Земли транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты значительные земельные площади государства. Правовой режим данных земель, прежде всего, зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций. В России различаются такие основные виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, водный.

Оглавление

Понятие земель транспорта
Особенности правового регулирования земель железнодорожного, авиа и авто транспорта
Земли железнодорожного транспорта
Земли воздушного транспорта
Земли автомобильного транспорта
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (Автосохраненный).docx

— 36.46 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №

 

 

 

по дисциплине: Земельное право                

 

на тему: «Земли транспорта»                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент группы СЮР-51а

специальности 030501 – «Юриспруденция»            

Лагуненко Н.И.               

                                                                                        Проверил: Шутилин В.Ю.           

 

Тамбов 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие земель транспорта
  2. Особенности правового регулирования земель железнодорожного, авиа и авто транспорта
    1. Земли железнодорожного транспорта
    2. Земли воздушного транспорта
    3. Земли автомобильного транспорта

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие земель транспорта

 

Жизнь современного общества немыслима без развитой транспортной инфраструктуры.

Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты значительные земельные площади государства. Правовой режим данных земель, прежде всего, зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций. В России различаются такие основные виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, водный

Функционирование транспортных систем в Российской Федерации регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ и местном уровне. Данными нормативными актами могут быть определены особенности  использования земель транспорта, а также правовой режим охранных зон. Следует заметить, что правовой режим земель транспорта урегулирован в сравнении с иными землями данной категории достаточно подробно.

ЗК относит земли транспорта к самостоятельной категории  и объединяет их с землями промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения  космической деятельности, землями  обороны, безопасности и землями  иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного  специального назначения) (пп. 3 п. 1 ст. 7).

Исходя из положений  п. 1 ст. 87 и п. 1 ст. 90 ЗК, землями транспорта признаются земли, которые расположены  за границами населенных пунктов  и используются или предназначены  для обеспечения деятельности организаций  и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у  участников земельных отношений  по основаниям, предусмотренным Земельным  кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следует заметить, что, как  и все остальные земли данной категории, земли транспорта в границах поселений приобретают правовой режим земель поселений и теряют прочную нормативную связь с землями транспорта.

В целях создания условий  для строительства и реконструкции  объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для  указанных целей устанавливается  федеральными законами.

При применении нормативных  актов, регулирующих использование  земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основания предоставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены Земельным кодексом РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями ЗК РФ многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной  или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте.

 

Установление зон с особыми условиями использования земель — отличительная черта правового режима земель транспорта. Особенность правового режима этих земель заключается в том, что он может распространяться не только на земельные участки, специально предоставленные для транспортных предприятий, но и на соседние, смежные земельные участки. В целях обеспечения нормальной эксплуатации, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к земельным участкам, предоставленным в пользование организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с введением в них особых условий землепользования.

К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земли с подвижными песками, прилегающие к землям транспорта. В охранных зонах транспорта не допускается:

    • производить без письменного согласия предприятий, учреждений и организаций транспорта, всякого рода строительные, монтажные и горные работы постоянного и временного характера;
    • вести рубки леса и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов, возникновению подвижных песков, снежных заносов, лавин и т.п.

Земли охранных зон транспорта не изымаются у собственников  земельных участков и используются ими с соблюдением действующих  ограничений. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями охранных зон  определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим  законодательством.        

Субъектами права собственности  на объекты транспортной инфраструктуры могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, а также граждане и  юридические лица. Это подтверждается, в частности, положением Устава, свидетельствующим  о том, что владельцем транспортной инфраструктуры может быть юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве  собственности или ином праве  и оказывающие услуги по ее использованию  на основании соответствующего договора.

Кроме того, в названной  норме дано определение железнодорожных  путей общего и необщего пользования, железнодорожной станции, мест общего и необщего пользования, малоинтенсивных  линий, которые также раскрывают содержание объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Порядок и условия взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры при оказании услуг по ее использованию  для осуществления перевозок  пассажиров, грузов, багажа и грузо-багажа, в том числе порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях отсутствия ограничений ее пропускной способности, определяются Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Контролируют землепользование органы субъектов РФ, Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения МВД России. Органам исполнительной власти субъектов РФ и местным  органам самоуправления рекомендуется  предоставлять земельные участки  в придорожных полосах, как правило, во владение, пользование, аренду для  размещения объектов дорожного сервиса (стоянки, подъезды, съезды, бензоколонки), инженерных коммуникаций, некапитальных  зданий и сооружений, рекламных щитов. Предоставление земельных участков согласуется с органами дорожной службы и безопасности движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности правового  регулирования земель железнодорожного, авиа и авто транспорта

 

2.1 Земли железнодорожного транспорта

 

 

В Федеральном законе от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (ст. 5) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

В целях обеспечения  деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта предоставляются земельные участки для:

— размещения железнодорожных  путей;

— размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

— установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, санитарным и иным нормам.

Порядок использования полосы отвода железных дорог регулируется Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц.

Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и  правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми  МПС России, а также проектно-сметной  документацией и генеральными схемами  развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.

Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений железные дороги обязаны:

  • соблюдать порядок использования полосы отвода;
  • содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту, и т.д.

Для целей, носящих временный  характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Свободные земельные участки  в полосе отвода могут предоставляться  в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования  грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения складов, при условии  соблюдения требований безопасности движения. Временные пользователи пользуются земельными участками в соответствии с целями и условиями их предоставления, не нанося вреда объектам железнодорожного транспорта и безопасности железнодорожного движения.

В целях обеспечения  безопасности населения и нормальной эксплуатации железнодорожных путей  и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенных на землях федерального значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны. Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, определяется Правительством РФ.

Другим представляющим интерес аспектом правового регулирования  земель транспорта является рассмотрение вопроса об объектах и особенностях правового режима инфраструктуры различных  видов транспорта.

Так, согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 90 ЗК объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта являются железнодорожные пути, здания, строения, сооружения, в том числе железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, а также устройства и другие объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Устав железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав) конкретизирует виды объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и вводит понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которая представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2).

Информация о работе Земли транспорта