Аудит в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:51, доклад

Краткое описание

В докладе рассматривались наиболее емкие участки бухгалтерского учета, раскрыты и описаны часто выявляемые в процессе проведения аудиторской проверки типичные ошибки, связанные с упорядоченной системой сбора и правильным отражением на счетах бухгалтерского учета тех или иных операций хозяйственной деятельности субъекта.

Файлы: 1 файл

Правила аудиторской деятельности в Российской Феде­ рации, образ.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

Типичные ошибки

 

Основные нарушения  – злоупотребления, хищения, ошибки – в области кассовых операций могут быть классифицированы следующим  образом:

  • В организации отсутствует справка, либо не установлен лимит кассы.
  • Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину с другими юридическими лицами и предприятиями, действующими без образования юридического лица.
  • Отсутствует договор о полной материальной ответственности с кассиром.
  • В организации отсутствует акт ревизии наличных денежных средств в случае ревизии при смене кассира.
  • Прямое хищение денежных средств: ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками.
  • Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм из банка или от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности.
  • Не соблюдается выплата заработной платы.
  • Отсутствие комиссии о снятии остатков денежных средств в кассе ежемесячно.
  • Отсутствие контрольно-кассовых машин.
  • Отсутствуют авансовые расчеты, оформленные надлежащим образом.
  • Договор прекращен с организацией, следовательно, и проплаты должны прекратиться.
  • При приеме от физического лица средств не взимался налог с продаж.
  • Сумма НДС выделена неверно или невыделенна вообще.
  • Отсутствует кассовая книга или в ней имеются исправления.
  • Кассовый аппарат передан из одной организации в другую.
  • Кассовые ленты должны храниться 15 дней до проведения инвентаризации
  • Сумма выручки не совпадает с фактической суммой.
  • Излишнее списание денег по кассе по повторно использованным документам или неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, списание сумм без оснований или по подложным документам, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списания.
  • Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям.

Адит расчетов с  персоналом по оплате труда.

Основные законодательные  и нормативные документы.

 

Аудит расчета с персоналом по оплате труда осуществляется на базе следующих нормативных документов.

  1. Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2.
  2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.
  3. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплата социального характера (утв. Постановлением Госкомстата России № 116 от 24 ноября 2000 г. по согласованию с Минэкономразвития России, Минтрудом России и Банком России).
  4. Трудовой кодекс РФ.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
  7. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).
  8. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплата (утв. Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26).

Цели проверки и  источники информации.

 

Проверка носит колесный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фондом оплаты труда (ФОТ) и выплата социального характера.

В качестве основной нормативной  базы используются Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс и Налоговый  кодекс РФ.

Источники информации служат:

    • документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия,
    • первичные документы,
    • регистры бухгалтерского учета и отчетность.

В качестве первичных  документов преимущественно используются унифицированные формы первичной  документации, разработанные НИПИ - статинформом Госкомстата России.

Ведение первичного учета  по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету  личного состава используются:

  1. приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1),
  2. личная карточка (ф. № Т-2),
  3. учетная карточка научного работника (ф. № Т-4),
  4. приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5),
  5. приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6),
  6. приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8). 

По учету использования  рабочего времени и расчетов с  персоналом по оп оплате труда применяются:

  1. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12),
  2. расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49),
  3. расчетная ведомость (ф. № Т-53),
  4. лицевой счет (ф. № Т-54).

Кроме того, применяются  первичные документы по учету  выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы  и другие документы.

К регистрам, которые подлежат проверки, относят:

  1. свободные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.),
  2. регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате,
  3. журналы-ордена ф. №№ 8 и 10 (при журнально-ордерной форме учета),
  4. Главная книга,
  5. баланс (ф. № 1).

Основные комплексы  задач и вопросы для составления  программы проверки.

 

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся:

  • соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
  • учет контроля выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
  • учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
  • расчет удержаний  из заработной платы физических лиц;
  • аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
  • сводные расчеты по заработной плате;
  • расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;
  • расчеты по депонированной заработной плате.

Представленные комплексы  задач охватывают типовые учетные  задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства.

 

Методика проверки основных комплексов работ.

 

Проверка соблюдения положений законодательства о труде, состояния внутреннего контроля по трудовым отношениям.

Основным документом, используемым для этой цели, является Трудовой кодекс РФ. Аудитор может  проверить, как оформляется прием  и увольнение сотрудников, учитывается  рабочее время сотрудников, как  строится система оплаты труда и др.

Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета  использования рабочего времени  и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.)

Для проверки применяется  метод сбора аудиторских доказательств  по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.

Проверка организации  учета и контроля выработки и  начисления заработной платы рабочим-сдельщикам.

Аудитор проверяет, как  оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.) правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов; обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется: расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплате труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.

Здесь применяются такие  методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).

Проверка расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат.

В этом комплексе аудитор  проверяет, как производились начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат.

Проверка  расчетов удержаний  из заработной платы с физических лиц

К основным видам удержаний  относятся: налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товар, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.

Проверка ведения  аналитического учета по работающим.. 

Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется  по физическим лицам как состоящим, так и не состоящим в списочном  составе предприятия по всем видам заработной платы, премиям, пособия и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.). Необходимые данные для этой цели накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут хранить в виде отдельных файлов.

Проверка сводных  расчетов по заработной плате.

Свободные расчеты по заработной плате выполняют по данным счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующим с  ним счетом.

Проверка налогооблагаемой базы для расчетов по единому социальному налогу.

Для проверки правильности формирования базы налогообложения  аудитор руководствуется Инструкция Госкомстата России № 116 от 24 ноября 2000 г. «О составе фонда заработной платы и выплата социального  характера» и инструкция соответствующих фондов.

Проверка депонированных сумм по заработной плате.

Аудитор проверяет, как  организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная  заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработной платы после окончания срока исковой давности (трех лет) и т. п.

Типичные ошибки.

 

Для аудитора очень важно  знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при расчетах по оплате труда:

  1. не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;
  2. не ведутся табели учета рабочего времени (Т-12);
  3. включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ;
  4. не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков;
  5. неверно производилось начисление налога на доходы физических лиц;
  6. неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат.

 

 

 

 

 

  деятельности.

 

     Аудит  финансовых вложений.

 

         В процессе хозяйственно-финансовой  деятельности предприятия могут  осуществлять отвлечение средств  в виде финансовых вложений  с целью получения дополнительного  дохода – дивидендов, процентов и т.п. К финансовым  вложениям относятся инвестиции в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность, а также займы, предоставленные другим экономическим субъектам.

          В бухгалтерском учете и отчетности, в зависимости от сроков отвлечения средств и их целевого назначения, финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным финансовым вложениям можно отнести займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев. Под долгосрочными вложениями (на срок более 12 месяцев) понимают вклады в уставные капиталы и совместную деятельность, затраты на приобретение акций других экономических субъектов, паи, а также займы, предоставленные другим экономическим субъектам.

         Основная цель аудита финансовых вложений – получение подтверждения законности деятельности экономического субъекта за проверяемый период. Из этого следует, что аудитор в ходе проверки должен ответить на следующие вопросы.

   1.Насколько полно  и своевременно оформлены все необходимые документы по:

- оценке, учету и инвентаризации  финансовых вложений;

- сохранности, выбытию  (погашению) и реализации ценных  бумаг;

       - учету  результатов от финансовых вложений.

    2. Соблюдены  ли требования налогового законодательства.

   Осуществляя аудит  финансовых вложений аудиторская  организация (аудитор) должна

выделить для себя основные направления проверки, а  именно:

  1. аудит вложений в уставные капиталы других организаций;
  2. аудит вложений в совместную деятельность;
  3. аудит учета вложений в займы на срок:

Информация о работе Аудит в предпринимательстве