Аудит материально-производственных запасов ОАО «Начало»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проверка правильности учета материально-производственных запасов и разработка рекомендаций по совершенствованию контроля на предприятии.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть цели, задачи, нормативную базу и источники информации аудита материально-производственных запасов;
- разработать общий план и программу аудита;
- исследовать типичные ошибки и нарушения в учете запасов;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность и значение аудита 6
1.1 Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия 6
1.2 Регламентация аудиторской деятельности в РФ 12
1.3 Цели и задачи аудита материально-производственных запасов 23
Глава 2. Планирование аудита материально-производственных запасов
на примере ООО "Начало" 26
2.1 Экономическая характеристика ООО "Начало" 26
2.2 Планирование аудита материально-производственных запасов 33
Глава 3. Методика аудиторской проверки и ее завершение 39
3.1 Источники сбора аудиторских доказательств 39
3.2 Проведение процедур средств контроля, процедур
по существу и их документирование 42
3.3 Аудиторское заключение 56
Заключение 58
Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

аудит МПЗ.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

 а) непредоставления  аудируемым лицом всей необходимой  документации;

 б) выявления  в ходе аудита обстоятельств,  оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять  иные права, вытекающие из договора  оказания аудиторских услуг.

 При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять  по требованию аудируемого лица  обоснования замечаний и выводов  аудиторской организации, индивидуального  аудитора, а также информацию  о своем членстве в саморегулируемой  организации аудиторов;

2) передавать  в срок, установленный договором  оказания аудиторских услуг, аудиторское  заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания  аудиторских услуг;

3) обеспечивать  хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять  иные обязанности, вытекающие  из договора оказания аудиторских  услуг.

 Подробная  регламентация аудиторской деятельности осуществляется стандартами, которые подразделяются на:

 – федеральные  стандарты аудиторской деятельности;

 – стандарты  саморегулируемой организации аудиторов.

 Федеральные  стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют  требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются  в соответствии с международными  стандартами аудита;

3) являются  обязательными для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

 В настоящее  время действуют Федеральные  правила (стандарты) аудиторской  деятельности, разработанные с учетом  международных стандартов аудита, утверждены постановлением Правительства  РФ от 23 сентября 2002 г. №696, в котором определены шесть федеральных правил (стандартов):

 – правило  (стандарт) №1 – «Цель и основные  принципы аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности»;

 правило  (стандарт) №2 – «Документирование  аудита»;

 – правило  (стандарт) №3 – «Планирование аудита»;

 – правило  (стандарт) №4 – «Существенность  в аудите»;

 – правило  (стандарт) №5 – «Аудиторские  доказательства»;

 – правило  (стандарт) №6 – «Аудиторское  заключение по финансовой (бухгалтерской)  отчетности».

 Стандарты  саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют  требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям,  установленным федеральными стандартами  аудиторской деятельности, если  это обусловливается особенностями  проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут  противоречить федеральным стандартам  аудиторской деятельности;

3) не должны  создавать препятствия осуществлению  аудиторскими организациями, индивидуальными  аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

 Кроме указанных  стандартов, Закон об аудите предусматривает  нормативное регулирование аудиторской  деятельности при помощи кодексов профессиональной этики.

 Кодекс профессиональной  этики аудиторов – свод правил  поведения, обязательных для соблюдения  аудиторскими организациями, аудиторами  при осуществлении ими аудиторской  деятельности. Каждая саморегулируемая  организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

 Функции  государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. №80 данные функции возложены на Министерство финансов РФ. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка  государственной политики в сфере  аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое  регулирование в сфере аудиторской  деятельности, в т.ч. утверждение  федеральных стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом об аудите;

3) ведение государственного  реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния  рынка аудиторских услуг в  Российской Федерации;

5) иные предусмотренные  Законом об аудите функции.

 

 

 

1.3 Цели и  задачи аудита материально-производственных запасов

Для осуществления  непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают  и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части  их производственных фондов.

Аудиторская проверка материально-производственных запасов (МПЗ) позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в учете.

В процессе проверки аудитор должен установить:

- реальность наличия и существования МПЗ;

- все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

- является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. на них имеются имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, являются обязательствами;

- правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

- правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

На каждом предприятии  должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных ресурсов, которая должна предусматривать  подробный перечень проверяемых  вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина  РФ от 09.06.01 №44н, к материально-производственным запасам (МПЗ) относятся активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

К таким активам  относятся сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, товары, готовая продукция.

Целью аудита МПЗ  является формирование мнения о достоверности  показателей отчетности по статьям  материальных ценностей «Запасы» и  о соответствии применяемой в  организации методики учета и налогообложения, действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Это достигается  проведением проверок на существенность, дополняется проверкой структур контроля, системы бухгалтерского учета  и оценкой риска аудита, который  зависит от характера запасов организации и их важности для бухгалтерских отчетов.

Проверка запасов  рассматривается как основная часть  аудита на тех предприятиях, где  их величина существенна.

Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:

- состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;

- соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;

- выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

- полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;

- обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.

Для достижения целей аудита в соответствии с  федеральным Правилом №3 «Планирование  аудита» составляется программа  аудиторской проверки по разделу «Материально-производственные запасы», являющаяся частью общей программы аудита.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита МПЗ:

- Оценка эффективности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ:

- обоснованность и оптимальность выбора в учетной политике организационно-технических и методических аспектов данного участка учета;

- представление финансовой информации наиболее эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными лицами;

- проверка объективности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ;

- проверка организации системы утверждений (наличие приказа об установлении круга лиц, которым дано право подписывать документы на отпуск МПЗ со склада).

Проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью МПЗ:

- организация складского хозяйства для различных видов МПЗ;

- соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);

- правильность классификации и группировки МПЗ (сырье, основные и вспомогательные материалы, запчасти и т.д.);

- правильность хранения собственных МПЗ и находящихся в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на комиссии, давальческое сырье);

- организация материальной ответственности за МПЗ;

- организация аналитического учета МПЗ;

- организация проведения инвентаризации МПЗ;

- соблюдение сроков проведения инвентаризации МПЗ согласно учетной политике;

- правильность отражения в учете результатов инвентаризации (проверка материалов о результатах годовой инвентаризации МПЗ).

Проверка правильности документального  оформления движения МПЗ:

- наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;

- применение унифицированных форм первичной учетной документации;

- особенности документального оформления (соответствие содержания первичного документа сути хозяйственной операции).

Проверка полноты и  своевременности оприходования  материальных ценностей:

- наличие и правильность оформления договоров;

- соответствие поступающих МПЗ условиям договоров;

- реальность кредиторской задолженности по МПЗ;

- правильность учета неотфактурованных поставок и МПЗ в пути.

 Проверка правильности оценки МПЗ при их оприходовании и списании в производство:

- правильность оценки МПЗ в текущем учета и в балансе;

- правильность формирования учетной стоимости отечественных и импортных материальных ценностей и соблюдение условий договоров и учетной политики.

Проверка использования  материальных ценностей на производственные и другие цели:

- законность и целесообразность расходования МПЗ;

- использование МПЗ по различным направлениям деятельности;

- правильность оценки МПЗ при их списании.

Проверка правильности отражения  материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета:

- отражение операций оприходования и списания МПЗ в регистрах синтетического учета;

- вопросы налогообложения, связанные с оприходованием и списанием МПЗ;

- сверка данных синтетического и аналитического учета;

- правильность списания недостач и порчи МПЗ.

Поставленные  задачи решаются путем выполнения определенного  набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании аудита и в ходе проверки уточняются.

 

 

 

 

 

2. Планирование аудита материально-производственных запасов на примере ООО "Начало"

2.1 Экономическая характеристика ООО "Начало"

Общество с  ограниченной ответственностью "Начало" является коммерческой организацией, создано в соответствии с законодательством РФ для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли. Сокращённое: ООО "Начало".

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов ОАО «Начало»