Банковский процент как форма ссудного процента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Мировой экономический кризис, который начался с краха крупнейшего банка ипотечного кредитования, выдавшего практически льготные кредиты на строительство и приобретение жилья, продолжающаяся нестабильность национальных финансовых систем заставили многих экономистов обратить внимание на такую экономическую категорию, как банковский процент, который является не только индикатором состояния экономики, но и регулятором таких экономических процессов, как инвестиции в реальный сектор экономики, рост ВВП, отток капиталов из страны, сдерживание инфляционных тенденций и др.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Банковский процент как экономическая категория. 5
1.1. Понятие ссудного процента и его виды. 5
1.2. Формирование банковского процента и его основные характеристики. 11
1.3. Методы регулирования банковского процента. 14
Глава 2. Современные тенденции и перспективы развития банковского процента. 19
2.1. Роль банковского процента в развитии экономики страны. 19
2.2. Современные тенденции развития банковского процента. 21
2.3. Проблемы и перспективы развития банковского процента в современных условиях. 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Курсач))))))))).docx

— 76.13 Кб (Скачать)

Размер банковского кредита  по активным и пассивным операциям, прядок, период, сроки начисления и  уплаты процента, а также механизм их взыскания определяются банком на долгосрочной основе с клиентом в  кредитном договоре.

Сравнительный анализ характеристик  банковского процента приведён в Приложении 4.

Таким образом, банковский процент  как одна из форм ссудного процента возникает в том случае, когда  одним из субъектов кредитных  отношений является банк и представляет собой процент - часть прибыли, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал, он определяется как «иррациональная форма цены» ссудного капитала; процент выражает отношения между кредитором и заемщиком и выступает в форме определенной процентной ставки. Современные подходы к формированию процентной ставки основываются фактически на четырех классических теориях процента, сформулированных К. Векселем, И. Фишером, Дж. М. Кейнсом, Д. Хиксом.

    1.   Методы регулирования банковского процента.

Государственное регулирование  процентных ставок осуществлялось уже  в древности, когда издавались законы против ростовщичества и против спекуляции землей, как наиболее ликвидным товаром, - процент ограничивался и в  денежной, и в товарной форме. Высокие процентные ставки препятствуют росту деловой активности, удорожая капитал и отвлекая его в финансовые спекуляции, и снижают платежеспособный спрос населения, отодвигая его в неопределенное будущее. Поэтому они порождают спад производства. Попытки государства противостоять спаду путем даже небольшой и тайной кредитно-денежной эмиссии стимулируют непропорционально высокие инфляционные ожидания населения, "бегство от денег", обесценение денежной массы, неплатежи и рост цен и самих процентных ставок. Разорвать этот порочный круг невозможно без государственного регулирования уровня процентных ставок. Хотя снижение инфляции и приводит к снижению уровня процентных ставок, но одного лишь снижения инфляции недостаточно, так как реальные процентные ставки сами по себе упадут не скоро. Поэтому государственное регулирование уровня процентных ставок имеет самостоятельное значение.

При этом могут  использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция банка на методы административные более оперативная, чем на косвенные. Инструментами воздействия на деятельность банков при использовании административных методов являются:

    • лишение лицензий на банковскую деятельность;
    • ограничение на открытие филиалов и отделений;
    • введение прямых лимитов на банковское кредитование или ограничение темпов его прироста;
    • квотирование отдельных видов банковских операций;
    • обязательное инвестирование части ресурсов банка в государственные ценные бумаги [24].

Банк, лишенный лицензии на проведение всех банковских операций, не вправе осуществлять банковскую или иную деятельность. С даты лишения  банка лицензии на проведение всех банковских операций прекращаются все  операции по банковским счетам клиентов и самого банка, за исключением случаев, связанных с расходами, предусмотренными нормативными правовыми актами уполномоченного  органа, и зачислением поступающих  в банк денег. Не допускается взыскание  денег с банковских счетов банка, лишенного лицензии на проведение всех банковских операций, по требованиям  кредиторов и иных лиц к банку. Использование прямых лимитов на банковское кредитование или ограничений темпов его прироста вынуждает коммерческие банки держать определенную часть депозитов в виде неработающих резервов. Достижение лимита означает, что данное средство регулирования ограничивает прирост денежной массы в такой степени, как это может быть достигнуто при 100-процентной норме резервных требований. Таким образом, административные методы устанавливаются Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков.

Также Центральный банк следит за тем, чтобы  банки давали потребителям достоверную  и полную информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, в частности, о расходах должника, состоящих из годовых процентов  и дополнительных расходов, включающих в себя все виды платежей кредитной  организации и третьим лицам (например, страховым организациям, оценщикам  и почтовым службам), и т.д.

Сравнительный анализ методов регулирования банковского процента представлен в Приложении 5.

А. М. Литовских  и И. К. Шевченко не относят введение прямых лимитов на банковское кредитование или ограничение темпов его прироста и обязательное инвестирование части ресурсов банка в государственные ценные бумаги к методам прямого государственного регулирования. Некоторые экономисты, например Е. Е. Шваков, не относят прямое государственное воздействие к методам регулирования банковского процента [11].

Косвенные (экономические) методы регулирования банковского  процента осуществляют центральные  банки. Специалисты И. О. Лаврушин, Е. Е. Шваков, А. М. Литовских, И. К. Шевченко к экономическим методам регулирования банковского процента относят:

  • изменение ставки рефинансирования (учётной ставки);
  • установление нормы обязательных резервов;
  • проведение операций на рынке ценных бумаг.

Ставка рефинансирования – это уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам. Повышение ставки рефинансирования снижает возможности коммерческих банков в получении кредитов у ЦБ, что ведёт к сокращению кредитов, предоставляемых коммерческими банками клиентам, следовательно, уменьшает денежную массу и увеличивает величину банковского процента, а уменьшение, наоборот, приводит к увеличению денежной массы и уменьшению банковского процента. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ представлена в Приложении 5. Рассматривая политику изменения ставки рефинансирования на основании указаний Банка России можно отметить, что величина ставки рефинансирования с 14% в январе 2004 года упала до 10% в июне 2007 года, а в течение 2008 года вновь выросла до 13% (Правительство РФ пыталось бороться с инфляцией). В следующий период – с апреля 2009 года по июнь 2010 года ставка рефинансирования изменилась с 12,5% до 7,75% [23].

В большинстве развитых стран  к числу официальных ставок, с  помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков в стране, относится учётная  ставка. Политика воздействия на денежную массу путём регулирования этих ставок получила название учётной (или  дисконтной) политики. Официальная учётная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков краткосрочных государственных облигаций и переучёте коммерческих векселей. Устанавливая официальную учётную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками на основе переучётных операций. Политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов. Когда центральный банка повышает учётную ставку, он тем самым удорожает кредиты рефинансирования, уменьшая кредитные возможности банков и, наоборот, когда он понижает её, то удешевляет кредиты и увеличивает возможности банков предоставлять кредиты своим клиентам [1, с. 384].

Изменение ставки рефинансирования сигнализирует  об изменениях в денежно-кредитной  политике Центробанка в зависимости  от уровня инфляции. Её изменение показывает направление политики ЦБ, что заставляет коммерческие банки менять собственную стратегию в определении банковского процента.

Регулирование банковского  процента с помощью нормы обязательных резервов заключается в установлении уровня резервов, которые коммерческие банки обязаны держать на резервном беспроцентном счёте в ЦБ. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. [23]. Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), однако, основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Практика использования  норм обязательных резервов свидетельствует  о том, что это очень сильно воздействующее средство и оно непригодно для повседневных корректировок. Поэтому  изменяются нормы обязательных резервов достаточно редко, как правило, раз в год, 1 раз в несколько лет, оказывая значительное влияние на объём активных операций банков. При этом воздействие оказывается не столько на текущее состояние денежного рынка, сколько на кредитные операции банков в будущем, в связи с чем частые корректировки послужили бы фактором, усложняющим финансовое планирование участников рынка и дестабилизирующим денежно-кредитную систему в целом [1, с. 374].

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода регулирования  банковского процента. Об этом говорит  тот факт, что повсеместно происходит снижение нормативов обязательных резервов и даже их отмена. ЦБ РФ входил в противоречие с общепринятыми взглядами (структура  и динамика нормативов обязательных резервов приведена в Приложении 6). Считая регулирование нормы обязательных резервов кредитных организаций  эффективным средством борьбы с  инфляцией, Банк России поднял нормативы  в сентябре 2008 года до 8,5%, а уже  в октябре 2008 года опустил их до 0,5% (причём изменения проводились в  течение года 6 раз). В течение 2009 года ЦБ изменял нормативы 5 раз, подняв их до 2,5. Необходимо отметить, что с  ноября 2009 года ни структура, ни нормативы  до сегодняшнего дня не изменились.

Еще одной формой регулирования  центральным банком кредитной системы  являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

Этот рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка является наиболее действенным  и гибким и обеспечивает эффективное  воздействие на денежный рынок и  банковский кредит, а, следовательно, и на экономику в целом. Операции на открытом рынке можно использовать для регулирования ставок процента и курса государственных ценных бумаг. Считается, что этот метод регулирования удобен для поглощения малых объёмов избыточной денежной массы [1, с. 379].

Таким образом, кроме прямого  государственного воздействия ЦБ имеет  эффективные методы управления коммерческими  банками посредством установления учётных ставок, обязательного резервирования средств и определения условий  обращения государственных ценных бумаг, стимулируя тем самым повышение  или понижение банковского процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные тенденции и перспективы  развития банковского процента.

2.1. Роль банковского процента в развитии экономики страны.

В рыночной экономике роль банковского кредита исключительно  велика. Банковский кредит предоставляется  специализированным кредитно-финансовым организациям, имеющим лицензию на проведение подобных операций от ЦБ в  форме передачи в ссуду денежных средств. Выступая в денежной форме, банковский кредит получил огромное преимущество перед иным кредитованием  в сфере общественного воспроизводства. В роли заёмщика могут выступать  только юридические лица, при этом инструментом кредитных отношений  является кредитный договор или  кредитное соглашение. Доход по этой форме кредита перечисляется  из прибыли заёмщика в виде банковского  процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учётом её средней  нормы на данный период и конкретных условий кредитования.

Норма банковского процента, определяемая как отношение суммы  годового дохода, полученного на ссудный  капитал, к сумме предоставленного кредита, выступает в качестве цены кредитных ресурсов. Норма процента обычно не превосходит нормы прибыли  на вложенный капитал, но она может  быть и существенно ниже и таким  образом стимулировать капиталовложения. Норма процента не определяется непосредственно  реальными экономическими факторами, такими как темп инфляции, а определяется лишь ожиданиями темпов инфляции, предпочтением  ликвидности, традиционными представлениями  об уровне процентных ставок, воздействием рекламы и тому подобными социально-психологическими причинами.

Каждое предприятие как  самостоятельный субъект рынка  функционирует в режиме самофинансирования. В любой момент оно должно иметь  определённую сумму средств. Благодаря  именно банковскому кредиту предприятия  располагают в любой момент такой  суммой денежных средств, которая необходима для нормальной работы. Велика роль банковского кредита и в процессе воспроизводства основных фондов. Предприятиям нужны средства до того, как они  накопят прибыль в размерах, достаточных для инвестиций [1, с. 188].

Заёмные средства банков могут  и должны быть использованы в режиме внутренних экономических задач, особенно инфраструктурных, в частности, на строительство  дорог, коммуникаций, аэропортов, электростанций, нанотехнологий, морского и воздушного транспорта, развёртывание крупных  народно-хозяйственных проектов, которые  обеспечат устойчивое положение  России в мировой экономике. Вложения инвестиций в экономику страны являются тем средством, которое способствует её подъёму. Таким образом, банковский процент становится не только индикатором, но и регулятором экономической деятельности в стране.

Банки осуществляют свою деятельность за счёт средств государства (госкредиты) и средств населения, аккумулированных на счетах банков. Эти средства являются важнейшим источником инвестиций в  экономику страны. По данным ЦБ РФ в  апреле 2010 года вклады населения достигли рекордной в истории суммы  – 7,67 трлн. рублей. Это стало возможно в связи с тем, что в период кризиса банки предлагали клиентам, несмотря на большие риски и предупреждения ЦБ, высокие проценты (18%-22% годовых). Однако деньги в экономику не пошли, так как банковский процент составлял  в среднем 30% годовых. По данным ЦБ за 2009 год «розничный кредитный портфель» сократился на 11% [23].

В период роста ставки банковского  процента желание взять деньги в  кредит на покупку какой-либо собственности  или товара у потенциальных потребителей ослабевает. Оно ослабевает также  у предпринимателей, намеревающихся инвестировать взятые в кредит деньги в производство или в другой вид  деятельности. Повышение ставки банковского  процента сокращает инвестиции. И, наоборот, при снижении ставки желание взять  деньги в кредит возрастает, как  возрастают и инвестиции [12, с. 67].

Информация о работе Банковский процент как форма ссудного процента