Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

В процессе изучения конституционного права необходимо учитывать, что законодательство Республики Беларусь в данный период весьма динамично. Происходит активный процесс обновления всей правовой системы, в том числе и в области конституционного права. Поэтому необходимо постоянно следить за происходящими изменениями, публикацией новых законодательных актов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика законодательного процесса …………………………..4
2. Стадии законодательного процесса ……………………… …………………...5
Заключение…………………………………………………………………………21
Литература………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

кр по Адм.праву.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный   институт трудовых и социальных отношений

Витебский филиал  

Факультет экономики и права 

Филиал  кафедры гражданских и уголовно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по Административному праву Республики Беларусь

на тему:

«Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении» 
 
 
 
 
 
 

                                                         Выполнила   студентка  2  курса

                                                         заочной  формы   обучения 

                                                   861з группы факультета экономики и права

                         Карелина Кира Леонидовна

                                                        (подпись)

    
 

Работа зарегистрирована “_____”___________ 200 __ г.

Методист_____________________   ____________

                                                                 ( подпись) 

Работу проверил_______________________

“____”__________ 200 __г. 

Оценка_______________(к  защите (не) допущена)                                            (подпись) 
 

ВИТЕБСК 2009 г.

 

Тема  23. Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении 
 
 

ПЛАН

Введение  …………………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика законодательного процесса …………………………..4

2. Стадии законодательного процесса ……………………… …………………...5

Заключение…………………………………………………………………………21

Литература………………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Конституционное право, являясь одной из отраслей национальной правовой системы, занимает среди них особое место. С него начинается формирование всех остальных отраслей права, и в этом заключается его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

      Знание  конституционного нрава создает необходимую базу и является непременным условием успешного изучения в последующем других учебных дисциплин. Следовательно, без должного знания конституционного права невозможно стать высококвалифицированным юристом.

      В условиях становления Беларуси как  суверенного демократического правового социального государства к развитию конституционного права проявляется особый интерес со стороны самых различных политических сил, так как оно закрепляет правовой статус человека и гражданина, основные принципы организации и функционирования всего механизма государственной власти. Данное обстоятельство порождает острую борьбу различных политических течений вокруг Конституции, законов и иных правовых актов, составляющих источники конституционного права.

     В процессе изучения конституционного права необходимо учитывать, что законодательство Республики Беларусь в данный период весьма динамично. Происходит активный процесс обновления всей правовой системы, в том числе и в области конституционного права. Поэтому необходимо постоянно следить за происходящими изменениями, публикацией новых законодательных актов. 
 
 
 
 
 

     11.1. Понятие и принципы  административного процесса

     В административно-правовой литературе до сих пор нет единого понимания понятия и сущности административного процесса. Одни ученые (П.Т. Салищева, М.И. Пискотин, М.И. Еропкин, А.В. Демин и др.) рассматривают его как юрисдикционную деятельность, т.е. деятельность по рассмотрению индивидуальных дел и принятию по ним решений. Другие ученые (В.И. Манохин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, С.С. Студеникин, Г.И. Петров, А.Е. Лунев, Ю.А. Тихомиров) считают, что административный процесс включает в себя все процедурные вопросы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также процесс рассмотрения судами любых административно-правовых споров. Некоторые ученые (О.М. Якуба, В.А. Воробьев и др.) полагают, что к административному процессу следует относить лишь процесс применения мер административного принуждения, административных взысканий. В рамках указанной точки зрения и будем рассматривать сущность административного процесса.

     Таким образом, административный процесс представляет собой деятельность, проходящую определенные стадии, логически следующие одна за другой, в пределах которых Процессуально-исполнительным кодексом предусмотрено совершение процессуальных действий, а также процесс рассмотрения судами административно-правовых споров. Основной особенностью административного процесса вы ступает то, что одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти либо государственное должностное лицо.

     Будучи  правовой формой управленческой деятельности органов исполнительной власти, исполнительный  процесс естественно и неизбежно базируется на принципах государственного управления. Однако как специфическая деятельность органов государственного управления, административный процесс в целом базируется на основе принципов, определяющих основы именно процессуальной деятельности. Поэтому есть основания говорить о системе процессуальных принципов, к которым относятся следующие.

     Принцип законности — универсальный принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни, в том числе и на административный процесс. В сфере государственного управления реализуется самостоятельный вид юридической ответственности — административной. Кроме того, действующее законодательство предусматривает в этой сфере возможность применения иных внесудебных мер принуждения, административно-предупредительных и мер пресечения. Орган, ведущий административный процесс, обязан соблюдать требования ПИКоАП. Доказательства, полученные с нарушением установленных норм, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для принятия решения по делу об административном правонарушении.

     Обеспечение защиты прав и свобод означает, что в ходе административного процесса закрепляются действия, понуждающие к исполнению обязанностей, не установленных Кодексом, либо к отказу от своих прав. Никто не должен принуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

     В соответствии с принципом неприкосновенности личности никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии законных оснований.

     Судья, прокурор, орган, ведущий административный процесс, обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, административно арестованного свыше срока, предусмотренного законом или постановлением о наложении взыскания. Никто не может подвергаться насилию или другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Содержание задержанного или административно арестованного должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья.

     Уважение  чести и достоинства  личности, деловой репутации означает, что в ходе административного процесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников процесса. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод при ведении процесса, подлежит возмещению в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством.

     Неприкосновенность  жилища означает, что его осмотр производится только с согласим проживающих в нем лиц, осуществляется по основаниям и в порядке, установленным ПИКоАП.

     Принцип презумпции невиновности означает, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном Кодексом, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.

     Презумпция  невиновности является объективным  правовым положением, выражающим отношение государства к физическому лицу, совершившему правонарушение. Данный принцип определяет правовой статус лица в административном процессе и влечет за собой ряд важных правовых последствий:

    •   лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. 
Бремя доказывания возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс;

  • постановление о наложении взыскания может быть вынесено только при наличии достаточных и достоверных доказательств и не может быть основано на предположениях;
  • все сомнения в виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу;

    •  недоказанная невиновность по своим правовым по 
следствиям означает доказанную невиновность.

     Принцип обеспечения права на защиту включает в себя следующие положения:

  • закон наделяет физическое лицо широким кругом процессуальных прав, позволяющих ему доказывать свою непричастность к правонарушению;
  • эти права они могут осуществлять как лично, так и с помощью защитника. Защитник является самостоятельным участником процесса и имеет ряд прав, позволяющих ему оказывать помощь физическому лицу в защите его прав;
  • право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Такими гарантиями являются обязанность суда, должностного лица разъяснить физическому лицу его права и обязанности и обеспечить фактическую возможность использовать все не запрещенные ПИКоАП способы и средства защиты;

     • нарушение права на защиту является основанием для 
отмены вынесенного постановления о наложении взыскания.

     Принцип публичности административного процесса обязывает государственные органы, должностных лиц в пределах своей компетенции принимать меры по обнаружению административных правонарушений, выявлять лиц, их совершивших, для привлечения к ответственности.

     Суд, должностное лицо в соответствии с принципом всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела обязаны установить как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в процессе.

     Принцип языка административного процесса означает, что процесс ведется на белорусском или русском языке. Участвующим в процессе лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на' котором ведется процесс, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела на родном языке или на языке, которым они владеют, бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном ПИКоАП. Постановление суда, органа, ведущего процесс в предусмотренном ПИКоАП порядке, вручается лицу, в отношении которого ведется процесс, законному представителю, защитнику в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют.

     Принцип равенства физических и юридических лиц перед законом, равенства защиты и законных интересов находит свою реализацию в закреплении определенного правового статуса, установления их административно-процессуальных прав и обязанностей.

     Принцип независимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс, означает, что вышестоящий орган исполнительной власти или должностное лицо без особой на то необходимости не должны вмешиваться в правомерные решения нижестоящей структуры, но и не перекладывать на других свои полномочия и обязанности без необходимых на то оснований и соответствующего юридического оформления.

     Открытое  рассмотрение дела об административном правонарушении— традиционный процессуальный принцип. Он означает, что лица, участвующие в процессе, вправе свободно знакомиться с материалами дела, необходимыми документами, принятыми решениями и постановлениями. Дело о правонарушении рассматривается публично, открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Информация о работе Административный процесс: сущность, виды. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении