Аудит арендованных основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вопросов проведения аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ВЕКША», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему планирования аудита арендованных основных средств, путем составления рабочей программы;
- рассмотреть и проанализировать основные аспекты аудита лизинговых операций в современных условиях;

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 85.99 Кб (Скачать)

 

Практика аудиторских  проверок показывает, что нарушения  и ошибки в бухгалтерском учете  допускаются главным образом при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что, в отличие от других материальных ценностей основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы) но эти документы не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно быть оформлено актом приема-передачи основных средств (форма № 101-АПК или ОС-1).34

Только с этого момента  начинается отсчет начисления амортизации (износа) и возмещения уплаченного  поставщикам налога на добавленную  стоимость (НДС) по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен  отдельной строкой в расчетно-платежных  документах. Отсюда следует вывод, что  несвоевременное оприходование  основных средств влечет за собой  недоначисление амортизации (износа), что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также к увеличению платежей в бюджет по НДС в данном периоде.

Проверка основных средств  не ограничивается вышеизложенными  процедурами. Наиболее важные с учетом опыта теории и практики аудита западных стран, приведены в табл. 2.2.2.(Прил. 3).35

Итак, рассмотрев процедуру  проверки арендованных основных средств, можно сделать вывод, что аудит, как независимый способ оценки реального  состояния бухгалтерского учета, является незаменимым инструментом, при помощи которого можно достоверно и комплексно выявить и устранить недостатки в учете и отчетности любого предприятия.

В заключении можно сказать, что как правило, заказчик, прибегая к услугам аудиторской фирмы, желает получить не одну, а несколько видов услуг одновременно, это обусловливает необходимость:

- постоянного повышения  квалификации аудиторов и периодической  их переаттестации;

- привлечения к проверкам  высококвалифицированных практических  специалистов из числа работающих  на государственных и коммерческих  предприятиях, хорошо знающих методику  бухгалтерского учета и экономического  анализа финансово-хозяйственной  деятельности;

- специализации аудиторов  в конкретных сферах деятельности  предприятий;

- оснащения аудиторских  служб в целом и каждого  аудитора в отдельности соответствующей  вычислительной и организационной  техникой, необходимой для их  нормальной деятельности;

-наличия систематически пополняемого каталога действующих нормативных актов (указов, законов, постановлений), инструктивных материалов, специальной литературы, относящихся к деятельности аудиторских служб, налоговой политике, к вопросам учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- постоянных контактов  с обслуживаемыми в соответствии  с заключенными договорами предприятиями  по конкретным хозяйственным  и финансовым вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ РУКОВОДСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Результаты аудита основных средств предприятия должны найти  отражение в аудиторском заключении, где указывается объект аудита (операции по учету основных средств ООО "ВЕКША"); отчетный период; наименование предприятия.

Если в ходе аудита предприятие  произвело необходимые исправления  в учете, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти  поправки. Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и  итоговой.

Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторе. Она должна включать: название документа  в целом - "Аудиторское заключение"; юридический адрес и телефоны; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление  аудиторской деятельности, срок действия лицензии; номер свидетельства о  государственной регистрации; банковские реквизиты; фамилии, имена и отчества аудиторов.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудитора об общих  результатах проверки соблюдения предприятием законодательства по проверяемым операциям.

Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности  совершаемых операций. Она включает: название данной части; кому адресована итоговая часть; наименование предприятия; объект аудита; указание на нормативные  акты, в соответствии с которыми проводился аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению  аудиторского заключения в форме, отличной от, безусловно, положительного; мнение аудиторской фирмы о достоверности  бухгалтерского учета операций предприятия; дату заключения.

В итоговой части должно быть описано распределение ответственности  между предприятием и аудитором. При этом подразумевается, что: предприятие  несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерских данных, в отношении которой проводится аудит; аудитор несет ответственность за высказанное мнение о достоверности бухгалтерского учета операций.

Итоговая часть должна содержать указание на нормативный  акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также  кратко описывать подход аудитора к  проведению аудита.

Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерского учета, то предприятие должно устранить  эти искажения.

Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть; наименование предприятия; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего  контроля; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета; общие  результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных  операций. Аналитическая часть должна быть адресована руководителю, осуществляющему  функцию управления предприятием.

Изложение общих результатов  проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных  операций должно включать: цель и характер рассмотрения совершенных финансово-хозяйственных  операций законодательству и нормативным  актам при проведении аудита; общую  оценку соответствия, во всех существенных отношениях, совершенных предприятием финансово-хозяйственных операций законодательству; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных предприятием финансово-хозяйственных  операциях применимому законодательству; ответственность руководства предприятия  за несоблюдение законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных  операций.36      

Примерная форма возможного положительного аудиторского заключения по операциям с основными средствами ООО "ВЕКША" приведена в прил. 4.

Для совершенствования, как  внутреннего контроля учета денежных средств, так и для облегчения проведения аудиторских и других внутренних и внешних проверок, было предложено руководству ООО «ВЕКША» начать ведение журнала регистрации платежных банковских документов, имеющееся в наличии программное обеспечение бухгалтерии ООО «ВЕКША» - «1С Бухгалтерия» версия 7,7 позволяет без проблем ввести такую форму учета первичных документов и, тем самым облегчить учет поступивших на расчетный счет платежных требований. Эта процедура регистрации действительно необходима, если на счете образуется «картотека» для облегчения процесса установки очередности платежей. Кроме того, налаженный контроль за процессом оформления исходящих платежных поручений и требований позволяет экономить на услуге банка за восстановление или переоформление платежных документов.

Помимо этого, можно ввести такую форму расчета с арендодателем основных средств ООО «СТБ» – как взаимозачет. Занимаясь санитарно техническими работами по устройству наружных и внутренних инженерных сетей и коммуникаций; специальными работами по устройству наружных и внутренних инженерных сетей по прокладке газопровода и установке оборудования ООО «ВЕКША» вполне может обслуживать и арендуемые помещения в счет арендной платы. Таким образом при проведении встречных проверок вопрос о «переводах в пути» ставится не будет, кроме того данная процедура несомненно будет способствовать улучшению отношений ООО «ВЕКША» с его арендодателем, т.к. арендная плата будет производиться своевременно. Кроме того, при развитии подобных отношений вполне закономерно со стороны руководства ООО «ВЕКША» было бы поднять вопрос о предоставлении скидок, как ответного шага со стороны ООО «СТБ» за оказанные услуги.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главная цель аудита арендованных основных средств — проверка правильности формирования состава, полноты и  реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности  амортизации их стоимости.

Проверка данных по арендной плате за имущество осуществляется по текущей (краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизинг).

Аудит лизинговых операций становится все более востребованным, что во многом обусловлено спецификой юридического оформления, сложностью ведения бухгалтерского и налогового учета.

Потребность в применении лизинговых сделок возникает у организаций, нуждающихся в сложном и дорогостоящем  оборудовании, которые не имеют достаточно свободных средств на такую покупку. В подобном случае оборудование можно  взять в лизинг.

В отечественной литературе слабо исследованы вопросы аудита лизинговых операций, поэтому аудиторам приходиться руководствоваться лишь собственными знаниями и предположениями. Вдвойне усложняет работу аудиторов тот факт, что лизинг является относительным новшеством для российских бухгалтеров, что лишь увеличивает возможность возникновения ошибок в учете и аудите.

Аудиторская проверка арендованных основных средств начинается, прежде всего, с составления общего плана  аудита и программы аудита.

Планирование аудита является важной составляющей аудиторской проверки предприятия. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить  события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Планирование позволяет  эффективно распределять работу между  членами группы специалистов, участвующих  в аудиторской проверке, а также  координировать такую работу.

Следующим этапом проверки является, проведение аудиторской выборки  и осуществление аудиторских процедур.

На этом этапе аудитор  осуществляет проверку соблюдения аудируемым лицом основных предпосылок подготовки финансовой отчетности. Предпосылки  подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности - сделанные руководством аудируемого лица в явной или  неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Результаты аудита арендованных основных средств предприятия должны найти отражение в аудиторском заключении, где указывается объект аудита (операции по учету арендованных основных средств ООО "ВЕКША"); отчетный период; наименование предприятия.

Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической  и итоговой. Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторе, аналитическая часть состоит из отчета аудитора об общих результатах проверки соблюдения предприятием законодательства по проверяемым операциям. Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности совершаемых операций.

В отношении исследуемого объекта для совершенствования, как внутреннего контроля учета денежных средств, так и для облегчения проведения аудиторских и других внутренних и внешних проверок, было предложено руководству ООО «ВЕКША» начать ведение журнала регистрации платежных банковских документов, и, тем самым облегчить учет поступивших на расчетный счет платежных требований. Кроме того, налаженный контроль за процессом оформления исходящих платежных поручений и требований позволяет экономить на услуге банка за восстановление или переоформление платежных документов. Помимо этого, можно ввести такую форму расчета с арендодателем основных средств ООО «СТБ» – как взаимозачет.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая.
  2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  3. Приказ Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».
  4. Правило (стандарт) №3 «Планирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008). Приложение №2 к приказу Минфина РФ от 6 октября 2008г. N 106н (с изменениями от 25 октября 2010 г.).
  6. Аудит: учебное пособие/под ред. Ковалевой О.В.-М.: Приориздат, 2007г. -320 с.
  7. Аудит: учебник / под ред. В.И. Подольского.- 4-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2008г. - 744 с.
  8. Бычкова С.М. Практический аудит / С.М. Бычкова, Т.Ю. Фомина; под. ред. С.М.Бычковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009г. – 176 с.
  9. Ковалева В. Учет, анализ и аудит / В. Ковалева.- М.:Проспект, 2008г.- 208 с.
  10. Лысенко Д.В. Экономический анализ / Д.В. Лысенко. – М.: Проспект, 2007г. – 376 с.
  11. Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ», 2009. – 560с.
  12. Богданов П. Лизинг – знакомый незнакомец.//Спутник главбуха. – 2009г. -  №7.
  13. Грачев А.Ю. Аудит учета основных средств//В курсе правового дела. – 2007г. - № 12.
  14. Калантаров Д. Проверка данных по статье «основные средства» //Аудит и налогообложение. – 2009г. - № 7. Режим доступа – правовая система КонсультантПлюс.
  15. Камалиев Т.Ш. Актуальные вопросы аудита лизинговых операций// Лизинг. -2009г. -  №7.

Информация о работе Аудит арендованных основных средств