Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий (на примере ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливопода

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим цель нашей работы заключается в исследовании рейтинговой оценки финансового состояния предприятий на примере ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливоподающие системы" и ОАО "Ярославский завод опытных машин", выявление их рейтинга по нескольким методикам и сравнение методик на этом основании.
Для достижения целей данной курсовой работы поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие финансового состояния предприятия, рейтинга и рейтинговой оценки.
Проанализировать различные методы и подходы к расчету рейтинга.
Рассчитать рейтинг для ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливоподающие системы" и ОАО "Ярославский завод опытных машин" с помощью нескольких методик.
Проанализировать недостатки и положительные стороны использованных методик.
Предмет исследования – рейтинговая оценка финансового состояния предприятий.
При этом объект исследования – рейтинг финансового состояния ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливоподающие системы" и ОАО "Ярославский завод опытных машин".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы рейтинговой оценки финансового состояния
1.1. Сущность рейтинга финансового состояния предприятия и его роль в финансовом анализе……………………………………………………………..7
Глава 2. Методика рейтинговой оценки финансового состояния предприятий
2.1. Общие методологические основы рейтинговой оценки……….………..16
2.2. Методика А.Д. Шеремета………………………………………….……....18
2.3. Методика Н.П.Кондракова…………………………………………...…....21
2.4. Методика Р.С.Сайфулина и Г. Г. Кадыкова……………………….….….23
2.5. Методика Л.В.Донцовой, Н.А.Никифоровой и Г.В.Савицкой……….…25
2.6. Российская шкала кредитного рейтинга Standard & Poor's и методология рейтинга финансовых организаций…………………………………………………...29
Глава 3. Сравнительная рейтинговая оценка предприятий отрасли машиностроения Ярославской области
3.1 Расчет рейтинга предприятий машиностроительной отрасли промышленности по Ярославской области с помощью методики Н.П.Кондракова……………………………………………...…………………………38
3.2 Расчет рейтинга предприятий машиностроительной отрасли промышленности по Ярославской области с помощью методики Л.В.Донцовой, Н.А.Никифоровой и Г.В.Савицкой……………………………………………..…….42
3.3 Расчет рейтинга предприятий машиностроительной отрасли промышленности по Ярославской области с помощью методики Р.С.Сайфулина и Г. Г. Кадыкова…………………………………………………………………….…..46
Заключение…………………………………………………………………………….52
Литература……………………………………………………………………………..55
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая Андреичева М..docx

— 126.46 Кб (Скачать)

     Под термином финансовое состояние предприятия, Крейнина М.Н. понимает  экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота, и способность субъекта хозяйствования к развитию на фиксированный момент времени.

     С помощью анализа финансового состояния обосновывается целесообразность осуществления конкретных хозяйственных, инвестиционных и финансовых решений, устанавливается степень их соответствия целям развития предприятия.[9]

     Под финансовым состоянием понимается способность  предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется  обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями  с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

     Устойчивое  финансовое положение предприятия  является результатом умелого, просчитанного  управления всей совокупностью производственно-хозяйственных  факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. [19]

     Теория  анализа финансов, предпринимательства  и экономики предприятия рассматривает  понятие "устойчивое финансовое положение" не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно измеримое явление.

     При помощи методик рейтингового можно оценить финансовое состояние предприятия.

     Ре́йтинг (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или  значимость определенного объекта  или явления.[13]

     Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель, по которому можно дать общую комплексную оценку результатов хозяйствования, выразить деловую репутацию фирмы, получить информацию об «имидже» организации. В анализе финансово-хозяйственной деятельности рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности.[6]

     Рейтингом называют как ранжированные списки различных компаний, которые публикуют  практически все ведущие деловые  журналы и сайты, так и оценку кредитоспособности эмитентов ценных бумаг, а также финансовой устойчивости банков, страховых, инвестиционных компаний. Присвоение рейтинга обычно является платной услугой рейтингового агентства.

     Существуют  дистанционные рейтинги, которые  основаны на анализе общедоступной  информации, поэтому не всегда позволяют в полной мере оценить реальную ситуацию внутри рейтингуемой компании. Дистанционные рейтинги, выставляемые обычно бесплатно большому количеству участников определенного рынка, позволяют приблизительно оценить уровень надежности компании по сравнению с конкурентами. Иерархическое построение ограниченного числа компаний по одному или нескольким (обычно не более пяти) признакам называется рэнкингом. В большинстве своем рэнкинги не отражают надежности компаний, а служат преимущественно для определения положения компании на рынке по некоторым показателям, а также для мониторинга изменений структуры рынка. Чаще всего участие в рэнкинге для компании является бесплатным.[13]

       Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или масштабам деятельности дает возможность определить его место среди конкурентов, т.е. приписать ему определенную значимость (ранг) среди других хозяйствующих единиц.

     Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и  на основе относительных величин  бухгалтерских коэффициентов.

     В качестве абсолютных показателей обычно берутся:

  • Объем продаж (выручка)
  • Величина активов (итог баланса)
  • Чистая прибыль
  • Уровень затрат

              На основе абсолютных показателей  строится большинство рейтингов  публикуемых западными информационными  агентствами, а так же наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом «Эксперт» рейтинг «200 крупнейших предприятий России». К достоинствам этих рейтингов следует отнести простоту расчета, а так же относительную объективность (для анализа представляется бухгалтерская отчетность). Однако эти рейтинги не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности.[20]

     Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных  и удельных показателях. Именно их рекомендуют  использовать при проведении рейтинговой  оценки различных хозяйствующих  субъектов. В качестве показателей  могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся  аналитику наиболее важными для  оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и  коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской отчетности.[19]

     В анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий часто  встает вопрос о сравнимости результатов  деятельности различных хозяйствующих  единиц. Этот вопрос может иметь  два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий  или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых  объективных показателей, выбранных  аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной  оценки деятельности хозяйствующих  субъектов. Такое сравнение можно  назвать внешним.

     Второй  аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов  некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона  могут выступать, например, бюджетное  или плановое задание, которое предприятие  должно было выполнить в течение  анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление  о некоем аналогичном "идеальном" предприятии.

     Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) привлекаются разного рода рейтинги, решение второй связано  с разработкой интегральных показателей  оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта, и ее можно назвать внутренним рейтингованием.

     Какую бы цель ни преследовал аналитик в  своем исследовании сравнительного положения предприятия, важнейшую  роль в ряду источников информации о хозяйственной деятельности предприятий, необходимых для решения проблем  сравнения, играет бухгалтерская отчетность. Привлекательность использования  данных, приведенных в ней, определяется их доступностью, относительно высокой  степенью единства методологии расчетов, а также распространенностью  этого информационного источника, ведь бухгалтерская отчетность составляется всеми без исключения хозяйствующими субъектами нашей страны. По существу, при проведении внешнего анализа, когда  аналитик не имеет доступа к данным управленческого учета, только данные бухгалтерской отчетности могут  быть использованы для его целей. [1]

     Этой  информацией может пользоваться коммерческий банк для оценки предприятия, обратившегося с целью получения краткосрочного кредита. С другой стороны, само предприятие может провести оценку финансового состояния своих контрагентов, поставка продукции которым производится, например, на условиях товарного кредита. Результатом оценки является рейтинговая оценка. Такое разделение заемщиков облегчает принятие решения о возможности кредитования потенциального заемщика, а также помогает определить условия кредитования (размер процентной ставки, требуемый кредитором вид обеспечения). Кроме того, данная методика может применяться при мониторинге выданного кредита (проверке текущего финансового состояния предприятия-заемщика) для того, чтобы вовремя обнаружить ухудшение финансового состояния заемщика и принять меры к снижению риска невозврата предоставленного кредита.[5]

     Характер  формирования и назначение рейтингов  различны. Так, рейтинг надёжности, определяемый внутренним надзором, основывается на анализе не только данных синтетического учета (балансов), но и данных аналитического учета, сопровождаемого проверками на местах. Данные рейтинга не публикуются в официальной печати, а используются органами внутреннего надзора для предотвращения банкротства и обеспечения стабильности организации. Рейтинги независимых рейтинговых агентств основываются на изучении официальной отчетности, как правило, балансов (и именно они становятся доступны массовой печати). Реальность таких рейтингов в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы показателей, используемой для характеристики организации. Такими рейтингами пользуются как профессионалы, так непрофессионалы. Рейтинги также отличаются по количеству учитываемых показателей.

     Показатели  рейтинга в компактной и емкой  форме характеризуют состояние и перспективные тенденции изменения деятельности предприятия, банка, региона, страны, играя роль индикаторов для принятия решений, установления и поддержания деловых отношений. Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами для сохранения, расширения или свертывания сотрудничества. Таким образом, рейтинг создает портрет субъекта, написанный независимым и объективным наблюдателем.[12]

     Отечественные компании, получающие сегодня рейтинг, прежде всего, стремятся продемонстрировать свою информационную прозрачность и обеспечить себе дополнительную рекламу. Но это оправданно лишь в том случае, если рейтинг высок (необходимый для PR-целей уровень рейтинга компании оценивается обычно исходя из уровня рейтингов конкурентов). Этот факт в определенной степени препятствует популяризации рейтингов на рынке. Обычно заказчики отказываются публиковать свой рейтинг, если он ниже определенных уровней.

     Объективный рейтинг, выставленный серьезным, признанным рейтинговым агентством, помогает формировать  репутацию на рынке. Наиболее важными ориентирами для иностранных компаний являются международные рейтинги трех агентств - Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch Ratings. Каждое из этих агентств ведет постоянный мониторинг всех важных рыночных факторов.

     Но  кроме этих рейтингов, существует множество  методик других ученых, такие как  методика Баканова и Шеремета, Селезнёвой и Ионовой, Гинсбурга, Савицкой, Графовой.

     Первые  российские рейтинговые агентства  начали появляться сразу после того, как в результате приватизации сформировался  свободный рынок. Реальная же рейтинговая  культура начала формироваться в  России лишь после кризиса 98-го года с началом реального экономического роста и увеличения объема рынка  ссудных капиталов. В этот период для российских компаний стали приобретать  значение такие понятия, как качество корпоративного управления, информационная прозрачность, репутация компании.

     Сегодня на российском рынке рейтинговых  услуг глобальные рейтинговые агентства  представлены универсальным рейтинговым  агентством Standard & Poor.s и представительством агентства Fitch IBCA.

     Среди российских универсальных рейтинговых  агентств можно назвать рейтинговое  агентство «Эксперт РА», «Рейтинговое агентство Интерфакс», а также  компанию Standard & Poor.s EA-Ratings.

     Первые  два агентства созданы при  СМИ (журнал «Эксперт» и информационное агентство «Интерфакс»), что позволяет  им иметь доступ к обширной информационной базе и помимо классической рейтинговой  деятельности предлагать клиентам большой спектр информационно-аналитических услуг.

     Агентство Standard & Poor.s EA-Ratings — дочерняя компания агентства Standard & Poor.s — было образовано в результате приобретения последним  российского рейтингового агентства EA-Ratings в конце 2001 года. С этим событием было связано введение российской шкалы  кредитного рейтинга Standard & Poor.s, которая  стала результатом совместной работы аналитиков двух компаний.

     Среди специализированных рейтинговых агентств в нашей стране сегодня можно  выделить «РусРейтинг» и «ИЦ Рейтинг».

     Эти компании специализируются на оценке кредитоспособности и финансовой устойчивости отечественных банков. В частности, основным продуктом компании «РусРейтинг» является дистанционный рейтинг  российских банков, а «ИЦ Рейтинг» — рейтинг надежности банков Москвы и информационно-аналитические и  консалтинговые услуги. [13]

Информация о работе Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий (на примере ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливопода