой работы в банке………………………………………...4
2 Современные тенденции кассового обслуживания…………………………..7
3 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций………...10
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Индивидуальное задание. Формы первичных кассовых документов для клиентов

Файлы: 1 файл

банк.законодательство - копия.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Организация кассовой работы в банке………………………………………...4

2 Современные тенденции кассового обслуживания…………………………..7

3 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций………...10

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...21

Индивидуальное  задание. Формы первичных кассовых документов для клиентов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                        

 

Введение

 

     Привлечение юридических и физических лиц  на расчетно-кассовое обслуживание связано  с тем, что деньги, находящиеся  на банковском счете, представляют собой  ресурсную базу банка, в соответствии с объемом которой строится его деятельность.

     Операционно-кассовое обслуживание - одна из базовых функций  коммерческого кредитного учреждения. Понятие операционно-кассового обслуживание организации обычно включает в себя следующий набор услуг: открытие и ведение расчетного счета; прием платежных поручений; выдача выписок по счету; прием наличных денег для зачисления на счет; выдача наличных по чеку. Широкий спектр банковских услуг предлагается и при обслуживании частных лиц.

     Сегодня на рынке банковских услуг это  направление вновь выходит на первый план. Подобная тенденция связана с изменением состава и структуры как финансовых организаций, предлагающих банковские услуги, так и компаний, потребляющих эти услуги. Поэтому в последнее время формирование новой клиентской базы стало весьма актуальной для банков задачей. Чтобы привлечь новых и удержать постоянных клиентов, необходимо обеспечить оперативность и четкость выполнения операционно-кассового обслуживания, что и определяет актуальность данной темы.

     Выбор клиентом банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает и банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Организация расчетно-кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка.

1 Организация кассовой работы в банке

 

     Кассовое  обслуживание является одной из важнейших  функций банков. В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом  движения денег. В сферу обращения наличные деньги попадают из банка в форме выплаты заработной платы и для других расчетов наличными и в виде выручки возвращаются в банк. Товарообмен может обозначать конкретных субъектов-участников:

  1. предприятия, не имеющие постоянной выручки наличными;
  2. предприятия, имеющие постоянную налично-денежную выручку;
  3. банки.

     Первые  из них объективно нуждаются в  наличных деньгах для осуществления  платежей, производимых за наличный расчет: оплата труда, командировочные расходы, хозяйственные расходы и т.д. У  двух первых возникает потребность в переводе выручки в безналичную форму для осуществления платежей с расчетных счетов, хранения и учете выручки в банке.

     Роль  банка с этих позиций можно  определить как посредника: удовлетворяет  потребность в наличных деньгах  предприятий, не имеющих постоянной наличности; организует хранение, пересчет и зачисления на счета выручки предприятий, осуществляющих свою деятельность за наличные рубли. Но сфера денежного обращения в силу объективных экономических законов подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства.

     Основные  аспекты такого регулирования законодательно закреплены «Порядком ведения кассовых операций» и являются обязательным для всех субъектов, независимо от форм собственности и вида деятельности. Этим порядком роль банка определена не только, как организатора налично-денежного оборота, но и как контролера процесса.

     Денежное  обращение – движение денег в  наличной форме, обслуживающее кругооборот  товаров, а также нетоварные платежи  и расчеты в хозяйстве.

     Операции по зачислению денежной выручки на счета в банке и выдаче наличных средств на различные цели в банковской практике определены как кассовые операции и бывают приходные и расходные. Сумма собственной потребности определяется предприятием самостоятельно. После утверждения банк является кассовым нормативом – нормой расходования наличных денег из выручки данного предприятия. Лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки – кассовые нормативы, позволяющие рационально организовывать денежное обращение, исключить встречные перевозки, обеспечить своевременность расчетов наличными. Соблюдение требований «двойной записи по счетам» достигается разнохарактерностью счетов, участвующих в бухгалтерских проводках по зачислению выручки на счет Дт касса – Кт расчетный счет клиента. В списки предприятий, имеющих постоянную денежную выручку наличными, лидируют торговля, зрелищные предприятия и т.д. Получить наличные деньги в банке может любое юридическое или физическое лицо, клиенты банка, если на их счете имеется требуемая сумма. Наличие остатка на счете клиента – обязательное условие расходно-кассовых  операций. Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Соблюдение этого принципа находит отражение в обязательном сообщении клиента о направлении получаемой суммы в банк. В последнем он проверяет достоверность данного сообщения. О цели получения наличных денег органы сообщают в денежном чеке. Наибольшую часть расходных операций банка составляют выдача средств на заработную плату и прочие виды оплаты труда. Заработная плата – срочный платеж, то есть выдается по сроку, определенному администрацией предприятия по согласованию с банком. Одновременно с получением заработной платы производится перечисление налогов и других удержаний из заработной платы.

     Структура расходных и приходных кассовых операций банка фиксируется в  банковской ведомости «Учет кассовых операций». Такая ведомость ведется  всеми банками. Центральным Банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику в дальнейшем. Центральный Банк и расчетно-кассовый центр также осуществляет кассовое обслуживание. Не применительно к расчетно-кассовому центру Центрального Банка речь может идти об эмиссионно-кассовом обслуживании и эмиссионно-кассовых операциях. Отличительной особенностью формирования кассовых результатов расчетно-кассового центра является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ – резервных фондов, что представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов, то есть эмиссию. Недостаток кассовых ресурсов расчетно-кассового центра пополняется только за счет перечисления средств из резервных фондов «подкрепления кассы расчетно-кассового центра» по специальному разрешению Центрального Банка РФ [15, c. 184].

     Наличные  деньги сдаются в дневные и  вечерние кассы банка инкассаторами  и в объединенные кассы при  предприятиях государственного комитета связи России для перечисления на счета банка на основе договора, заключенного клиентом с банком.

     Текущий контроль ведется по контрольным  ведомостям по кассовому учету, а  последующий – в ходе проверок банком соблюдения предприятиями «Требования о порядке ведения кассовых операций».

     Для оприходования всех поступивших  в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную  кассу. Все поступившие до окончания  операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную  кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день.

     Учреждения  банка осуществляют контроль за установленными сроками выдачи заработной платы, что  обеспечивает бесперебойное и своевременное  удовлетворение обоснованных требований хозяйства на выдачу им денег. Для регулирования кассовых ресурсов банки составляют календарь выдачи заработной платы и других видов оплаты труда рабочих и служащих. К началу каждого рабочего дня отделом денежного обращения определяется величина выплат наличных денег из кассы банка. В конце рабочего дня книгу записи сумм неизрасходованных ресурсов кассир расходной кассы сдает заведующему кассой.

2 Современные тенденции  кассового обслуживания

 

     При кассовом обслуживании населению предоставляется: прием платежей и взносов от населения, выплата страховых и других сумм населению, предоставление индивидуальных сейфов населению во временное пользование, оформление трастовых, залоговых, консалтинговых и прочих операций с населением, оформление приема платежей и другие расчетно-кассовые операции по обслуживанию населения.

     Развитие  банковских операций способствует диверсификации рисков, получению прибыли из других источников, улучшает структуру баланса  банка, его ликвидность, но при чрезмерном расширении может привести к ослаблению менеджмента, росту себестоимости операции, снижению прибыльности банка.

     В условиях инфляции и экономической  нестабильности клиенты заинтересованы в инвестировании свободных денежных средств, даже на сравнительно небольшой  период. К этим операциям относятся:

     1. Распределение средств, поступающих  от должников клиента, среди  служащих, поставщиков, налоговых  служб и акционеров, стремления  таким образом, максимально использовать  преимущества временного резерва,  избегая при этом штрафов за  просрочку платежа.

     2. Инвестирование любых временно  возникающих избытков денежных  средств во вклады, приносящие  проценты, или другие краткосрочные  доходные операции.

     3. Ведение учетной документации  по всем денежным сделкам.

     4. Управление взаимоотношениями клиента с другими банками.

     5. Прогнозирование будущих потоков  денежных средств и др.

     Многие  банки на Западе осуществляют определенную страховую деятельность в интересах  своих клиентов (страхование кредита).

     К операциям по обслуживанию населения  относятся:

     1) Система электронных расчетов.

     2) Пластиковые карточки.

     3) Операции при помощи банкоматов.

     4) Электронные системы расчетов  в торговых организациях.

     5) Системы банковского обслуживания  клиентов на дому и рабочем  месте.

     Операции, которые можно осуществлять при  помощи кредитных карточек:

     - покупка товаров;

     - оплата услуг;

     - получение наличных денежных  средств в виде ссуды или  аванса от любого банка –  члена системы, в которой функционируют  карточки данного вида.

     Один  из видов услуг, предоставляемый  при помощи кредитных карт, - это бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий.

     Раз в месяц владелец карточки получает сведения (отчет о движении средств  на его счете, детализирующие даты и  стоимость произведенных покупок, получение наличных денежных средств в виде аванса). Условия предоставления потребительского кредита, в том числе кредитных карточек, в разных банках и странах различны.

     Ключевыми принципами безналичных расчетов являются: принцип срочности; принцип безусловного выполнения обязательств; принцип обеспеченности, принцип имущественной ответственности; принцип многообразия форм расчетов.

     Открытие  банковских счетов корпоративным клиентам производится банками при условии  наличия у клиента правоспособности, предоставлении им пакета необходимых  документов, проведения надлежащей идентификации клиента. Заключение договора банковского счета является основанием для открытия банковского счета, внесения его в Книгу регистрации открытых (закрытых) счетов и начале совершения операций по нему.

     Традиционными и основными кассовыми операциями банка являются услуги приема от клиентов и выдачи им наличных денег. К кассовым относят также операции обмена и размена наличных денежных знаков, определение подлинности банкнот. Для обеспечения своевременного кассового обслуживания клиентов и соблюдения банковского законодательства, коммерческие банки: составляют прогнозы своих кассовых оборотов; устанавливают лимит остатка денежных средств в кассе клиента; проверяют порядок кассовой дисциплины корпоративных клиентов.

     Банковские услуги совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными реалиями и развитием новых банковских технологий. К таковым следует отнести, прежде всего, различные модификации дистанционного управления счетов (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчетный центр, электронный клиент и т.д.); развитие «пластикового» направления обслуживания (корпоративные банковские карты, эквайринг, зарплатные проекты); развитие новых услуг по эффективному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.

Информация о работе Банковское законодательство