Аудит арендованных основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вопросов проведения аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ВЕКША», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему планирования аудита арендованных основных средств, путем составления рабочей программы;
- рассмотреть и проанализировать основные аспекты аудита лизинговых операций в современных условиях;

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 85.99 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

При проведении аудита арендованных основных средств  аудиторы должны следовать требованиям законодательства, установленным для подтверждения  достоверности показателей отчетности. В настоящее время отсутствуют  специализированные стандарты для  подтверждения достоверности, законности и правильности отражения операций по аренде основных средств, в то время  как основные средства формируют  главную составляющую материально-технической  базы экономических субъектов, и  играют важную роль в осуществлении  ведущих направлений их деятельности.

Предмет исследования –  способы и приемы аудита арендованных основных средств и его механизм.

Объект исследования –  ООО "ВЕКША".

Таким образом, конкретная цель аудита основных средств — проверка правильности формирования состава, полноты  и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности  амортизации их стоимости.

Целью данной курсовой работы является исследование вопросов проведения аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ВЕКША», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть систему планирования аудита арендованных основных средств, путем составления рабочей программы;

- рассмотреть и проанализировать  основные аспекты аудита лизинговых  операций в современных условиях;

- рассмотреть методику аудиторской проверки учета арендованных средств, и определить порядок ее проведения; 

- определить типичные ошибки, выявленные в ходе аудита учета аренды;

- подготовить письменную информацию руководству экономического субъекта по результатам аудита аренды основных средств.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА АРЕНДОВАННЫХ СРЕДСТВ

1.1. Первичное ознакомление и тестирование системы учета арендованных основных средств

 

При планировании аудита основных средств, прежде всего, составляется рабочая  программа, в соответствии с Правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.1

В рабочей программе содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры.

К источникам аудиторских  доказательств относятся: Устав  организации; учетная политика; бухгалтерский  баланс и приложения к нему; документы  по учету основных средств (акты, карточки, ведомости и др.); материалы предыдущих аудиторских проверок; сведения, полученные из бесед с руководством организации; сведения, полученные от третьих лиц; информация, полученная от службы внутреннего  аудита.2

План аудита и рабочая  программа аудита арендованных основных средств ООО «ВЕКША» представлены в табл.1.1.1 и табл. 1.1.2 (Прил. 1).

При проверке операций по учету  арендованных основных средств аудитору целесообразно использовать тест внутреннего контроля (Прил. 2, табл. 1.1.3). Это позволит не только оценить его надежность, но и скорректировать программу проведения проверки.

Процедуры тестирования заключаются  в оценке системы внутреннего  контроля, которая состоит из среды  контроля (отношение руководства  к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

Начальным этапом аудита операций по аренде основных средств является инспектирование правильности документального  оформления арендных операций. С этой целью аудитор проверяет договоры аренды на соответствие Гражданскому кодексу РФ, состав имущества, переданного  или принятого в аренду. Аудитор  устанавливает порядок выполнения арендных обязательств (сумма арендной платы, сроки оплаты арендных платежей и др.). При этом следует учитывать, что объектом аренды выступает имущество, имущественные права не могут  быть объектом аренды (ст.607 ГК РФ). В  составе имущества различают  движимые и недвижимые объекты (ст.130 ГК РФ).

К недвижимым относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (земельные  участки, здания, сооружения). Кроме  того, сюда могут относится подлежащие государственной регистрации воздушные  и морские суда, суда внутреннего  плавания, космические объекты, а  также иные объекты, отнесенные к  недвижимости законом. Все остальные  объекты являются движимыми.3

Аудит организации бухгалтерского учета операций по аренде основных средств зависит от характера  операций, осуществляемых у организации-арендодателя или арендатора.

При проверке операций у  арендодателя имущество, переданное в  аренду, продолжает оставаться собственностью арендодателя. В течении всего  срока аренды оно учитываться  на балансе арендодателя. Необходимо определить виды основных средств, переданных в аренду, количество и их стоимость.4

Исключением из общего правила  являются аренда организации в целом  как имущественного комплекса и  финансовая аренда (лизинг). Имущество  по договору аренды организации в  целом как имущественного комплекса  учитывается на балансе арендатора.

При заключении договора финансовой аренды лизинговое имущество может  учитываться как на балансе арендодателя (лизингодателя), так и на балансе  арендатора (лизингополучателя) в зависимости  от условий договора.5

По объектам основных средств, переданным в аренду, осуществляется проверка инвентарных карточек или  записей в инвентарных книгах.

Фактическое наличие основных средств, переданных в аренду, сверяют  с данными синтетического учёта  по счёту 01 «Основные средства». Имущество, которое сдаётся в аренду, должно учитываться у арендодателя обособленно. Для этого организации открывают  к счёту 01 отдельные субсчета.

Если у организации  имеется имущество, специально предназначенное  для сдачи в аренду, то в этом случае результаты проверки сверяют  с данными синтетического учёта  по счёту 03 «Доходные вложения в  материальные ценности».6

Если имущество приобретено  частично для сдачи в аренду, а  частично для использования для  управленческих или производственных нужд организации (например, здание, часть  помещений которого будет сдаваться  в аренду, а часть использоваться для нужд организаций), то это имущество, как правило, учитывают на счете 01.

Если организация является арендодателем, то проверке подвергаются операции по счёту арендной платы  – счета доходов: 90 «Продажи»  и 91 «Прочие доходы и расходы» в  зависимости от предмета деятельности организации в корреспонденции  со счетами: 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчёты с разными  и дебиторами и кредиторами».7

Инвентаризация арендованных основных средств у арендатора начинается с проверки копий инвентарных  карточек, переданных арендодателем, или  инвентарных карточек, открытых арендатором. Информация инвентарных карточек сравнивается с синтетическим и аналитическим  учётом.

Если организация является арендатором, то проверка организации бухгалтерского учёта будет осуществляться по забалансовому счёту 001 «Основные средства, сданные в аренду» и следующим корреспондирующим счетам, отражающим учёт арендной платы - по дебету счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» и кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». При этом аудитор должен проверить наличие счетов-фактур на аренду и осуществить их документальную проверку, подтвердив обоснованность произведённых арендатором расходов.8

Отдельно проверяются  операции по договорам лизинга. Аудитор, просматривая договоры, определяет предмет  договора лизинга. Аудиторская проверка организации учёта осуществляется по корреспондирующим счетам: дебету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и кредиту 08 «Вложения  во внеоборотные активы». При этом проверке подвергаются операции по начислению амортизации таких основных средств  по счёту 02 «Амортизация основных средств», учёт которых должен весить обособленно.9

Фактическое наличие арендованных объектов подтверждается в процессе инвентаризации, которая может проводиться  аудитором. Результаты инвентаризации арендованных основных средств отражаются в инвентаризационных описях, которые  составляются отдельно от других объектов.

В процессе инвентаризации арендованных основных средств могут  быть установлены излишки или  недостача объектов, которые отражаются в сличительной ведомости результатов  инвентаризации основных средств ИНВ-18. По выявленной недостачи устанавливаются сумма, причины возникновения и виновные лица, определятся способы погашения или списания недостачи.10

В заключении можно сделать  вывод о том, что планирование аудита является важной составляющей аудиторской проверки предприятия. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его  деятельности.11

Общий план аудита и программа  аудита должны по мере необходимости  уточняться и пересматриваться в  ходе аудита. Планирование аудитором  своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи  с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными  в ходе выполнения аудиторских процедур.

1.2. Аудит лизинговых операций

В современных условиях дефицита реального  финансирования основного и оборотного капитала, вызванного кризисной ситуацией  в экономике, коммерческие организации  должны искать наиболее оптимальные  и наименее дорогостоящие источники  привлечения финансирования. Спектр таких источников и форм разнообразен, однако среди них стоит выделить такую форму, как лизинг.

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга.

Лизинг обеспечивает доход в  виде разницы между суммой лизинговых платежей и стоимостью предмета лизинга, причем с более низким по сравнению  с выдачей займов или кредитов риском, так как лизингополучателю  передаются не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а средства производства. При этом лизингодатель остается юридическим собственником предмета лизинга.12

В экономической основе лизинга  помимо свойств арендной деятельности заложены свойства кредитной сделки и то, что он является одной из форм инвестиционной деятельности.

Экономический кризис ограничил для  бизнеса возможности и масштабы инвестиционной деятельности, однако грамотное применение лизинговых операций может помочь наиболее «продвинутым»  организациям не только не впасть в  процесс стагнации, но и дальше развивать  свой бизнес.13

В процессе контроля за правильностью  осуществления операций по лизингу  значительную помощь может оказать  проведение аудита лизинговых операций, в том числе обязательный аудит (для лизинговых компаний) и инициативный аудит для организаций, лизинговые операции которых не являются предметом  основной деятельности.

Аудит лизинговых операций становится все более востребованным, что  во многом обусловлено спецификой юридического оформления, сложностью ведения бухгалтерского и налогового учета.

Потребность в применении лизинговых сделок возникает у организаций, нуждающихся в сложном и дорогостоящем  оборудовании, которые не имеют достаточно свободных средств на такую покупку. В подобном случае оборудование можно  взять в лизинг.

Нормы законодательства, регулирующие лизинг, существенно отличаются от общих норм, регулирующих аренду, поэтому  с точки зрения правовой основы и  механизма реализации лизинговая сделка сложнее арендных отношений. Она  объединяет в себе несколько самостоятельных, но взаимосвязанных юридических и фактических действий. По отражению в бухгалтерском учете варианты договоров лизинга и условий, предусмотренных в них, имеют немало особенностей.14

Аудит лизинговых операций основывается на следующих основных процедурах:

- проверка правильности заключения договоров лизинга с юридической точки зрения и определение влияния их положений на особенности учета; 

Информация о работе Аудит арендованных основных средств