Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:11, реферат

Краткое описание

Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в сочинении, получившем название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в собрании Андроника Родосского это сочинение следовало «за физикой» (meta ta physika). Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «заприродных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых еще «физикой», имеющей дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах, и их движении. Сопоставляя первую философию

Файлы: 1 файл

Учение Аристотеля'.docx

— 35.94 Кб (Скачать)

 В доказательствах  крайние и средние термины  должны принадлежать одному и  тому же роду. Нельзя геометрическое  положение доказывать с помощью  арифметических посылок. 

 Существуют, таким  образом, начала,  свойственные  лишь одной науке, пребывающие  в контексте только одного  рода.  Например, одно из начал  для геометрии -  то, что точка  такова, а для арифметики –  то, что единица такова. Тем не  менее, существуют и общие начала, например «то, что если от  равного отнять равное, то останется  равное же». 

  Каждое начало  представляет собой необходимо  истинное через само себя, поэтому  оно не есть ни предположение,  ни постулат. Начала суть определения,  т.е. обозначения, раскрывающие  суть бытия вещи.

 Знание, доказываемое  из начал, имеет два вида: знание  того, «что есть», и знание того, «почему есть». Знание того, «что  есть», основывается на чувственном  восприятии, так как предполагает  субстрат. Знание же того, «почему есть», выводится из доказательства причин безотносительно того, есть ли предмет, «подобно тому как созерцающие общее часто не узнают отдельное».

 Ко второму  типу знания, согласно Аристотелю, относятся  чисто математические  науки (геометрия, стереометрия, арифметика).

 В силлогизме  о том, «что есть», и в  силлогизме о том, «почему есть»,  средний термин занимает разное  положение. Например, «если то, что  таким образом пребывает, шарообразно,  а Луна пребывает таким именно  образом, то она шарообразна» - силлогизм о том, «что есть».  Силлогизм же о том, «почему  есть», будет иметь вид: «потому,  что Луна шарообразна, у нее  такие пребывания». Сами по  себе понятия «что есть» и  «почему есть» выражаются через  один средний термин. Например, «что  такое  затмение Луны? Лишение  Луны света вследствие загораживания  ее Землей. Почему происходит  затмение? Или: почему Луна затмевается?  Потому что Луна лишается света  загораживающей ее Землей».  Доказательство  отличается от определения тем,  что в определении раскрывается  суть бытия вещи, если ее причина  не содержится ни в чем другом, в доказательстве же суть постигается  тогда, когда причина вещи содержится  в чем-то ином. Последних причин  четыре: форма, материя, цель и  начало движения. Эти причины  фиксируются посредством средних  терминов.

 Темой «Топики»  служит диалектическое  доказательство. Если посылка аподиктического   доказательства выражает один  из членов противоречия, то посылка  доказательства диалектического   выражает некий вопрос относительно  одного из двух членов противоречия. Предметом диалектического умозаключения  выступает проблема или положение.  В свою очередь, всякая проблема  и всякое положение указывают  через  вопрос на собственное,  род, видовое отличие, привходящее,  определение, которое представляют  собой роды сказуемого – так  называемые предикабилии. Пример проблемы,  указывающей на определение: «Есть ли двуногое существо, живущее на суше, определение человека или нет?» Пример соответствующего положения: «Разве двуногое существо, живущее на суше, не есть определение человека?» Определением Аристотель называет речь, обозначающую суть бытие вещи. Например, суть бытия человека есть то, что он – «разумное живое существо»; следовательно, «разумное живое существо» - это определение человека. Собственное, в отличие от определения, не выражает сути, но присуще только ей и взаимозаменяемо с ней. Например, «способность научится читать и писать» -  собственное человека. Род, как и видовое отличие, раскрывает суть многих вещей, различных по виду. Например, «живое существо» сказывается и о сути человека, и о сути лошади. Привходящее – это то, что может быть присуще и не присуще вещи. Например, человек как может быть «бледным», так может и не быть им.

 Диалектическое  положение, должно быть, согласовываться  с общепринятым («должно быть  правдоподобным или для всех, или для большинства, или для мудрых»). Для его подтверждения используются два вида доводов: наведение и силлогизм. Аристотель разбирает следующие средства для построения диалектических доказательств: во-первых, принятие положений, во-вторых,  умение определять, в скольких  значениях употребляется каждое имя, в-третьих, нахождение различий между вещами, принадлежащими к одному роду, в-четвертых, рассмотрение сходства в принадлежащем к разным родам (например, «как зрение находится в глазу, так и ум в душе»).

 Правила для  образования тех или иных диалектических  умозаключений, другими словами,  содержательные схемы, составляющие  первую посылку диалектического  доказательства, называются у Аристотеля  «топами». Например, для решения  проблемы «А лучше Б или Б лучше А» можно воспользоваться  таким топом: «более длительное и более прочное предпочтительнее того, что таково в меньшей степени».  Основными топами, согласно Аристотелю, являются те, которые устанавливают условия правильности указания определения, собственного рода  и привходящего.

 В «Софистических  опровержениях» Аристотеля рассматриваются  умозаключения и опровержения, которые  только кажутся таковыми, не будучи  ими, на самом деле. Такие ложные  доводы называются эристическими, к ним прибегают в своих спорах софисты.  Используя эристические доводы, софисты по мысли Аристотеля, преследуют пять целей: во-первых, пытаются создать видимость того, что они опровергают; во-вторых, стремятся показать, что собеседник говорит неправду; в-третьих, приводят его к тому, что не согласуется с общепринятым; в-четвертых, заставляют его делать погрешности в речи (оговорки и прочее); в-пятых, заставляют его говорить одно и то же. Софисты используют главным образом тринадцать топов. Например, одноименность; двусмысленность  (например, «если знает это, то знает ли это» в том смысле, что «кто-то знает это и что само это знает»); соединение (например, «не пишущий способен писать»; значит, «не пишущий пишет»); разъединение (например, «пять – это два и три, значит, пять есть нечетное и четное»); ударение или произношение; форма выражения (смешение категорий, например выражение качества через действие в слове «здравствовать») и другие.

Заключение.

Аристотель является создателем самой обширной научной  системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. И вся жизнь Аристотеля  состояла  в бесконечном стремлении  найти,  проанализировать,  схватить  истину,  докопаться  до  смысла  окружающего мира.  В своих зоологических трактатах Аристотель  устанавливает и характеризует более 400  видов животных.  Он  описал  158  различных греческих и негреческих законодательств.  Вся V  книга его основного трактата  "Метафизика"  специально  посвящена философской терминологии,  и каждый  термин  у него  выступает в 5  -  6  значениях.  Аристотель  был сильным человеком.  И когда оказалось,  что деваться  уже некуда,  и с ним могут расправиться  как до  этого с Сократом  он,  как можно предполагать,  принял  яд.  Так кончилась жизнь Аристотеля.  И всё же  его искания,  вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве  великого  человека,  для которого  даже  сама  смерть  стала актом мудрости  и невозмутимого спокойствия.


Информация о работе Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания