Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства являются одним из основных элементов внеоборотных активов организации. Они обеспечивают материально-техническую базу и условия производственно-хозяйственной деятельности организации. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основные средства - это часть имущества, приобретенного или созданного организацией, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, работ или услуг.
Цель аудита основных средств – выражение мнения аудитора о достоверности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости

Оглавление

1.Цели проверки, способы проверки
2.Нормативные документы, которыми следует руководствоваться при проверке данного участка
3.Перечень первичных документов и регистров
4.Перечень бухгалтерских проводок.
5.Перечень вопросов для проверки
6.Типичные нарушения

Файлы: 1 файл

аудит основных средств.docx

— 51.95 Кб (Скачать)

Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны убытки по списанию (ликвидации) объекта.

Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями  и филиалами производится с применением  счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». При этом передается стоимость объекта  основных средств, сумма накопленной  амортизации и добавочного капитала, образованного в результате переоценки.

При ликвидации объекта возвратные материалы приходуются по цене их возможного использования или реализации, а утиль - как вторичное сырье.

 

  1. Перечень вопросов для проверки

 

Аудиторские организации  в ходе проведения проверок не должны  устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью но должны установить её достоверность во всех существенных отношениях.

Риск аудитора означает вероятность  того, что бухгалтерская отчетность предприятия может содержать  не выявленные существенные ошибки и/или  искажения после подтверждения её достоверности или признать что она содержит существенные искажения когда на самом деле таких в бухгалтерской отчетности нет. Аудиторский риск состоит из трех частей:

    • неотъемлемый риск;
    • риск средств контроля;
    • риск необнаружения.

Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск – это подтверждение остатка  на счетах бухгалтерского учета или  группы однородных операций искажениям, которые могут быть существенными  при отсутствии необходимых средств  внутреннего контроля. Аудитор должен дать оценку внутрихозяйственного риска на этапе планирования используя своё профессиональное суждение.

Риск средств контроля – это риск того, что искажение, которое может иметь место  в отношении остатка средств  по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будут своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Риск средств контроля и надежность средств контроля являются взаимно дополняющими понятиями, категориями:

  • высокая надежность соответствует низкий риск;
  • средняя надежность, средний риск;
  • низкая надежность, низкий риск.

Аудитор должен принять специальные  аудиторские процедуры которые называются тестированием средств контроля. Тест включет:

  • проверку документов, подтверждающих операции и другие события, с целью выявления аудиторских доказательств относительно надлежащего применения средств внутреннего контроля на практике, например проверку наличия разрешения на проведения операции;
  • направление запросов и наблюдение за применением средств внутреннего контроля, которые не оформляются документально, например определение действительного исполнения какой-либо функции, а не того, кому положено ее выполнять;
  • использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.

Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которые может быть осуществленным по отдельности или в совокупности с искажением остатков средств по счетам бухгалтерского учета или группы операций.

Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска  средств контроля определить допустимость в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации этого риска спланировать соответствующие процедуры. Между рисками неоднаружения и комбинации внутрихозяйственного риска и риска средств контроля существует обратная связь.

Общий аудиторский риск можно  представить формулой:

где Ар — аудиторский  риск;

Вр — неотъемлемый риск;

Кр — контрольный риск (риск средств контроля);

Пр — риск необнаружения (процедурный риск).

Если аудитор не в состоянии  снизить риск необнаружения в отношении статей баланса имеющих существенный характер, то это основание для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения отличного от безусловно положительного.

Взаимосвязь между уровнем  существенности и риска:

  • риск возрастает если уровень существенности уменьшается;
  • уровень существенности возрастает то риск уменьшается.

 

Программа аудиторской проверки

Перечень проверяемых  процедур и вопросов

Рабочие документы

Примечание

1

2

3

4

1

Аудит наличия и сохранности  основных фондов

1.1

Получение полного списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными  картотеки ОС, остатков ведомости  по сч.01 «Основные средства», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 Главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа)

Справка о наличии ОС (инвентарная  опись ОС по местам их эксплу- атации), договоры аренды, ФОС -6, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс.

Сальдо должны совпадать

1.2

Ознакомление с инвентарным  составом ОС

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды

Выявить наличие арендованных ОС, ОС сданных в аренду

1.3

Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды

По ОС арендованным и сданным в аренду - применяется сплошная проверка

1.4

Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных  списков по конкретным МОЛ

ФОС-6, ФОС-9, инвентарные списки, приказы о назначении МОЛ

Формальная проверка

1.5

Проверка физического  наличия ОС: осмотр объектов ОС

 

Наблюдения аудитора при  посещении мест стоянки, ремонта, хранения и мест работы ОС

1.6

Проверка правильности отнесения  предметов к основным средствам

Учетная политика, ФОС-6, ФОС-9

 

1.7

Проверка правильности классификации  ОС

ФОС-6, ФОС-9

 

1.8

Проверка правильности оформления прав собственности на объекты ОС

Договоры аренды, купли-продажи  ОС, свидетельства о регистрации транспортных средств в ГИБДД, органах Гостехнадзора

 

1.9

Проверка первичной учетной  документации по поступлению, переме щению и выбытию ОС

Акты приема - передачи, технический  паспорт и др.

 

1.10

Правильность оценки и  переоценки основных средств

ФОС-1, ФОС-6, счет -фактуры, накладные и

 

1.11

Проверка обеспечения  сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации

сличительная ведомость  решения руководства по итогам проведения инвентаризации

 

2

Аудит поступления основных средств

2.1

Получение списка (с указанием  количества и стоимости) приобретенных  объектов основных средств, сверить  полученные показатели с данными  оборотов по счету 01, главной книги, оборотно-сальдовой ведомости

Ведомость наличия и движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету «01»

Суммы оборотов по счетам должны совпадать с данными полученного  списка

2.2

Проверка физического  наличия вновь приобретенных  объектов ОС

 

при посещении аудитором мест стоянки, ремонта и эксплуатации ОС

2.3

Проверка создания комиссии по приемке основных фондов

Приказы, распоряжения

 

2.4

Проверка оформления первичных  учетных документов

ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9

Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС

2.5

Проверка документов по поступлению  ОС

Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные накладные, платежные поручения и др.

Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др.

2.6

Проверка правильности формирования первоначальной стоимости основных средств на счетах синтетического учета

Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08

Проверяется обоснованность и правомерность включения расходов в первоначальную стоимость, а так  же отражение всех затрат на счетах учета ОС и правильность принятия ОС в эксплуатацию.

2.7

Проверка надлежащего  отражения первоначальной стоимости  в актах приемки-передачи ОС, инвентарных  карточках ОС

Акты-приемки передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость  по счету 01,08

Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1

2.8

Анализ расчета и возмещения НДС по поступлению ОС

Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости  по счетам 08, 01, 19, 68, 76

 

3

Проверка операций по выбытию  ОС

3.1

Формирование списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными  по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС

Ведомость наличия и движения основных фондов в разрезе видов, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99

 

3.2

Проверка правильности оформления списания ОС в первичной учетной  документации

Приказы, акты распоряжения, приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные  карточки (ФОС-6), ФОС-9

 

3.3

Проверка отражения на счетах бухгалтерского учета

Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99

Полнота и правильность списания первоначальной стоимости и суммы  износа со счетов их учета, правильность определения финансового результата

4

Проверка правильности начисления износа

4.1

Получение ведомости начисления износа

Ведомость износа ОС по видам

 

4.2

Получение перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации  или ее прекращения

Договоры аренды, ведомость  полностью изношенных основных средств

Получить перечни ОС с  истекшими нормативными сроками  эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду

4.3

Определение перечня проверяемых  основных средств

Ведомость износа ОС по видам

 

4.4

Проверка правильности начисления износа

Ведомость начисления износа

Проверка по выбранным  объектам детальная

4.5

Сверка данных по ведомости  для начисления износа с данными  первичных учетных документов

ФОС-6, Ведомость износа ОС

Все ли объекты ОС приняты  в расчет; первоначальная стоимость  ОС, норма амортизации, дата поступления  ОС

4.6

Сверка данных аналитического учета начисления износа с данными  синтетического учета

Ведомость начисления износа, ведомость по сч. 02

Суммы должны совпадать

4.7

Правильность отнесения  АО на соответствующие счета затрат

Ведомость по счету 02, 20, 26 и  др.

 

5

Аудит арендованных ОС и ОС сданных в аренду

5.1

Проверка отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной

Договоры аренды

Условия предоставления, срок аренды имущества

5.2

Проверка порядка приемки на учет арендованных ОС

Договоры аренды, приемо-сдаточные  акты

Наличие и правильность оформления

5.3

Проверка учета таких  ОС на предприятии

Счет 001

При долгосрочной аренде и  при текущей - на 001.

5.4

Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию  имущества арендованных ОС и ОС сданных  в аренду

договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91

Соответствие договору и  проверить правильность отражения  в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и текущий)


 

  1. Типичные нарушения

Разбираются ошибки, часто  встречающиеся в бухгалтерском  учете основных средств: неправильное отнесение объектов к основным средствам, нарушение лимита их стоимости, несоблюдение порядка документального оформления движения основных средств и др.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

    • -использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
    • -использование в течение длительного времени, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
    • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пример 1. В ходе аудиторской проверки бухгалтерского учета основных средств в январе 2012 г. было установлено, что приобретенный в июле 2011 г. компьютер был принят к учету в составе товаров на счете 41 "Товары" по стоимости приобретения 70 800 руб., НДС - 10 800 руб. Услуги по техническому контролю и установке компьютера оказаны сторонней организацией. Стоимость услуг включена в расходы по обычным видам деятельности и списана на счет 44 "Расходы на продажу" - 2000 руб., НДС - 360 руб. НДС от стоимости объекта и услуг предъявлен к вычету. Срок полезного использования компьютера определен в целях бухгалтерского и налогового учета на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, равным 5 годам. Доходы и расходы исчисляются методом начисления.

Поскольку условия, перечисленные  п. 4 ПБУ 6/01, единовременно выполнены, компьютер следовало принять  к учету в составе основных средств. В соответствии с п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма  фактических затрат организации  на приобретение, за исключением НДС  и иных возмещаемых налогов. К  фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в частности, суммы, уплачиваемые по договору продавцу.

Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты  к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".

В рассматриваемой ситуации неправильное принятие к учету компьютера обнаружено организацией в январе 2012 г., до утверждения бухгалтерской отчетности за 2011 г. Следовательно, организация может внести исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в декабре 2011 г. (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

В декабре 2011 г. в учете организации следует составить записи:

Дебет 41, Кредит 60 - 60 000 руб. - сторнировано принятие компьютера к  учету в составе товаров,

Дебет 44, Кредит 60 - 2000 руб. - сторнирована стоимость услуг по техническому контролю и установке компьютера,

Дебет 08, Кредит 60 - 62 000 руб. (60 000 + 2000) - сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств,

Дебет 01, Кредит 08 - 62 000 руб. - отражен ввод компьютера в эксплуатацию в июле 2011 г.

Начисление амортизационных  отчислений по объекту основных средств  начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого  объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения  стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Таким образом, в 2011 г. организация была вправе учесть в составе расходов амортизацию, начисленную с августа по декабрь включительно в сумме 5167 руб. (62 000 руб. / 5 лет / 12 мес. x 5 мес.). Указанная сумма амортизации является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражается в данном случае по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств".

В целях налогообложения  прибыли суммы начисленной амортизации  учитываются в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Правила начисления амортизации установлены ст. 259 НК РФ. Поскольку в рассматриваемой ситуации отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, а ошибка выявлена в январе 2012 г., т.е. до сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 г. (п. 4 ст. 289 НК РФ), организация не завысила налоговую базу по налогу на прибыль в связи с несвоевременным начислением амортизации. Вследствие неправильного отражения на счете 41 приобретенного компьютера, фактически используемого в качестве основного средства, организацией была занижена налоговая база по налогу на имущество организаций, исчисленная в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ и отраженная в налоговом расчете по авансовым платежам по налогу за 9 месяцев 2011 г.

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при  обнаружении ошибок (искажений) в  исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде  перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Поскольку в рассматриваемой ситуации период совершения ошибки известен, организация, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, представляет в налоговый орган уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2011 г., отражает записью декабря 2011 г. в бухгалтерском учете доначисление авансового платежа по налогу на имущество, а также начисляет и уплачивает сумму пени.

Для документирования операций с основными средствами организация  должна использовать формы первичной  документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата  России от 21.01.2003 N 7. Для целей налогового учета основных средств организации  могут использовать данные, содержащиеся в первичных учетных документах, а также в регистрах бухгалтерского учета. Для совмещения бухгалтерского и налогового учета можно ввести в утвержденные формы данные для налогового учета.

При поступлении основных средств в организацию создается  приемочная комиссия, в которую входят руководитель, бухгалтер, а также  лицо, ответственное за сохранность  поступающего основного средства.

Если основное средство полностью  готово к эксплуатации, то прием  его к бухгалтерскому учету осуществляется на основе актов о приеме-передаче объекта основных средств по установленным  унифицированным формам. По приобретенной  мебели на первоначальную стоимость 297 000 руб. следовало составить акт  о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N ОС-1. В акт заносят, в  частности, полное наименование объекта  согласно технической документации, название организации-изготовителя, место  приемки, первоначальную стоимость  для целей бухгалтерского учета (при наличии соответствующей  графы - и для целей налогового учета) на дату принятия, срок полезного  использования, способ начисления амортизации  и другие технические данные. После  подписания акта приема-передачи он передается в бухгалтерию вместе со всей технической  документацией и бухгалтерия ставит объект основных средств на учет.

Отсутствие составленного  акта свидетельствует о неправомерном  принятии объекта к учету по первоначальной стоимости. Эту ситуацию можно расценивать  так, что объект не готов к эксплуатации.

Поскольку мебель не была передана в эксплуатацию, факт начисления амортизации  с июля по декабрь в сумме 29 700 руб. (297 000 / 5 лет / 12 мес. x 6 мес.) документально не обоснован. Соответственно, расходы в сумме начисленной амортизации не могут быть признаны в бухгалтерском и налоговом учете.

Информация о работе Аудит основных средств