Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

В процессе изучения конституционного права необходимо учитывать, что законодательство Республики Беларусь в данный период весьма динамично. Происходит активный процесс обновления всей правовой системы, в том числе и в области конституционного права. Поэтому необходимо постоянно следить за происходящими изменениями, публикацией новых законодательных актов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика законодательного процесса …………………………..4
2. Стадии законодательного процесса ……………………… …………………...5
Заключение…………………………………………………………………………21
Литература………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

кр по Адм.праву.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

     К таким поводам и основаниям относятся:

  • заявление физического лица. Оно может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Письменное заявление должно быть подписано заявителем.
  • сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации о правонарушении. Оно должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем.
  • непосредственное обнаружение должностными лицами признаков административного правонарушения. Данный повод характеризуется тем, что вопрос о возбуждении дела решается по усмотрению лиц, осуществляющих  административный надзор, и в случаях неподтверждения факта правонарушения нет необходимости официально опровергать его вынесением какого-либо специального акта.

     Административный  процесс об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями (9.2 Клевета, 9.3 Оскорбление, 10.6 Присвоение найденного имущества) КоАП, начинается только по требованию потерпевшего.

     При наличии поводов и оснований  административный процесс считается  начатым с момента составления  первого протокола: о правонарушении; о применении мер процессуального обеспечения; вынесения постановления о наложении взыскания в случаях, когда протокол не составляется (ч. 1 и 2 ст. 10.3 ПИКоАП).

     Обстоятельствами, исключающими процесс в отношении физического лица, являются: отсутствие события или состава правонарушения; истечение сроков наложения взыскания; малолетний; невменяемость; отсутствие заявления потерпевшего; смерть физического лица; недоказанность вины (ст. 9.6 ПИКоАП).

     Подготовка  дела об административном правонарушении к  рассмотрению

     Подготовка  дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток, а по делам о таможенных правонарушениях, против экологической безопасности, окружающей среды и налогообложения — не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.

     О совершенном административном правонарушении составляется протокол, к содержанию и оформлению которого предъявляются особые требования, обусловленные его процессуальной значимостью (ст.10.2 ПИКоАП). Перечень сведений, содержащийся в протоколе, не случаен, он несет большую смысловую нагрузку, заключающуюся в скрупулезном освещении всех, вплоть до мельчайших, подробностей дела, что позволяет принять по нему единственно правильное решение.

     Одним из обязательных требований при составлении протокола является разъяснение участникам процесса их прав, обязанностей и последствий их невыполнения, о чем делается отметка в протоколе.

     Протокол  подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или представителем юридического лица, в отношении которою возбуждено дело об административном правонарушении. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к ответственности, является его правом, но не обязанностью. Отказ участников процесса от подписи процессуальных документов не влeчет каких-либо юридических последствий и не приостанавливает дальнейшего движения дела, но обязательно фиксируется в протоколе.

     Важным  этапом данной стадии процесса является получение дополнительных сведений и материалов, совершение ряда процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К ним относят разрешение хода тайств. Письменные ходатайства приобщаются к делу устные заносятся в протокол процессуального действия Когда немедленное принятие решения по ходатайству не возможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается заявителю, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.

     Лица, участвующие в  административном процессе, вызываются в суд или к должностному лицу повесткой, которая вручается данному лицу под расписку, а в случае его кратковременного отсутствия — совершеннолетнему члену семьи, администрации учреждения и т.п. Вызов может быть сделан с использованием и иных способов и средств. Несовершеннолетние (до 16 лет) вызываются через родителей или иных законных представителей.

     Опрос участников процесса производится по месту  его ведения. При этом им разъясняются их права, обязанности и ответственность за уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого. При опросе несовершеннолетнего от четырнадцати до шестнадцати лет обязательно присутствие педагога или психолога, а также родителей.

     При необходимости производятся осмотр, освидетельствование, экспертиза.

     Подготовка  дела об административном правонарушении заканчивается:

     • составлением протокола об административном правонарушении;

     • прекращением дела (ст. 9.6, 10.1 и 10.27 ПИКоАП). 
Об этом уведомляются: лицо, в отношении которого ведется процесс либо дело прекращено; представители; защитник. Они имеют право ознакомиться с материалами, заявлять ходатайства о проведении дополнительных процессуальных действий. Об ознакомлении с материалами дела делается запись в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении о прекращении дела. Завершающим этапом процесса является направление дела об административном правонарушении в суд и орган, уполномоченные его рассматривать:

  • по делам, рассматриваемым в течение суток, — немедленно;
  • по делам, рассматриваемым в иные сроки, — в течение двух суток с момента окончания подготовки дела к рассмотрению.

     Рассмотрение  дела об административных правонарушениях

     Рассмотрение дела — наиболее важная стадия административного процесса, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

  • относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
  • правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов;
  • имеются ли ходатайства и отводы;
  • извещены ли участники процесса о времени и месте рассмотрения дела.

     Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

     Дело  об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

     Дело  об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное  расследование (по месту нахождения органа расследования); дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведется процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учета транспорта).

     Рассмотрение  дела об административном правонарушении может быть приостановлено: при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы; при утрате физическим лицом дееспособности - до назначения ему представителя; в случае болезни либо если имеются другие уважительные причины и если лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Рассмотрение дела возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

     Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращает дело органу, направившему его для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в орган, ведущий процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

     Судья, должностное лицо, ведущее процесс, направляет дело по подведомственности, если будет установлено, что его рассмотрение не относится к их компетенции.

     При рассмотрении дела участие физического  лица, в отношении которого ведется  процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

  • физическое лицо признает свою вину или письменно  ' ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
  • физическое лицо и законный представитель, извещенные надлежащим образом, уклоняются от участия в процессе и невозможно осуществить их привод. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

     Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

     Другие  участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

     Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в процессе, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники процесса по делу, выясняются причины неявки, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам процесса разъясняются их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (ст. 11.5 ПИКоАП).

     Председательствующий  коллегиального органа или судья обязаны выяснить:

  • было ли совершено административное правонарушение;
  • виновно ли данное физическое лицо в его совершении;
  • подлежит ли физическое лицо административной ответственности;
  • имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  • причинен ли вред административным правонарушением;

     • виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

      • подлежит ли юридическое  лицо административной ответственности,  если статьей КоАП за данное  правонарушение установлена административная ответственно юридического лица.

     Могут учитываться и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела.

     В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического или представителя юридического лица, в отношении которых ведется процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

     При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведется протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст. 11.7, 11.8). В нем указываются:

  • место и дата заседания;
  • время его начала и окончания;
  • содержание рассматриваемого дела;
  • наименование и состав коллегиального органа (или каким судьей);
  • секретарь судебного заседания;
  • сведения о явке лиц, участвующих в процессе;
  • данные о лице, в отношении которого ведется процесс; ход заседания;
  • ходатайства участников процесса;
  • разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей;
  • содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников процесса;
  • указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;
  • ознакомление с протоколом и разъяснение срока подачи на него замечаний.

Информация о работе Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении