Банковская система России. Становление, итоги и перспективы развития

Автор: Валерия Балдина, 22 Октября 2010 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Современная банковская система является важным макроэкономическим элементом народного хозяйственного механизма. Она влияет практически на всю совокупность рыночных отношений и все стороны жизни общества. Остов банковской системы – коммерческие банки, возникшие на основе оказания торговыми сообществами услуг друг другу, прошли длительный эволюционный путь от подчиненного положения в воспроизводственном механизме до роли главного финансового посредника, без чего в настоящее время не может существовать экономика.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и структура кредитной системы
1. Понятие и структура функциональной кредитной системы
2. Понятие и структура институциональной кредитной системы
Глава 2. Банковская система РФ
1. Становление и развитие банковской системы РФ
2. Банковская система РФ: итоги и перспективы развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Банковская система - курсовая ДКБ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

   Бурный процесс создания коммерческих банков привел к тому, что к началу 1995 г. Россия выдвинулась на одно из первых мест в мире по их количеству. В то же время число небанковских кредитных учреждений по сравнению с банковскими 
было (и остается) незначительным.

   Слишком быстрые темпы количественного роста негативно повлияли на качество кредитной системы, которая состояла преимущественно из малых и средних банков. При этом 70% общего числа составляли именно малые банки с объявленным уставным фондом до 5 млрд. руб., в то время как на крупные банки с объявленным уставным фондом в размере 20 млрд. руб. приходилось только 6%. Общая сумма объявленных уставных фондов всех кредитных учреждений России составляла 15 трлн. руб. (или 3 млрд. долл. США). Более половины совокупного капитала российских банков приходилось на московские банки. Доля предлагаемых ими банковских услуг была еще выше, так как они создали множество филиалов в других регионах страны.

   Значительная часть малых и средних банков оказалась нежизнеспособной. Первые банкротства были отмечены уже к середине 1993 г. и совпали с крахом «финансовых пирамид».

   В третьем квартале 1995 г. в банковской системе разразился кризис. Ограничительная кредитная политика Банка России отразилась на большинстве банков, многие из которых скрывали слабость своих портфелей за прибылью, полученной от спекулятивных операций на валютном рынке. Однако в результате стабилизации курса рубля после установления валютного коридора 1 июля 1995 г. они потеряли этот источник получения доходов. Уже 24-25 августа у значительного числа банков наблюдалось снижение ликвидности. Банковский сектор охватила паника, что выразилось в сокращении объема сделок на рынке межбанковских кредитов. Кризис повлиял на уровень процентных ставок. Ставки по однодневным кредитам повысились с 60 до 100% годовых. Только к концу августа вмешательство Банка России позволило преодолеть кризис.

   Результатом кризиса банковской системы лета 1995 г. стали возросшая сегментация межбанковского рынка и большее нормирование кредитов.

   Банкам «со слабыми портфелями» было отказано в доступе к межбанковскому рынку кредитов, в связи с чем, они стали объединяться в небольшие группы для взаимного кредитования.

   В первом полугодии 1996 г. расширение сети коммерческих банков почти прекратилось, и наметилась обратная тенденция. Банк России ужесточил требования к созданию новых банков и начал активно отзывать лицензии у несостоятельных. В 1996 г. на фоне продолжающегося экономического спада разразился новый кризис банковской системы Российской Федерации, основными признаками которого были высокая интенсивность процесса фактических банкротств кредитных учреждений; резкое сокращение числа функционирующих кредитных учреждений (число банков, признанных неплатежеспособными составило более 25% общего числа функционирующих банков); значительное число проблемных банков; усиление нестабильности в системообразующем сегменте банковской системы, что выразилось в значительном числе банкротств среди крупных банков.

   В конце 1997 г. банковский сектор России подвергся воздействию ряда внешних шоковых ситуаций, обнаруживших внутренне присущие отечественной банковской системе уязвимость и возрастающую чувствительность к валютному риску. Удары извне наряду с серьезными стратегическими ошибками самих банков привели к новому кризису банковской системы, который разразился к августу 1998 г. Исходной причиной нового кризиса также стало неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и государственных финансов, что выразилось в спаде производства и хроническом дефиците государственного бюджета.

   Финансовые власти России, начиная с 17 августа 1998 г., отступили от кардинальных принципов осуществления денежно-кредитной политики. Расширение валютного коридора и отказ от своевременного погашения ГКО-ОФЗ привели к смене экономических ориентиров, что выразилось в более высоких инфляционных ожиданиях при ускоренном росте обменного курса, отказу от массивных валютных интервенций, невозможности проведения операций на открытом рынке.

   Предоставление стабилизационного кредита МВФ также не привело к улучшению ситуации и повышению доверия участников финансового рынка к политике Банка России. В результате, несмотря на полученный кредит в сумме 4,8 млрд. долл., международные ликвидные резервы Банка России увеличились только на 2,2 млрд. долл. Остальные средства были израсходованы на валютные интервенции.

   Отказ от погашения ранее выпущенных ГКО-ОФЗ привел к обесценению активов банков, от 5 до 25% которых были вложены в государственные ценные бумаги; заставил банки в связи с обесценением их активов и жесткой денежно-кредитной политикой направить свои рублевые средства на доходный валютный рынок. Рублевая масса значительно превысила валютную массу, что с учетом отказа Банка России осуществлять интервенции на валютном рынке привело к обвалу рубля. В то же время ухудшение финансового положения банков вызвало неплатежи на межбанковском рынке, а затем и прекращение его функционирования вследствие взаимного недоверия банков. Реструктуризация государственных ценных бумаг привела к тому, что банки ввели ограничения на обслуживание клиентов, мотивируя эти ограничения недостатком наличности.

   В целях поддержания ликвидности коммерческих банков Банк России несколько смягчил денежно-кредитную политику. Так, 24 августа 1998 г. нормативы по обязательным резервам были снижены с 11 до 10%. Однако банки вновь направили рублевые средства на валютный рынок, что опять привело к росту рублевой массы на валютном рынке и неконтролируемому росту курса доллара. Банк России, израсходовав в период с 14 по 26 августа 2,3 млрд. долл. из валютных резервов, с 26 августа отказался контролировать обменный курс путем участия в валютных торгах.

   Кризис банковской системы августа-сентября 1998 г. привел к тяжелым последствиям:

  • произошло резкое обесценение банковских активов, находившихся в виде государственных ценных бумаг;
  • был ликвидирован основной финансовый инструмент, который банки использовали для краткосрочного инвестирования (ГКО-ОФЗ);
  • увеличились обязательства банков (в рублевом, выражении) по внешним кредитам и срочным контрактам;
  • резко уменьшился объем межбанковского кредита в связи с неплатежеспособностью большинства банков, в том числе и системообразующих;
  • наблюдалась дестабилизация денежного обращения (задержка платежей, рост расчетов в наличной форме, снижение объемов инкассации, резкий отток вкладов населения из банковской системы);

   • налицо был кризис системы расчетов, вызванный кризисом банковской системы, который привел к снижению налоговых платежей в федеральный бюджет.

   Правительством России было издано распоряжение «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации» от 20 ноября 1998 г. № 1642-Р. Одновременно правительство и Банк России приняли совместное заявление «О реструктуризации кредитных организаций». В этих документах были изложены меры по реструктуризации банковской системы на длительную перспективу с учетом финансовых возможностей по поддержке российских банков, опыта работы Банка России по нормализации деятельности нестабильных в финансовом отношении банков, а также опыта зарубежных стран в этой области.

   Для реализации намеченных мероприятий Российским фондом федерального имущества 16 декабря 1998 г. была учреждена ОАО Небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), на которое возлагалась основная часть оперативной работы:

  1. взаимодействие с реструктурируемыми и ликвидируемыми банками;
  2. работа с «плохими» активами реструктурируемых банков;
  3. участие в управлении такими банками;
  4. реализация имущества ликвидируемых банков.

   Агентство как небанковская кредитная организация стало объектом банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России над деятельностью кредитных организаций. Несмотря на специфику АРКО Банк России не издал никакого специального нормативного акта об особенностях организации банковского регулирования и надзора над деятельностью АРКО и не установил для него дифференцированные нормативы 
обязательных резервов.

   Первоначально Агентство осуществляло процедуры реструктуризации, основываясь на добровольных соглашениях с банками и их учредителями. Позднее, в связи с вступлением 8 июля 1999 г. в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», Агентство было преобразовано в государственную корпорацию, правовой статус, функции и полномочия которой были установлены вышеназванным Законом и Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

   В начале марта 1999 г. Совет директоров АРКО одобрил «Основные положения программы деятельности агентства по реструктуризации кредитных организаций», в которой были определены основные принципы деятельности организации как инструмента реализации государственной политики по реструктуризации банковской системы и основные направления собственной деятельности АРКО.

   20 октября 2000 г. было издано Указание Банка России «О порядке работы по определению кредитных организаций, в отношении которых может быть применен Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» № 852-У, в соответствии с которым устанавливался порядок:

  1. работы по определению кредитных организаций, в отношении которых мог быть применен Закон о реструктуризации; а также расчета критериев, регламентированных п. 3 ст. 2 закона о реструктуризации; 
  2. определения оснований, по которым в соответствии со ст. 3 закона о реструктуризации могли направляться предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства;
  3. предоставления территориальными учреждениями в Банк России информации по кредитным организациям, в отношении которых мог быть применен Закон о реструктуризации.

   Общее финансирование первых пятнадцати организаций, перешедших под управление Агентства, на 1 января 2001 г. составило 2964, 17 млн. руб. по сравнению с запланированными 7464,42 млн. руб.

   В Стратегии развития банковского сектора на 2002 г., принятой Правительством РФ и Банка России в Совместном заявлении от 30 декабря 2001 г., одним из важных направлений в сфере банковского регулирования и надзора было названо завершение работы по восстановлению деятельности или ликвидации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, в связи  с чем говорилось о возможном закреплении за Агентством функций корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией.

   В июле 2002 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» положения которого посвящены совершенствованию банковского регулирования, в том числе вопросам:

   - надзора за банковскими группами;

   - расчета обязательных нормативов;

   -  обмена информацией с надзорными органами зарубежных стран и др.

   Вступил в силу Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, содержащий меры, направленные на совершенствование порядка защиты интересов кредиторов, требования которых обеспечены залогом.

   В ноябре 2002 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 5 и ст. 20 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», направленный на защиту интересов акционеров общества от «размывания» долей в уставном капитале.

   15 декабря 2002 г. Банк России ввел в действие новое Положение «О порядке проведения депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» от 5 декабря 2002 г. № 203-П.

   Приоритетными задачами банковской системы в 2003 г. стали:

   1) создание системы страхования банковских вкладов;

  1. завершение подготовки к переходу кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МСФО) с 1 января 2004 г.;
  2. подготовка и принятие пакета законодательных изменений, направленных на создание более благоприятных условий для банковской деятельности;
  3. оптимизация регулятивных и надзорных процедур Банка России.

   Неудовлетворительные результаты деятельности АРКО привели к его ликвидации. Так, 15 июля 2004 г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О признании утратившим силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций». АРКО было ликвидировано, но проблемы в банковском секторе остались.

   В октябре 2004 г. Государственная Дума приняла проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», направленный на повышение качества и прозрачности крупнейших российских кредитных организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику и придание финансовой отчетности, составляемой на основе международных стандартов, международного статуса на мировых фондовых рынках капитала.

   Основными целями деятельности Банка России в 2005 г. стали:

    - повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации;

Информация о работе Банковская система России. Становление, итоги и перспективы развития