Аудит доходов и расходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью работы является систематизация полученных в ходе изучения предмета теоретических знаний по вопросам проведения аудиторской проверки в целом и аудита доходов и расходов в частности, изучение литературы по вопросам подготовки и проведения аудиторской проверки, ознакомление с различными теоретическими концепциями, приобретение навыков самостоятельной разработки вопросов организации аудита на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ОХОДОВ И РАСХОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-----------------------
1.1. Цель, задачи аудита доходов и расходов деятельности предприятия------------------------------------------------------------------------------------
1.2. Нормативное регулирование аудита доходов и расходов деятельности предприятия-----------------------------------------------------------------
1.3. Программа аудита прочих доходов и расходов-------------------------
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОАО «СИБНЕФТЕПРОВОД» ---------------------------------------------------------------------------------
2.1. Ознакомление с деятельностью предприятия ОАО «Сибнефтепровод» ------------------------------------------------------------------------------
2.2. Оценка системы внутреннего контроля----------------------------------
2.3. Программа аудита и аналитические процедуры------------------------
2.4. Отчет аудитора и аудиторское заключение------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ---------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ---------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

- способ  обратного счета;

- оценку  законности и обоснованности  хозяйственных операций;

- восстановление  учета.

Все вышеперечисленные методы и  приемы аудита обеспечивают получение аудиторских доказательств, которые собираются с целью подтверждения утверждений финансовой отчетности, или обнаружения существенных искажений, содержащихся в утверждениях финансовой отчетности. Применяя выше перечисленные процедуры аудитор при проверки доходов и расходов уделяет внимание на определенные моменты.

Данные годовой инвентаризации. Фактические остатки, на начало приведенные в описях сопоставляем с остатками товарного отчета на эту дату, данными журнала-ордера и Главной книги. Обороты по поступлению и выбытию имущества предприятия и остатки их на конец месяца, приведенные в Журнале-ордере сверяем с оборотами и остатками в Главной книге.

При проверке соответствия фактического наличия имущества по учетным данным помимо показателей годовой инвентаризации аудитор выбирает группу имущества, по которым проводит сплошную проверку в местах их хранения. Объектом внимания на этапе проверки состояния складского хозяйства являются:

  • порядок хранения материальных ценностей на складах;
  • соответствие мест хранения условиям сохранности.

Обычно контроль оприходованных ценностей осуществляется путем анализа расчетных документов поступающих от поставщиков. При этом проверке подвергаются следующие документы: товарно-транспортные накладные, счета- фактуры , журналы-ордера, Главная книга и баланс.

Для тестирования средств контроля на практике применяют тесты или вопросники по тестированию системы внутреннего контроля.

При проведении тестирования системы  внутреннего контроля, финансовой отчетности был получены следующие аудиторские доказательства:

- учетная политика составлена  грамотно, но в бухгалтерском учете имеются недочеты (номера счет-фактур и накладных ведутся не по порядку, синтетические счета учета запасов используются не по назначению);

После того как аудитор завершил изучение системы внутрихозяйственного контроля ОАО «Сибнефтепровод», оценил риск контроля и выполнил проверки операций, уместно разработать и выполнить аналитические процедуры и тесты статей баланса.

Анализируя бухгалтерские проводки по движению имущества предприятия и его обязательств аудитор определяет наиболее важные счета, сальдо по которым отражается в балансе.

Аудитор определяет для анализа  кредиторскую задолженность и формирование себестоимости.

Анализируя кредиторскую задолженность, проводятся ряд процедур необходимых  для доказательств: сбор актов сверок по кредиторам, проверка первичных документов (счетов-фактур, накладных), а так же подтверждение факта оплаты по счетам. Затем аудитор анализирует допустимый предел непогашенных счетов. При проверки кредиторской задолженности по ОАО «Сибнефтепровод» аудитор подтвердил неточность отражения в балансе из-за округления сумм в главной книге, по времени значительную задержку в оплате счетов кредиторов, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

При анализе себестоимости услуг, а именно своевременности и необходимости списания товарно-материальных запасов, аудитор установил, что материалы приобретаются со значительным запасом, что приводит к потере ликвидности активов, списание материалов проводится после предоставления услуг и что очень важно: доходы по заявке и расходы (использованные материалы, зарплата) отражены в одном периоде. Таким образом наиболее важные статьи баланса на которые могли бы повлиять движения ТМЗ отражены точно.

При тестировании финансовой отчетности- баланса не было обнаружено существенных искажений. Активы и обязательства предприятия отнесены верно и операции имеют место в том периоде, в котором были совершены. В учете не обнаружено не отраженных операций. Таким образом аудитор оценил степень искажения финансовой информации как несущественную и принял решение о условно положительном заключении.

 

2.3. Программа аудита и аналитические процедуры

 

Работа аудитора строго организованный процесс, которому присуще строго определенные этапы, порядок ведения, составление документации, осуществление аудиторских процедур.

На практике различают следующие  этапы проведения аудита и проверки финансовой отчетности:

а) Предварительное ознакомление с  предприятием - оценивание экономической среды в которой работает субъект, спад и рост деловой активности, налоговая политика субъекта, маркетинг, реализация продукции. На этом этапе аудитор формирует свое мнение о предприятии.

б) Заключение договора на проведение аудиторской проверки.

Предполагается, что письму-обязательству  предшествует предложение клиента аудитору на проведение аудита. Во избежание недоразумений во время выполнения обязательства как аудитор, так и клиент заинтересованы в оформлении данного письма-обязательства до начала выполнения обязательства. В письме-обязательстве аудитор подтверждает согласие принять свое назначение, оговаривает цель и масштаб аудита, степень ответственности, форму отчетов, предмет и сроки проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. В договоре по соглашению сторон могут быть предусмотрены также иные условия, в том числе размеры дополнительной оплаты аудиторской работы в зависимости от полученного экономического эффекта или санкции за некачественное ее исполнение за счет собственных средств договаривающихся сторон.

Расходы, связанные с оплатой аудиторских услуг, выполняемых на условиях договоров, относятся проверяемым хозяйствующим субъектом на затраты, включаемые в себестоимость продукции работ, услуг).

в) Планирование аудита: составление  плана и программы.

После ознакомления с предприятием и согласованием сторон аудитор переходит к составлению плана и программы своей работы.

В общем плане на практике выделяются следующие разделы:

  • ознакомление с предприятием;
  • договор;
  • программа;
  • процедуры;

- заключение.

В программе более подробно рассмотрены пункты плана с определение времени проведения того или иного раздела плана, а также распределением обязанностей в случае если проверка проводится не одним аудитором. В программе указывается цель аудита, основные участки работы, характер проверки и ее продолжительность.

г) Системное изучение выполнение аудиторских процедур.

Проверка начинается с общего обзора отчетных форм, то есть проводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильное составление баланса. В целях наиболее эффективного проведения аудита тематику аудита составляют в следующей последовательности:

  • Аудит расходов
  • Аудит доходов.

д) Составление заключения по результатам  аудита.

Выполнение аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения или другого официального документа, если иное не предусмотрено в договоре.

Аудиторское заключение составляется с соблюдением соответствующих норм и стандартов и должно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика.

Валовой доход представляет собой  финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности. Установив достоверность суммы дохода от реализации продукции, аудитор должен проверить статью «Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)», по этой статье отражается не полная себестоимость реализованной продукции, а производственная себестоимость.

Не менее тщательно следует  проверить статью «Доход от основной деятельности». Величина дохода от основной деятельности определяется путем вычитания из валового дохода суммы общих и административных расходов, расходов на выплату процентов и расходов по реализации, в совокупности составляющих расходы периода.

В отличие от затрат на производство продукции эти расходы не зависят от объема производства и определены как постоянные расходы, не связанные с конкретными видами реализованной продукции или услуг, отсюда их целесообразно исчислять по периодам времени, а не на основе объема продукции.

Хозяйствующий субъект несет расходы  периода даже в том случае, когда в течение определенного периода он ничего не продал. С точки зрения их отражения в учете и отчетности, основное отличие расходов периода от производственной себестоимости заключается в том, что расходы периода не относятся на остатки товарно-материальных запасов. Такой подход к их отражению в условиях рыночной экономики диктуется принципами осторожности, соответствия.

Расходы периода - это показатели отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, тогда как показатели производственных затрат сначала включаются в остатки товарно-материальных запасов и отражаются как часть активов хозяйствующего субъекта в балансе, а только потом становятся показателем отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Особое внимание уделяется проверке расходов, связанных с реализацией услуг. В состав этих расходов входят:

  • заработная плата работников, отчисления от заработной платы работников, расходы по страхованию собственности, командировочные расходы, амортизационные отчисления и расходы по содержанию основных средств, используемых при реализации запасов и другие;
  • расходы по упаковке, погрузке, доставке грузов до пункта отправления; на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на коммунальные услуги; по содержанию помещений для хранения товаров в местах их реализации;

- расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товаров на рынок (затраты на маркетинг), расходы на разработку и издание рекламных изделий;

- участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащим возврату, и другие аналогичные расходы.

Предметом внимания должна стать статья «Доход от неосновной деятельности», которая непосредственно не связана с операциями по производству и реализации продукции, и представляет собой совокупность следующих доходов:

  • доходы от реализации нематериальных активов;
  • доходы от реализации основных средств;
  • доходы от реализации ценных бумаг;
  • дивиденды по акциям и доходы в виде процентов;
  • доход от курсовой разницы;
  • субсидии исполнительных органов власти;
  • прочие - на этом счете могут быть учтены доходы от списания долгов, от безвозмездно полученного имущества, доходы от дооценки товарно-материальных запасов, нематериальных активов и основных средств, доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, роялти и другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.

Доходы по этим статьям не могут  быть получены без осуществления  расходов по неосновной деятельности, связанных с реализацией нематериальных активов, основных средств, ценных бумаг и с курсовой разницей. Аудитору необходимо проверить правильность отражения хозяйственных операций на этих счетах, сопоставить данные Главной книги по этим счетам с данными журнала-ордера № 14.

Доходы от основной и неосновной деятельности, представляют собой в совокупности доход от обычной деятельности до налогообложения, или совокупный доход, который в соответствии с Налоговым Кодексом, подлежит налогообложению.

Заключительным показателем доходов  является чистый доход, который определяется суммой доходов от обычной деятельности и чрезвычайных ситуаций, под которыми понимаются события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица. Предполагается, что такие события и операции не будут повторяться часто или регулярно (например, стихийные бедствия).

Аудиторские процедуры

Аудиторские процедуры проверки расходов по обычным видам деятельности:

  • ознакомление с опросным листом по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности;
  • проведение опроса по оплате труда;
  • ознакомление с опросным листом по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами;
  • анализ договоров с поставщиками работ, услуг;
  • анализ договоров подряда и трудовых договоров;
  • проверка правильности, полноты, своевременности формирования расходов, соответствия операций ПБУ 10/99, Налоговому кодексу РФ, валютному законодательству;
  • проверка на соответствие фактического учета операций положениям принятой учетной политики;
  • арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса (форма № 2);
  • формирование выводов по результатам проверки.

При проведении аудиторских процедур обращается внимание на следующие виды расходов (затрат):

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств и нематериальных активов;

- прочие производственные, сбытовые, маркетинговые, управленческие расходы;

- авансовые отчеты;

- распределение общепроизводственных, общехозяйственных затрат, затрат вспомогательного производства;

- расходы обслуживающих производств и хозяйств;

Информация о работе Аудит доходов и расходов организации