Банковские операции и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Активные и пассивные операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единства. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Лидером остается Беларусбанк, в котором хранится более половины депозитов физических лиц и более трети депозитов юридических лиц. Еще 43% депозитов физических лиц и 58% сегмента депозитов юридических лиц приходится на следующую за Беларусбанком четверку крупнейших банков. [28]

Росту вкладов во многом способствует проводимая Национальным банком процентная политика. Она направлена на обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте и увеличение доступности кредитных ресурсов банков для населения и субъектов экономики.

Кроме этого, банки открыли новые виды вкладов на привлекательных для населения условиях, а также модифицировали уже действующие за счет введения дополнительных условий (автоматическая пролонгация действия договора, бесплатная выдача пластиковой карточки, капитализация процентов ежемесячно с зачислением на пластиковую карточку и т.д.).

Национальный банк планирует и в дальнейшем следовать принципу защиты вкладов в белорусских рублях от обесценивания, а также уменьшения стоимости кредитов, содействуя тем самым социально-экономическому развитию Беларуси.

Объем выданных банками физическим и юридическим лицам кредитов на 1 января 2011 г. достиг 88,8 трлн. руб., что составило 69,6% от общего объема банковских активов. Годом ранее данные значения были равны 63,6 трлн. руб. и 76,5%. Годовой прирост объемов кредитования составил 39,5% в рублевом эквиваленте. Существенные изменения в структуре выданных банками кредитов не произошло – отношение остатков по кредитам юридических лиц к остатка по кредитам физических лиц остается приблизительно равным 3. [26]

Рост объемов кредитования реального сектора экономики, с одной стороны, обусловлен увеличением спроса предприятий на кредиты с целью финансирования развития производства, а также снижением стоимости банковских кредитов. С другой стороны, рост предложения кредитов банками обусловлен снижением доходности других сегментов финансового рынка, увеличением объемов ресурсной базы банков.

За 2010 год совокупные активы банковской системы Республики Беларусь увеличились на 53,5%, и на 1 января 2011 года достигли объема 127 537,1 млрд. руб. (Приложение Г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3     ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Чтобы определить условия и перспективы развития банковских операций следует обозначить основные причины их возникновения:

        изменение законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка;

        стратегии и цели, утвержденные руководством банка;

        усиление конкуренции на рынке;

        изменение спроса;

        научно-технический прогресс.

Основными условиями и перспективами развития современных банковских операций являются:

        потребительский спрос

На банковском рынке представлен широкий ассортимент банковских продуктов, но не все из них удовлетворяют в высокой степени потребности клиентов, что требует от банков либо усовершенствования существующих банковских услуг или технологий либо создание совершенно новых продуктов по запросам потребителей.

        конкуренция

В последнее время на рынке банковских услуг появляется множество новых банков, что заставляет уже существующие производить новые продукты, чтобы привлечь как можно больше клиентов

        научно-технический прогресс

Разработка научно-технических проектов, появление новых технологий и баз данных влекут за собой эпоху информационных технологий и интернета, что принуждает банки переходить с личного контакта с клиентами на предоставление услуг через интернет и другие средства связи.

        стратегии и цели, утвержденные Правительством РБ

Правительство РБ ставит перед собой задачи, способствующие развитию экономики в целом и банковского сектора в отдельности. Оно разрабатывает стратегии развития банковского сектора, в которых предусмотрено как усовершенствование законодательства, так и развитие новых банковских отраслей, и внедрение новых банковских продуктов.

        маркетинг

Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках, и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, проводить опрос и анкетные наблюдения, собирать и анализировать количественную и словесную информацию.

        уровень развития зарубежного банковского рынка

Зарубежные банки более развиты в отношении внедрения новых банковских услуг, что дает стимул нашему банковскому сектору развиваться, создавать новые услуги.

В настоящее время банки все активнее осуществляют нетрадиционные для них операции: консультирование, информационные услуги, доверительное управление денежными средствами, сделки с недвижимым имуществом, операции с производными инструментами фондового рынка, выполнение функций агента и др.

Особое значение приобретает розничная банковская услуга физическим лицам.

Рынок розничных банковских услуг – это сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей физических лиц в банковских услугах. Розничный банковский бизнес как элемент комплексного обслуживания населения развивается в самостоятельном направлении. Набор розничных услуг для населения включает вкладные операции; потребительский кредит, который удовлетворяет различные потребительские нужды населения; эмиссию и расчеты с помощью банковских карточек; денежные переводы и платежи; валютно-обменные операции и др.

Основными тенденциями развития розничных банковских услуг должны стать:

- использование стратегий многоканального обслуживания физических лиц;

- переход от оказания отдельных видов услуг к комплексному обслуживанию клиентов;

- переход при оказании стандартных услуг от прямого контакта банка и клиента к самообслуживанию;

- расширение спектра и повышение качества розничных банковских услуг;

- модификация уже оказываемых банковских услуг для населения;

- доступность услуг, т.е. возможность получить необходимый набор услуг с минимальными издержками и затратами времени, в удобное время и в удобном месте;

- снижение стоимости розничных банковских услуг для населения.

Стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь являются: достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах; приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран. Для достижения поставленных задач деятельность банков должна включать стандартизацию и автоматизацию процесса оказания розничных банковских услуг; внедрение современных стратегий продаж; развитие и оптимизацию филиальной сети. [19, c.118]

Стремление сократить временные затраты и упростить процедуру обслуживания клиента банка привело к использованию в сфере банковских услуг современных информационных технологий. В настоящее время невозможно ведение бизнеса, в том числе банковского, без доступа во всемирную компьютерную сеть – Интернет.

Сегодня уровень развития независимых интернет-порталов постепенно приближается к естественному пределу, с их помощью довольно просто определить для себя банк с наиболее выгодными условиями по каким-либо продуктам, будущее за порталами, нацеленными в первую очередь на клиентов банков. По данным «ИМА-консалтинг», 25% людей именно в Интернете ищут информацию о банке, на основании которой принимают решения. Особенно это актуально в ситуациях, связанных с выбором кредитов.

По словам участников рынка, сейчас уже начались процессы смычки информационных и посреднических бизнесов на кредитном рынке: брокеры и финансовые супермаркеты также приходят к пониманию того, что основным инструментом продвижения становится именно Интернет.

Помимо информационной функции Интернет начинает играть все большую роль и как средство платежа. По мнению наблюдателей, одна из причин — нежелание представителей среднего класса и бизнесменов тратить время на посещение офисов и стояние в очередях вместе с пенсионерами и гастарбайтерами. К тому же некоторые банки внедрили системы, которые позволяют управлять своим счетом не только с компьютеров, оснащенных специальными программами и адаптером (такова была техническая основа первых версий интернет-банкинга), но и в облегченном варианте — через систему персональных кабинетов клиентов на сайте банка. Это совершает принципиальный переворот в продвижении интернет-банкинга. Во-первых, клиенту теперь не приходится нести дополнительные расходы, чтобы освоить интернет-банкинг, во-вторых, он получает возможность доступа к своему счету не только с какого-то конкретного компьютера. А с распространением карманных компьютеров — КПК — это дает возможность связываться с банком практически в любой точке пространства и времени.

Интернет-банк позволяет осуществлять дистанционное управ­ление счетом клиента в интерактивном режиме. С помощью Ин­тернет-банка можно в любое время открыть счет или депозит, перевести деньги между своими счетами или на счет в другом банке, получить информацию о счетах, остатках на них и опера­циях по счетам, распоряжаться деньгами на своем счете, находясь за рубежом.

Юридическим лицам через систему Интернет-банк предостав­ляется расчетно-кассовое обслуживание. Эта система позволяет осуществлять проведение различных видов платежных докумен­тов клиента, обмен сообщениями произвольного формата, пре­доставление выписок по счетам и иной информации.

Дело в том, что у каждого явления есть свои плюсы и минусы. Более принципиальная проблема, тормозящая развитие банкинга и Интернета, — безопасность. Проблема эта международная так как многие ресурсы по-прежнему уязвимы для мошенников и хакеров. Эта уязвимость существенно мешает интернет-прогрессу в банковской среде, поскольку существует определенное недоверие, связанное с вопросами обеспечения безопасности финансовых операций и информации в Интернете.

Таким образом, рассмотрев внедрение информационных технологий в сферу банковских услуг можно охарактеризовать это направление как одно из приоритетных, на современном этапе становления и развития рынка банковских услуг. [21]

Но в рамках кризиса новые банковские услуги, как и давно существующие, будут востребованы для малого числа клиентов. В основном банки будут ориентироваться на крупные предприятия, которые в меньшей степени понесут потери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы – Центральный и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки.

Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать (прием депозитов, осуществление денежных платежей и расчетов, выдача кредитов).

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Все они связаны между собой. Прежде всего существует зависимость между активными и пассивными операциями. Банки оперируют преимущественно чужим капиталом, поэтому масштабы кредитования и инвестирования банковских средств во многом зависят от способностей кредитного учреждения привлечь свободный денежный капитал и сбережения. В то же время с развитием банковской системы зависимость активных операций от пассивных ослабевает. Помимо общей связи активов и пассивов имеется зависимость между отдельными видами операций. Острейшая конкуренция на рынке ссудных капиталов заставляет банки вводить новые формы обслуживания, предоставлять соответствующие и дополнительные услуги. Кроме того, регулярные кредитные связи между банком и заемщиком (например, крупной компанией) побуждает банк инвестировать капитал клиента в ценные бумаги, выполнять для него комиссионные и посреднические операции, принимать его имущество в управление на доверительной основе, осуществлять расчеты в своем электронно-вычислительном центре и т.д.

Информация о работе Банковские операции и их классификация