Анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Исторически аудиторские фирмы возникли ещё в XIX веке, когда с ростом компаний, расширением сфер их деятельности, интернационализацией бизнеса, в целом произошло отделение непосредственных владельцев (акционеров) компаний от собственно управленческих структур компаний (директора, управляющие и другое наёмное руководство).

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Сущность аудита, его виды и принципы…..
1.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности…
1.3 Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками….

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

Основная цель аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками – установить соответствие совершенных  операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели аудитору в  первую очередь необходимо проверить  наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров  экономическому смыслу совершенных  сделок. При этом все сделки с  поставщиками и подрядчиками можно  разделить на две группы в зависимости  от предмета и сущности заключаемых  договоров.

 В первую группу входят  расчеты с поставщиками. Предмет  договоров данной группы —  приобретение любых товаров и  имущественных прав. Основные формы  заключаемых договоров в рамках  этой группы: договор купли-продажи,  договор поставки, договор энергоснабжения,  договор мены.

Во вторую группу входят расчеты  с подрядчиками. Предметом договоров  этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

 В ходе аудита данного  раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных  ценностей (выполненных работ,  оказанных услуг), в том числе  неотфактурованные поставки и  поставки, обеспеченные векселями;  выставленные поставщикам и подрядчикам  претензии; списанные безнадежные  к взысканию долги; выданные  авансы и полученные коммерческие  кредиты. При этом особое внимание  должно быть уделено просроченной  задолженности и задолженности  с истекшим сроком исковой  давности. Аудитору следует выяснить  причины возникновения такой  задолженности и уточнить, какие  были приняты меры к ее взысканию.  При наличии дебиторской задолженности  необходимо установить дату и  причину ее возникновения.

В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную  валюту, следует выяснить, как велся  учет курсовых ризниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  на отчетную дату. При наличии договоров с поставщиками и подрядчиками, выраженных в иностранной валюте, необходимо определить, перечислялись ли по указанным договорам авансы либо задаток, так как пересчет указанных в связи изменением курса валюты после принятия их к бухгалтерскому учету не производится.

При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все  операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками должны давать полное представление  о расчетах:

  • с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;
  • с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
  • по авансам выданным;
  • с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
  • с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др. 

Основные источники информации для проверки данного раздела  учета:

  • договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
  • счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях -таможенные декларации);
  • накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
  • документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и пр.);
  • журналы регистрации счетов-фактур;
  • книга покупок;
  • регистры аналитического и синтетического учета по счетам 19,60,68,76.

План и программа проведения аудита расчетов с поставщиками и  подрядчиками строятся с учетом результатов  проверки системы внутреннего контроля данного раздела, оценки ее надежности. При этом план аудита должен охватывать следующие основные направления проверки:

  • правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками, покупателями с позиций действующего законодательства;
  • организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
  • организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
  • организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Содержание аудиторских процедур по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками может иметь следующий  вид.

  1. Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками. Выделяют следующие виды договоров.
  • Договоры с поставщиками. Договорами этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. В ходе проведения аудита аудитору необходимо убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки.
  • Договоры с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура – подтверждение факта выполненных работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг.
  1. Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая риски существенных искажений, т.е. повышая требования к надежности аудиторских процедур. Анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности, а также позволит определить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

При проведении аудита организации  первичного учета по разделу учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств:

  • Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг;
  • Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг;
  • Проверка законности первичной учетной документации;
  • Проверка соблюдения графика документооборота;
  • Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах;
  • Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.

Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для  определения дальнейшей тактики  проведения проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

  1. Проверка состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Проверка реальности дебиторской  и кредиторской задолженности. Цель процедуры – достижение уверенности  в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами  числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов.

Проверка правильности списания дебиторской  и кредиторской задолженности, безнадежных  ко взысканию. Процедура проводится, если на предприятии происходили  случаи списания дебиторской задолженности  со счета 60 в виде авансов выданных и кредиторской задолженности по полученным товарам.

  1. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
    • Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам;
    • Проверка расчетов по векселям выданным;
    • Проверка расчетов по коммерческим кредитам;
    • Проверка расчетов по претензиям;
    • Проверка учета курсовых разниц.
  1. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета.
  • Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
  1. Проверка организации налогового  учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками
  • Проверка налогового учета процентов по векселям и коммерческим кредитам;
    • Проверка учета налога на добавленную стоимость

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать  о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них можно сгруппировать  следующим образом:

В части организации первичного учета:

  • Арифметические ошибки при измерении количества, веса, размеров и т.п.;
  • Регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
  • Отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
  • Нарушения, допущенные при оформлении первичного документа;
  • Ошибки при регистрации документа;
  • Несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;
  • Нарушение сроков хранения документации в архиве;
  • Уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
  • Нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией.

В части организации бухгалтерского учета:

  • Перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
  • Несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;
    • Возмещение входного НДС по неотфактурованным поставкам;
  • Отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
  • Несвоевременное предъявление претензий поставщикам;
  • Ошибки при исчислении курсовых разниц;
  • Пересчет на отчетную дату или на дату принятия к учету товаров (работ, услуг), дебиторской задолженности (по авансам и задаткам), выраженной в иностранной валюте;
  • Неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам, либо за счет прочих расходов;
  • Отражение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками без учета процентов (дисконта), если в организации присутствуют операции с выданными процентными векселями и договора коммерческого кредита;
  • Отсутствие аналитического учета по: поставщикам, не оплаченными в срок расчетными документами, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др.;
  • Нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденций счетов.

Информация о работе Анализ