Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:15, реферат

Краткое описание

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого безгражданства

Файлы: 1 файл

Реферат.DOC

— 165.50 Кб (Скачать)

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

Ответственность иностранных  граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане пользуются Российской Федерации правами и  несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это означает, что ответственность также в равном мере распространяется и на граждан, и на иностранных граждан (лиц без гражданства). Но в этом вопросе также проявляется особенности административно - правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенность этой является специальная мера наказания, которой могут быть подвергнуты только иностранные граждане (лица без гражданства) - административное выдворение.8 Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации Статья 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Подобное наказание  предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием - административным штрафом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Очевидно, что судья (должностное  лицо пограничной службы), рассматривая дело о соответствующем административном правонарушении, вправе ограничится применением к виновному иностранному гражданину или лицу без гражданства только штрафа и не назначать дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Содержание административного  выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно состоит в контролируемом перемещении иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета. 9  Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия по административному выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства); содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; оформление документов, необходимых для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением Правила расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны (утв. Постановления Правительства РФ от 24 октября 2002 г. №769). В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина.10

Административное выдворение как меру административного наказания  не следует смешивать с мерой  административного пресечения, применяемой  уполномоченными должностными лицами пограничных органов и пограничных  войск и связанной с передачей  иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ Ст. 14 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I “О Государственной границе Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями).         Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется должностными лицами:

пограничных органов - при  совершении административных правонарушений, связанных с нарушением режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1. КоАП РФ) и нарушением режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4. КоАП РФ);

органами внутренних дел - при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ), нарушением правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.), нарушением иммиграционных правил (статья 18.11.).

Исполнение постановления  об административном выдворении за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства  производится путем официальной  передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации Ч.1 ст.32.10 КоАП РФ. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется (если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с этим государством).

В случае если передача лица, подлежащего административному  выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с этим государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

Исполнение постановления  об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.

 

Заключение

 

В заключение своей работы автор делает следующие выводы по теме «Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства»:

Во – первых, иностранным  гражданам и лица без гражданства  в России гарантируются предусмотренные  законом права и свободы. Они  пользуются теми же правами и свободами  и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов Российского законодательства. Во – вторых, следует подчеркнуть, что права иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране не могут быть ограничены по мотивам расовой принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного и социального положения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других подобных обстоятельствам. В-третьих, находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы. В – четвертых, вследствие этого административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой – непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейшей части. Таковы основные положения, которые необходимо иметь в виду при характеристики иностранных граждан и лиц без гражданства как субъектов административного права. В–пятых, если гражданин РФ заключает брак с гражданкой иностранного государства, то он получает гражданство этого государства, т.е. становится лицом с двойным гражданством. В-шестых, современных условиях возможные ограничения любых прав и свобод граждан должны соответствовать международно-правовым нормам и осуществляться при неукоснительном соблюдении норм национального законодательства. Всеобщий декларацией прав человека закреплено, что «при осуществлении своих прав, и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе ». В силу этого какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены конституцией конкретного государства и соответствуют нормам международного права.

Правовой статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав, обязанностей и ответственности. В новом Федеральном законе о  гражданстве последнее определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией.

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства, и лиц  с двойным гражданством отличается от административно-правового статуса  граждан РФ, и в то же время  позволяет иностранному гражданину, лицу с двойным гражданством или лицу без гражданства осуществлять часть прав на территории РФ.

Регулируя отношения  с иностранными гражданами, государство  не только устанавливает правоспособность, определяет права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Юридические гарантии закреплены в текущем законодательстве и практически соответствуют гарантиям граждан РФ.

В настоящее время  иностранных граждан в Российской Федерации становится больше. Иностранная  молодежь приезжает для того чтобы  получить образование в РФ и некоторые  из них остаются в нашей стране, получаю гражданство РФ через соответствующие органы, тем самым становятся обладателем двойного гражданства.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации./ М., 1993 г.;
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 – ФЗ;
  3. Законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г №115-ФЗ;
  4. Закон РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ;
  5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ;
  6. Всеобщей декларации прав человека 1948 года;
  7. Алехин А.П. Административное право / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов : М.- 1997 г.;
  8. Бахрах Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах : М. - 1996 г.;
  9. Бахрах Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов : М. – Норма. – 2005 г.;
  10. Лазарев В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень : М. – Спарк. – 2004 г.;

 

 

1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года;

2 Лазарев В.В, Липень С.В. Теория государства и права М. Спарк, 2004 - стр.348-349.

3 Закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г. №115-ФЗ;

Информация о работе Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства