Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:15, реферат

Краткое описание

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого безгражданства

Файлы: 1 файл

Реферат.DOC

— 165.50 Кб (Скачать)

 

 

Введение

 

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как они  выступают участниками административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного  права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого безгражданства

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело к росту интенсивности международных отношений Российской федерации с другими государствами, в особенности с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туристы занимают не основную часть мигрантов, что как уже отмечалось связано со сложившийся геополитической ситуацией.

Следует учитывать, что  правовые связи иностранных граждан  и лиц без гражданства во время  пребывания в Российской Федерации  весьма многочисленны и разнообразны. Значительную часть составляют правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро стоит вопрос о нелегальной миграции.

В данной работе будут раскрыты основные аспекты административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

 

 

Глава 1 Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Субъекты правоотношений - это индивиды или организации, которые  на основании норм права могут  быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. В административном праве под субъектом понимают лицо (индивид и организацию), которая по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивида и организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность». Правосубъектность как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами и может быть различной у разных субъектов. В основном различают индивидуальных и коллективных субъектов права. К индивидуальным субъектам права относятся также иностранные граждане и лица без гражданства. Вышесказанное подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности».1 Вышесказанное положение декларируется также Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года.

Для того чтобы лицо, обладающее правосубъектностью мог стать участником административно - правовых отношений  он, наряду с общей правосубъектностью, должен также обладать административной правосубъектностью. Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).2 Если рассматривать субъектов административного права, в общем, то можно выделить, что все субъекты административного права обладают некими общими чертами, характеризующими их административно - правовой статус: все субъекты административного права неразрывно связаны с управленческой деятельностью государственной власти и имеют равные юридические гарантии рассмотрения возникшего спора в административном или судебном порядке. Однако каждый субъект обладает своим особым правовым статусом, различным от других участников правоотношений.

Субъекты административного  права, имеющие установленный законом  и административно - правовыми нормами  правовой статус, становятся участниками  административных правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства административно- правовой правосубъектности и факт участия в административно - правовых правоотношениях является очень важным, поскольку участие иностранных граждан и лиц без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения всех других правоотношений.

Административно - правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь конституцией РФ 1993 года; международными договорами РФ; Федеральным законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г; Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами.

Административно - правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством. Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицом без гражданства  признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Безгражданство может  быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство – безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.3

Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства том  числе и Российская Федерация  стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР "О гражданстве" 1991г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в Законе РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.4

Данный вопрос регулируется рядом таких международных актов  как Конвенция ООН «О статусе  апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН  «О сокращении безгражданства» 1961 г. В  соответствии со статьей 1 последней  «любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав со свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран» ст.16 Конвенции о статусе апатридов, принята 28 сентября 1954 года, вступает в силу 6 июля 1960 года., при этом в Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона, но ее положения не распространяются:

- на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

- на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;

- на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

б) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;

в) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Необходимо заметить, что правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  различается, например, в вопросах дипломатической  зашиты. Вместе с тем в большинстве  случаев иностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.

 

    1. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации

 

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основаниями для выдачи иностранному гражданину визы являются:

1. Приглашение на въезд,  которое выдается:

- органом иностранных  дел (МИД) и в случаях, предусмотренных  в законе, органом внутренних  дел (МВД), по ходатайству:

а) федеральных органов  государственной власти;

б) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных  государств в России;

в) международных организаций  и их представительств в России, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в России;

г) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации (республиканских, областных и прочих органов).

- территориальным органом  внутренних дел по ходатайству: 

а) органов местного самоуправления;

б) юридических лиц, в  уведомительном порядке вставших на учет в органе внутренних дел;

в) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих  в Российской Федерации иностранных  граждан;

2. Решение органа иностранных  дел, дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, представительства органа иностранных дел в пределах приграничной территории, по ходатайству находящегося за пределами России иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника;

3. Решение органа иностранных  дел о выдаче иностранному  гражданину визы, направленное в  дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской  Федерации; 

4. Решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;

5. Решение территориального органа внутренних дел о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в России;

6. Договор на оказание  услуг по туристическому обслуживанию  и подтверждение о приеме иностранного  туриста организацией, осуществляющей  туристическую деятельность;

7. Решение органа внутренних  дел о признании иностранного  гражданина беженцем по заявлению,  поданному иностранным гражданином  в дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской  Федерации. 5

 

1.2 Виза и миграционная карта

 

Виза - это разрешение на въезд и транзитный проезд через  территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему  личность иностранного гражданина или  лица без гражданства и признаваемому  Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит фамилию, имя, дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего  личность иностранного гражданина, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в России, номер приглашения на въезд либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы.

Виза выдается дипломатическим  представительством, консульским учреждением, органом иностранных дел, органом  внутренних дел и может быть однократной, двукратной и многократной.

Информация о работе Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства