Анализ и оценка ликвидности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает;
типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;
порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;
обязательность аудиторских проверок;
порядок назначения временной администрации по управлению банком;
объявление банков неплатежеспособными.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Оценка методов управления ликвидностью ………………………………... 6
1.1 . Аудит организации управления и контроля за ликвидностью в коммерческом банке …………………………………………………………… 18
1.2 Проверка методов оценки влияния ликвидности на финансовое состояние коммерческого банка …………………………………………….... 35
2. Практическая часть ………………………………………………………..... 43
3. Заключение ……………………………………………………………………54
Список использованной литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая КЭАХД.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

Выявляются требования и /или обязательства кредитной  организации,

которые повлияли на выполнение нормативов ликвидности. При этом следует оценить, какое воздействие данные требования/обязательства, вызвавшие нарушение нормативов ликвидности, оказывают на способность кредитной организации погашать свои текущие обязательства.

В рамках анализа ликвидности особое внимание следует уделить концентрации кредитного риска, т.е. сосредоточению большой суммы кредитов, выданных одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков (показатель Крз, используемый при расчете обязательного норматива Н6). В ряде случаев концентрация кредитного риска негативно сказывается на способности банка имеющимися денежными средствами обслуживать принятые обязательства. Следует проанализировать также причины концентрации депозитов, вкладов или полученных кредитной организацией кредитов и определить риск, вытекающий из такой концентрации. Изменения указанных соотношений анализируются кредитной организацией за последние 3 месяца.

С точки зрения оценки риска потери ликвидности необходимо выявить степень зависимости банка от межбанковского рынка, кредитов Банка России, средств, привлеченных от других клиентов, выпущенных собственных долговых обязательств. Рекомендуется анализировать изменение структуры привлеченных средств в общем объеме обязательств кредитной организации по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Одновременно следует учитывать тенденции в ухудшении результатов работы банка и прогнозировании риска потери фондирования.

В случае устойчивого (подряд на 3 отчетные даты и более) ухудшения значений показателей ликвидности, в том числе без нарушения требований Банка России:

Кредитной организации рекомендуется разработать мероприятия по восстановлению ликвидности;

Территориальному учреждению Банка России рекомендуется:

- запросить сведения  о деятельности органа (органов)  кредитной организации, ответственного за принятие решений по управлению ликвидностью, о способах оценки состояния ликвидности, а также запросить мероприятия по восстановлению ликвидности;

- направить кредитной  организации рекомендации по управлению ликвидностью.

2. Практическая часть

 

Оценка классификации  ссуд необходимо проводить в соответствии с Положением ЦБ РФ № 524 от 26.03.2004г.

Классификация ссуд осуществляются на основании следующих  принципов:

- соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям Положения ЦБ РФ и внутренних документов кредитной организации;

- комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов;

- своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (регулирования) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.

В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества:

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

II категория  качества (нестандартные ссуды) - умеренный  кредитный риск (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);

III категория  качества (сомнительные ссуды) - значительный  кредитный риск (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения  либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);

IV категория  качества (проблемные ссуды) - высокий  кредитный риск (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения  либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) – отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.

Ссуды, отнесенные ко II - V категориям качества, являются обесцененными.

В соответствии с требования данного Положения  кредитная организация должна выполнять  следующие требования.

Оценка ссуды и определение  размера расчетного резерва и  резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения за исключением случаев, когда оценка ссуды и определение размера резерва производится на оценка ссуды и определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со статьей 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и с главой 7 данного Положения.

Внутренние документы кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемые уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации, должны соответствовать требованиям данного Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и методов ее реализации.

Кредитная организация  отражает во внутренних документах:

- систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды по категориям качества, предусмотренным данным Положением, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено данным Положением;

- порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;

- процедуры принятия и исполнения решений по формированию резерва;

- описание методов,  правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки;

- и ряд других требований.

Несмотря на то, что  оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, система критерием оценки ссуд должна соответствовать Положению ЦБ РФ.

При осуществлении проверки своевременности и полноты создания, корректировки и использования резервов на возможные потери no ссудам аудитору следует руководствоваться Положением ЦБ РФ № 254-П, которым с 1 августа 2004г. введен новый порядок классификации выданных кредитов исходя из формальных критериев оценки кредитных рисков, определен размер отчислений в резервы на возможные потери по ссудам.

Проверка вопросов налогообложения  банков по операциям, связанным с  созданием резерва на возможные  потери по ссудам и восстановлением  их на доходах банка, должна осуществляться исходя из требований ст. 292, гл. 25 НК РФ.

Проверка правильности создания и достаточности созданных  резервов сводится к оценке корректности произведенной банком классификации ссуд, т.е. отнесения той или иной ссуды к определенной группе риска (категории качества) исходя из формализованных критериев. К числу таких критериев относятся финансовое положение заемщика (хорошее, среднее, плохое) и качество обслуживания им долга (хорошее, среднее, плохое). От этих критериев зависит принадлежность каждой ссуды к одной из пяти категорий качества (стандартные, нестандартные, сомнительные, проблемные и безнадежные ссуды), а от этого, в свою очередь, зависит и правильность определения размера отчислений в созданный резерв: 1-я категория качества - размер отчислений 0%; 2-я - от 1 до 20; 3-я - от 21 до 50; 4-я - от 51 до 100; 5-я категория - 100%.

 

Определение категории  качества ссуды с учетом финансового  положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание долга

Хорошее

Среднее

Неудовлетворительное

Финансовое положение

Хорошее

I категория

II категория

III категория

Среднее

II категория

III категория

IV категория

Плохое

III категория

IV категория

V категория


 

Финансовое  положение заемщика оценивается  в соответствии с методикой, утвержденной внутренними документами кредитной организации, соответствующими требованиям Положения.

Финансовое  положение заемщика:

1. может быть  оценено как хорошее, если комплексный  анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем, включая информацию о внешних условиях, свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе. К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления;

2. оценивается  не лучше, чем среднее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению при наличии в деятельности заемщика негативных явлений (тенденций), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут приняты меры, позволяющие улучшить ситуацию;

3. оценивается  как плохое, если заемщик признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством либо если он является устойчиво неплатежеспособным, а также если анализ производственной и (или) финансово-хозяйственной деятельности заемщика и (или) иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность заемщика. К угрожающим негативным явлениям (тенденциям) в деятельности заемщика могут относиться: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.

Финансовое  положение заемщика не может быть оценено как хорошее в следующих случаях.

Если в отношении для заемщика - юридического лица выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

- наличие текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика; наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами; наличие просроченной задолженности перед работниками по заработной плате;

- наличие информации о несоблюдении заемщиком - кредитной организацией норматива достаточности капитала (H1) и применении Банком России к заемщику - кредитной организации принудительных мер воздействия в соответствии с пунктом 10.4 Инструкции Банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков»;

- наличие у заемщика скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции и требований, безнадежных ко взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов (собственных средств (капитала);

- случай (случаи) неисполнения в течение последнего года заемщиком обязательств по иным договорам с кредитной организацией - кредитором либо прекращение заемщиком обязательств по иным договорам с кредитной организацией - кредитором предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано кредитной организацией в течение 180 календарных дней или более;

- не предусмотренная планом развития заемщика (бизнес-планом), согласованным с кредитной организацией, убыточная деятельность заемщика, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (для кредитных организаций - собственных средств (капитала) по сравнению с их максимально достигнутым уровнем.

Если в отношении заемщика - физического лица стала известна информация о потере либо существенном снижении доходов или имущества, за счет которых предполагалось погашение задолженности физическим лицом (например, прекращение трудовых отношений между работодателем и физическим лицом при отсутствии у последнего существенных накоплений, наличие вступивших в силу решений суда о привлечении физического лица к уголовной ответственности в виде лишения свободы, наличие документально подтвержденных сведений об отзыве лицензии у кредитной организации, в которой размещен вклад физического лица, если невозвращение этого вклада окажет влияние на способность заемщика - физического лица выполнить свои обязательства по ссуде).

На всех этапах оценки финансового положения заемщика кредитная организация учитывает вероятность наличия неполной и (или) необъективной информации о заемщике.

Информация о работе Анализ и оценка ликвидности коммерческого банка