Банковский надзор в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение банковского надзора в Украине.

Задачи работы:

•рассмотреть сущность и особенности банковского надзора в современных условиях;
•рассмотреть функции банковского надзора;
•изучить этапы банковского надзора;
•рассмотреть модели и тенденции банковского надзора;
•рассмотреть основные аспекты реформирования механизма банковского надзора в Украине.
Объектом исследования является процесс банковского надзора в Украине.

Предмет исследования – показатели, характеризующие банковский надзор.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА…………………….…………………………….…………...…………5

1.1. Сущность и значение банковского надзора за деятельностью коммерческих банков…………………………………………………...….5

1.2. Основные функции банковского надзора…………………………….......8

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ЭТАПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА……………………………………………………………….………..13

2.1. Модели и тенденции банковского надзора………………………....…...13

2.Этапы банковского надзора……………………..…………………….…21
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………..……………………………………….26

3.1. Реформирование механизма банковского надзора в Украине………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34

Файлы: 1 файл

курс.Банк.надзор.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Благодаря такому отчету, а также другим регулярным отчетам, таким, как, например, отчет  об управлении рисками, банковский надзор имеет доступ к обширной информации, которая позволяет проводить  непрерывный безвыездной анализ и мониторинг динамики финансового состояния банка. Такой мониторинг и анализ позволяет органам надзора определить с какими проблемами может столкнуться данное учреждение в ближайшем будущем. Также такой надзор позволяет видеть общие негативные тенденции банковской системы и принять меры по предотвращению критических ситуаций.

      Обычно  органы банковского надзора в  США совмещают безвыездной надзор и регулярные встречи с руководством банка, так как процесс банковского  надзора - это взаимодействие и сотрудничество органов надзора и руководства банка, хотя могут быть приняты и принудительные меры в том случае, если это будет необходимо. Регулярные встречи позволяют обмениваться мнениями, опытом, информацией о проблемах банка и путях их решения, что является важным для поддержания необходимого уровня взаимопонимания [4, с. 128].

      Естественно, что в случае ухудшения ситуации в банке банковский надзор над  этим учреждением становиться более  интенсивным. Органы надзора требуют  в этом случае предоставления дополнительной ежемесячной, еженедельной или даже ежедневной детальной информации по интересующим их вопросам. Встречи с руководством банка также становятся более частыми. При наличии значительных проблем у банка от него требуют предоставления бизнес-плана или программы оздоровления для решения своих проблем.

      В случае если финансовое положение банка  продолжает ухудшаться, банковский надзор может рекомендовать или требовать  проведения более жестких и неприятных исправительных мероприятий.

      Модель  банковского надзора, полагающаяся на публичность работы банковского учреждения, приемлема только в определенных условиях. Эта модель банковского надзора имеет два названия: «публичной отчетности» или «рыночной дисциплины». Эти названия подразумевают, что жесткие требования к обязательному опубликованию определенной информации о работе банка приводит к рыночной самодисциплине участников рынка. Примером использования данной модели надзора является Новая Зеландия. Надзорные органы рассчитывают на то, что требования к публичности детализированной информации о финансовом состоянии банка, будут стимулировать руководство банка благоразумно принимать риски, обеспечивая надежную работу банковского учреждения.

      Банковский  надзор снял большинство ограничений  для банков, за исключением уровня адекватности капитала и лимитов по кредитованию инсайдеров. Вместо этого надзорные органы законодательно ввели повышенные требования к публичной отчетности банков. Банки должны ежеквартально публиковать детальную информацию о финансовом состоянии банка, включая информацию о качестве активов, об обеспечении кредитов, о концентрации кредитных рисков, рыночных рисках, адекватности капитала, правлении банка. Публикуемая информация должна быть подписана правлением банка, для того чтобы подтвердить ее достоверность.

      Однако  органы надзора проводят ежегодные  встречи с руководством банков, а  также установили законодательное  требование о проверке банка внешним  аудитом два раза в год.

      Несмотря  на то, что как самостоятельная  модель банковского надзора модель публичной отчетности в большинстве стран, имеющих собственные крупные банки, неприменима, ее можно использовать как дополнительное средство самодисциплинирования банковского рынка. Использование элементов этой модели в условиях Украины в настоящее время, по мнению специалистов, является необходимым условием повышения прозрачности и стабильности банковской системы Украины, что в большей степени обеспечит надежность вкладов населения и средств кредиторов.

      На  современном этапе в Украине  используются в большей части две модели банковского надзора: выездной и безвыездной надзор. Отсутствие элементов других моделей банковского надзора, во многом не позволило органам надзора предотвратить крах крупных банковских учреждений. Например, использование элементов публичной отчетности по отношению ко многим разорившимся коммерческим банкам, сократило бы потери, связанные с тем, что, имея определенные проблемы банки продолжали широкую рекламную кампанию и скрывали свое истинное положение, продолжая наращивать свою клиентскую базу, тем самым увеличивая негативные последствия своего банкротства.

      Еще одной проблемой системы банковского  надзора в Украине является недостаточное  использование независимых аудиторов  для надзора за коммерческими  банками. Органам банковского надзора  Украины следует разработать ряд критериев для проведения внешнего независимого аудита коммерческих банков, охватывающих операции банка с повышенным риском, что не только облегчит работу органов надзора, но и повысит качество инспектирования банков. Внешние независимые аудиторы, особенно имеющие международную практику, обладают большим опытом в оценке систем внутреннего контроля банка и могут оценить организационную структуру банковского учреждения с учетом тенденций развития мировой банковской системы, что во многом предопределяет качество и надежность дальнейшей работы банка.

      За  последнее время произошли значительные сдвиги в акцентах банковского надзора  от практики детального инспектирования  операций банка к инспектированию, направленному на оценку банковских рисков и внутрибанковских процедур их проведения. Так как банковский бизнес становится все более сложным, инспекторы все больше должны полагаться на оценку внутрибанковских процедур управления банковскими рисками, а также на качество организации системы внутреннего аудита и контроля. Эти сдвиги имели следующие значительные последствия. Во-первых, увеличение роли руководства банка, так как оно является «первой линией обороны» и несет на себе полную ответственность за обеспечение надежности банковского учреждения. Это приобретает особую важность в современном высотехнологическом мире, когда риски и связанные с ними потери могут распространяться очень быстро. В тоже время инспекторы в вопросе детального контроля над проведением операций, в связи со значительным их объемом, должны в большей степени полагаться на внешний и внутренний аудит [6, 204]. Такие тенденции становятся все более характерными даже для тех стран, которые в надзоре используют модель выездного инспектирования.

      Вторая  тенденция в банковском надзоре - это увеличение роли публичности банковской отчетности. Органы надзора в странах большой семерки поощряют большую публичность банковской деятельности, в особенности. Это касается информации о подверженности банков тем или иным рискам, а также деятельности руководства.

      Третья  тенденция, охватившая банковский надзор во всех органах и различных странах - это расширение практики применения общих стандартов и требований в  международном масштабе. Наиболее известный  пример - это Базельское соглашение по капиталу 1988 года, которое установило минимальные требования к уровню капитала банка, которые были затем одобрены во множестве стран. Однако практика применения общих требований не может быть использована в полном масштабе, в связи с различиями в законодательных системах, экономическом устройстве и системах бухгалтерского учета.

      Таким образом, защита интересов вкладчиков путем обеспечения надежности работы банковских учреждений заключается  в непрерывном всеобъемлющем  процессе надзора с использованием разнообразных форм и методов надзора за деятельностью банков, начиная с тщательного изучения соответствующих материалов при их регистрации. Успех этого процесса определяется способностью органов банковского надзора следить за изменением ситуации в финансовом секторе и принимать разумные меры по поддержанию банков в сложных ситуациях, при этом, не допуская снижения уровня платежеспособности банков ниже уровня, необходимого для выполнения всех его обязательств. 

      2.2.  Этапы банковского надзора 

      Создание  нового банка обычно регулируется общим или специальным    банковским   законодательством. В  большинстве   стран   необходимо    специальное разрешение (лицензия) на открытие  банка. Лицензирование     (первый  этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских    операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение    на их проведение от уполномоченного органа.

      Лицензия  должна содержать положения о  сроках ее действия,  условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть  оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта,  существенных  изменений в структуре собственности,  слияний,  а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

      Второй  этап     надзорной    деятельности    -    дистанционный    (документарный) надзор, или проверка  отчетности, предоставляемой    банками. Постоянный   контроль    за   деятельностью, осуществляемый    органами надзора, позволяет заранее  выявить  проблемы, которые  могут     вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

      Для оценки  финансового  положения  банка   обычно   используют    периодическую  отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты,    включающие годовой  баланс, счет  прибыли  и  убытков, пояснительную    записку. Как   правило, ежемесячно  или    ежеквартально    должны    составляться отчеты о соблюдении  ими  экономических  нормативов  и     предоставляться  в  течение  месяца,  следующего  за  отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии    у банка проблем. Примерно  1  раз в год внешний аудитор должен    проверять ежемесячные и ежеквартальные  финансовые  отчеты,  по которым он делает заключения.

      Важнейшими  показателями финансового состояния банка, зависящего    от внутрибанковской системы управления, являются:

  • достаточность капитала (отношение    собственных    средств    к ликвидным активам);
  • качество его  активов  с  точки   зрения   риска   ликвидности;
  • доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);
  • ликвидность (способность  банка  своевременно  оплачивать свои   обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

      Финансовое  состояние банка во многом определяется качеством его    активов. Глубокий анализ качества активов,  выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены  в    процессе  инспектирования  на  месте. Однако  представляемая  банком    отчетная документация может использоваться как показатель состояния    его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

      Поскольку уровень  риска  непосредственно  зависит  от  степени    концентрации ссуд,  во многих странах введены ограничения на размер    предоставляемых  ссуд  одному  клиенту  или  группе связанных между собой заемщиков.

  От качества активов в существенной степени зависит доход банка,    поскольку  сомнительные  или  безнадежные кредиты означают для него  прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие  подобных ссуд: при занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной  стоимость  активов  банка,  что   искажает   показатель    достаточности   капитала.  При  оценке  величины  созданных  банком резервов   центральный   банк   проверяет    резервную    политику соответствующего  банка,  методы  и систему наблюдения за кредитным риском  и  взыскания  долгов,  структуру  задолженности,  а   также практику получения залога.

      Величина  капитала  банка, качество  его  активов непосредственно    связаны  с  доходностью  (или  прибыльностью)   банка. При   анализе    рентабельности   банка   органы   надзора,  прежде  всего,  проверяют    достоверность  документального  оформления  доходов,   правильности    формирования  резервов  на  покрытие возможных убытков,  начисления    процентов, уплаты налогов и выплаты дивидендов, качество доходов по    источникам  их  происхождения  и регулярности поступления.  На базе    отчетной  документации  доходность  может   быть   определена   как    отношение   чистой   прибыли   после   налогообложения до  выплаты   дивидендов к общей сумме активов.

      Для расчетов  по  текущим  обязательствам  банки  должны  иметь    наличность или другие ликвидные активы в достаточном объеме. Поэтому    весьма  важно,  чтобы структура банковских депозитов была различной    по срокам и размерам.

      Во  многих   странах  органы  надзора  устанавливают  показатели    ликвидности,   отражающие   требования   по   поддержанию   банками    определенного  соотношения  между  ликвидными  активами и величиной    депозитов с разбивкой по их видам.

Информация о работе Банковский надзор в Украине