Аудит налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:09, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить аудит налогообложения.
Из цели вытекают следующие задачи:
Ознакомиться с аудитом налогообложения при упрощенной системе налогообложения
Решить задачу.

Оглавление

Введение 3
Аудит налогообложения при упрощенной системе налогообложения 4
Задача 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

аудит налогообложения.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

Челябинск

Оглавление

 

Введение

 

Одна из функций налоговой  системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и  сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные  налоговые режимы.

Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Главной целью аудита является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской  отчетности. За последние годы в  бухгалтерском учете произошли  существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международными и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям. Для многих бухгалтеров эти изменения непонятны и поэтому нежеланны. Адаптация к новым условиям могла бы протекать намного легче при участии и поддержке аудиторов.

Цель работы – изучить  аудит налогообложения.

Из цели вытекают следующие  задачи:

  1. Ознакомиться с аудитом налогообложения при упрощенной системе налогообложения
  2. Решить задачу.

Аудит налогообложения при упрощенной системе налогообложения

 

Существует правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов», но в связи с часто меняющимся законодательством, данный стандарт при  проведении налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения не применим с 01.01.2003.

При проведении аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе  налогообложения аудитор может  руководствоваться методикой для  регламентации аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

Под аудитом расчетов с бюджетом при упрощенной системе  налогообложения понимается выполнение аудиторской организацией аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских (при условии ведения бухгалтерского учета) и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (минимального налога) и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, установленных в соответствии с законодательством для экономических субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Перед проведением налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская  организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также в определении состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.

Аудиторское задание  по проведению налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе  налогообложения оформляется договором  в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. При заключении договора аудиторская организация должна руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг».1

В договоре на проведение налогового аудита по расчетам с бюджетом при упрощенной системе налогообложения четко обозначаются вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

В процессе проведения налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта» и (или) работу другой аудиторской организации в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы другой аудиторской организации». Использование работы эксперта и (или) другой аудиторской организации не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых услуг.

Выполнение работ по налоговому аудиту расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения может включать несколько этапов, в частности:

1) предварительная оценка  системы налогообложения в виде  упрощенной системы налогообложения  экономического субъекта;

2) правомерность применения  экономическим субъектом упрощенной  системы налогообложения (соблюдение  им условий и ограничений, предусмотренных  пунктами 2 - 4 статьи 346.12 Налогового  кодекса);

3) соблюдение экономическим  субъектом срока подачи заявления  о переходе на упрощенную систему налогообложения (указанного в ст. 346.10 Налогового кодекса);

4) соблюдение экономическим  субъектом ограничений, установленных  пунктом 4 статьи 346.13 Налогового  кодекса;

5) правильность исчисления  налоговой базы по единому  налогу на предмет правильности определения доходов и расходов, а также правомерности уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, руководствуясь ст.ст. 346.15 - 346.18 Налогового кодекса;

6) проверка обоснованности применения налоговых ставок в зависимости от выбранного объекта налогообложения;

7) правильность определения  убытка, уменьшающего налоговую  базу по единому налогу. Правомерность  переноса убытка на следующие  налоговые периоды;

8) правильность уплаты минимального налога, в соответствии с п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса;

9) правомерность уменьшения  суммы единого налога, подлежащей  уплате за отчетный (налоговый)  период на сумму исчисленных  и уплаченных за этот же  период времени по всем основаниям  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса);

10) полноту и своевременность  уплаты единого и минимального налогов, а также иных налогов и сборов, не перечисленных в ст. 346.11 Налогового кодекса;

11) правильность исчисления  и уплаты налогов, от которых  в соответствии с п. 2 ст. 346.11, экономический  субъект, применяющий упрощенную  систему налогообложения не освобожден;

12) определение основных  факторов, влияющих на налоговые  показатели;

13) проверка методики  исчисления налоговых платежей;

14) оценка документооборота  и изучение функций и полномочий  служб, ответственных за исчисление  и уплату налогов;

15) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты  налогообложения, соответствие применяемой экономическим субъектом упрощенной системы налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.2

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными Книги учета доходов и расходов, платежными документами, данными формы 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения. Вместе с тем, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Аудиторская организация  при проведении аудита расчетов с  бюджетом при упрощенной системе  налогообложения вправе воспользоваться:

- данными Книги учета  доходов и расходов экономического  субъекта, применяющего упрощенную систему;

- первичными документами,  подтверждающих получение доходов  и оплату понесенных расходов, платежные документы, подтверждающие  правильность отражения сумм  экономическим субъектом сведений, отраженных в налоговых деклараций (а также платежные поручения, приходные (расходные) кассовые ордера, гражданско-правовые договора, фискальные отчеты контрольно-кассовой техники, авансовые отчеты, кассовая книга, первичные платежные документы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Помимо проведения налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская  организация может оказывать  иные сопутствующие услуги по налоговым  вопросам. При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Как, например, предложить экономическому субъекту, применяющему упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет, так как существует риск в течение налогового периода превысить ограничения, установленные п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса. Данное предложение выносится в связи с тем, что экономический субъект при превышении установленного законодательством лимита, считается перешедшим на классическую систему налогообложения с того квартала, в котором было допущено нарушение, а значит будет нести дополнительные затраты по восстановлению бухгалтерского учета.

Любые рекомендации и  расчеты, сделанные аудиторской  организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская  организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательство противного.

Вместе с тем аудиторская  организация должна проявить достаточную  степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация может сообщить лицу, заказавшему выполнение аудита по расчетам с бюджетом при упрощенной системе налогообложения, о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода.

Аудиторская организация  может являться уполномоченным представителем экономического субъекта как налогоплательщика  в отношениях с налоговыми органами в соответствии с действующим  законодательством.3

Общение аудиторской организации с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения осуществляется:

а) при обращении к  налоговым органам с целью  получения аудиторских доказательств при проведении аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения;

б) для получения разъяснений  по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта;

в) при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и других) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами;

г) при проверки правильности расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения проводится сверка с налоговыми органами, после  которой организация получает акт сверки.

Аудиторская организация  на основе своего профессионального  суждения самостоятельно принимает  решение об объеме запрашиваемой  у налоговых органов информации, необходимой для составления  заключения по результатам выполнения специального аудиторского задания.

Аудиторская организация  при обращении к налоговым  органам должна придерживаться согласованной  с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. Запросы к налоговым органам  рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта. Руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать перечень вопросов, запрашиваемых аудиторской организацией у налоговых органов. Желательно довести это обстоятельство до руководства экономического субъекта на стадии заключения договора о выполнении специального аудиторского задания.

При общении с налоговыми органами аудиторской организации  следует придерживаться общепринятых этических и профессиональных норм аудиторской деятельности, а также принципа соблюдения профессиональной аудиторской тайны в соответствии с нормами Налогового кодекса.

Информация о работе Аудит налогообложения