Анализ и оценка ликвидности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает;
типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;
порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;
обязательность аудиторских проверок;
порядок назначения временной администрации по управлению банком;
объявление банков неплатежеспособными.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Оценка методов управления ликвидностью ………………………………... 6
1.1 . Аудит организации управления и контроля за ликвидностью в коммерческом банке …………………………………………………………… 18
1.2 Проверка методов оценки влияния ликвидности на финансовое состояние коммерческого банка …………………………………………….... 35
2. Практическая часть ………………………………………………………..... 43
3. Заключение ……………………………………………………………………54
Список использованной литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая КЭАХД.doc

— 279.50 Кб (Скачать)
  • риском изменения процентных ставок;
  • риском доступности фондов (который определяется, в первую очередь, емкостью межбанковского рынка).

Метод управления кредитной  позицией заключается в определении  особой кредитной позиции — того объема денежных средств, которые банк получит в краткосрочном периоде, если не будет возобновлять краткосрочные  кредиты. При этом подходе к управлению ликвидностью также присутствует фактор риска доступности фондов и, как и в предыдущем варианте, его актуальность будет возрастать по мере развития денежного рынка.

Ключевое слово при  использовании метода активного  управления портфелем — секьюритизация. Термин “секьюритизация” происходит от англ. securities — ценные бумаги — и означает обращение банковских активов в ценные бумаги. При секьюритизации активов размещение кредитных ресурсов осуществляется не только посредством заключения кредитного договора, но и путем использования векселей (при краткосрочном кредитовании) и облигаций (при долгосрочном кредитовании). Близкий к секьюритизации альтернативный путь — применение права переуступки, например переуступки кредита. Таким образом, секьюритизация в широком смысле слова означает не только превращение кредитов в ценные бумаги, но и любой перевод их в такую форму, когда их можно реализовать третьим лицам на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Аудит организации управления и контроля за ликвидностью в коммерческом банке

 

Аудит кредитных организаций осуществляется в соответствии с требованиями действующих законодательных и иных нормативных актов, Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Положение об организации управления и контроля за ликвидностью в банке разрабатывается на основании Положения Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П “Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах” и Рекомендаций Банка России по организации эффективного управления и контроля за ликвидностью в кредитных организациях (письмо Банка России от 27.07.2000 г. № 139-Т).

Аудит, означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

Цель аудита - установление реальности, полноты  и достоверности предоставляемой  отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.

Лица, проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности компаний, фирм, учреждений и других коммерческих структур, называются аудиторами. Аудитор может работать самостоятельно либо как представитель аудиторской фирмы.

Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют специальные аудиторские фирмы. В течение аудиторской проверки, кроме своей основной задачи - составление аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Нередки случаи, когда банк или кредитная организация, сотрудничает сразу с несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая является наиболее известной и авторитетной “заверяет” всю официальную отчетность банка и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную помощь и приглашаются для решения конкретных специализированных задач (чаще всего - это оптимизация налогообложения, анализ издержек и доходности банка, проверка отдельных внутренних подразделений банка).

В России процесс  формирования сети аудиторских фирм начался в 1987 г. В 1992 г. на съезде аудиторов (который проводился совместно с Конгрессом деловых кругов) присутствовали представители 180 российских аудиторских фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится лишь в стадии зарождения. Однако существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно; аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого спрос на аудиторские услуги был незначителен.

В 1993 г. Был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности, Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 г. № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. В настоящее время проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов (в частности получать аудиторское заключение, установленной формы, и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой обязаны все коммерческие банки).

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. При этом обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных  актами законодательства Российской Федерации, а инициативная - по решению экономического субъекта.

Важнейшим условием развития цивилизованного рынка  аудиторских услуг является соответствующий  уровень подготовки аудитора. Аудитор  должен обладать безупречной репутацией и высокой квалификацией. В соответствии с вышеназванным Указом все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию на право осуществления указанной деятельности.

В связи с  высокой ответственностью, которую  берет на себя аудитор при составлении аудиторского заключения к аттестации аудиторов предъявляются высокие требования. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, по представлению Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно-методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность. Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью в области банковского аудита самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.

К аттестации допускаются  лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в банковской системе в качестве аудитора, специалиста аудиторской фирмы, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

Лицензию для  банковского аудита выдает Центральный  банк РФ. Проведение аудиторской деятельности без аттестации (начиная с 1 октября 1994 г.) и получения лицензии (начиная с 1 января 1995 г.) запрещается.

Деятельность  банков специфична. Они работают, прежде всего, с привлеченными средствами, включая средства населения. Это  обстоятельство вызывает необходимость  особого контроля за деятельностью  банков со стороны государства в лице Банка России за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением.

Правовые нормы, регламентирующие деятельность Банка  России (Закон о Центральном банке  России) и коммерческих банков (Закон  о банках и банковской деятельности), определили органы надзора и в том числе обязательный независимый контроль деятельности банков - аудит.

Аудиторские проверки характеризуются комплексностью, независимостью, а также разработкой позитивных рекомендаций в интересах учредителей  банка. Банковский аудит, как и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит  осуществляется, как было уже отмечено, независимыми аудиторскими фирмами; его  основной целью является подтверждение  достоверности финансовой отчетности.

Внутренний  аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

Внутренний  аудит организационно представлен  как структурное подразделение  банка и подчиняется руководителю банка.

Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными:

проверка правильности ведения бухгалтерского учета;

проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам  банка (правомерность отнесения  расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.);

проверка законности выполнения отдельных операций и  др.

Для организации  и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые  должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

Внутренний  аудит может рассматриваться  как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее  время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена  путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.

В настоящее  время банковский внутренний аудит  ввиду отсутствия достаточной методической и нормативной базы может использовать для контроля за рядом традиционных операций банка ранее действовавшие инструкции по ревизии банков.

Внешний банковский аудит строится в соответствии с  Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России.

Стоимость аудиторских  услуг определяется договором, заключаемым аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода времени.

Аудиторское предприятие (организация) при выполнении своей  работы в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе России имеет право:

получать от руководителей банков и других кредитных  учреждений все документы, касающиеся деятельности банков;

присутствовать  на общих собраниях учредителей (акционеров) банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;

требовать от любого сотрудника проверяемого банка такую  информацию и разъяснения, которые  необходимы для выполнения аудиторами своей работы;

проверять в  любое время все первичные бухгалтерские документы контролируемого банка.

Аудиторское предприятие (организация) обязано предоставлять  объективное аудиторское заключение:

о достоверности  данных бухгалтерского баланса банка  на дату составления отчета;

о соответствии бухгалтерского учета требованиям  нормативных документов; о соблюдении банком банковского законодательства Российской Федерации;

о соответствии результатов финансово-хозяйственной  деятельности банка его отчетности;

о правильности объявления налогооблагаемой прибыли; о злоупотреблениях. В случае их выявления предоставлять информацию правоохранительным и финансовым органам и Центральному банку РФ.

Аудиторская фирма  может не подтвердить отчетность банка, если:

в ходе аудита установлены  серьезные недостатки;

на аудиторов  оказывалось давление;

отсутствует возможность  установления достоверности отчетности.

Все нюансы указываются  в аудиторском заключении. В таких  случаях учредители и руководители банка обязаны в течение месяца от даты составления аудиторского заключения устранить выявленные недостатки и обстоятельства, мешающие подтверждению отчетности, и представить исправленный отчет вновь на рассмотрение аудиторской фирмы.

Информация о работе Анализ и оценка ликвидности коммерческого банка