Земельный строй с 1990 года по настоящее время

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 16:55, доклад

Краткое описание

Земельный строй Российской Федерации – предусмотренные Конституцией страны и ее законодательством формы собственности на землю, а также отношения, складывающиеся по поводу ее эксплуатации как природного ресурса и охраны.
Актуальность рассмотрения земельного строя в том, что вопросы распределения, управления землей являются вопросами государственной важности.

Файлы: 1 файл

Доклад_Земельный строй с 1990 года по настоящее время.docx

— 31.65 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова филиал

_____________________________________________________________

Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД 

по дисциплине «Земельное право»

на тему: «Земельный строй с 1990 года по настоящее время» 
 
 

                выполнила: студентка 3-го курса очной формы  обучения

                юридического  факультета,

                группа 3521

                Е.С. Смирнова

                  

                Проверил___________________

                ___________________________

                Оценка _____________________

                Подпись____________________

                «___» ________________2011 г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург

2011

         Земельный строй Российской Федерации – предусмотренные Конституцией страны и ее законодательством формы собственности на землю, а также отношения, складывающиеся по поводу ее эксплуатации как природного ресурса и охраны.

       Актуальность  рассмотрения земельного строя в  том, что вопросы распределения, управления землей являются вопросами  государственной важности.

       С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие  земельный строй.

       Так, происходит:

       1) радикальное изменение отношений собственности.

       Законом от 24 декабря 1990 года Российская Федерация  заявила о суверенном правовом регулировании  земельных отношений и отношений  по природопользованию только российским законодательством и законодательством  входящих в нее республик. С принятием  Закона «О собственности в РСФСР» были реформированы отношения собственности  на землю и природные объекты. В частности, был введен правовой режим равноправного положения  всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные  участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для  собственников по владению, пользованию  и распоряжению землей.

       2) радикальное изменение производственных  отношений.

       С введением Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.

       Одновременно  были созданы условия для ломки  социалистической собственности в  пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.

       3) включение производителей сельскохозяйственной  продукции в отношения земельной  собственности. 

       Например, земли колхозов, других кооперативных  сельскохозяйственных предприятий, акционерных  обществ, в том числе созданных  на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, могут передаваться в  коллективную собственность – совместную или долевую. Установлена также возможность приобретения земель для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, в собственность.

       4) создание экономико-правового механизма  приватизации земельных участков  гражданами.

       Местным органам самоуправления предоставлено  право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно.

       5) обеспечение свободного хозяйствования  на земле.

       Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных  и других органов и организаций  запрещается. Предусмотрены судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных незаконным вмешательством.

       6) устранение монополистического  давления на вновь создаваемые  и действующие предпринимательские  структуры, частные предприятия  и на зарождающийся механизм  рыночных отношений. 

       Так, Законом «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» запрещено навязывать контрагенту кабальные условия  до говоров на поставку сельхозпродукции; препятствовать доступу на рынок недобросовестной конкуренции.

       7) введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую  в законодательном порядке, через  налогообложение использования земель и через арендную плату.

       В результате вводится новый метод  регулирования режима использования  земель – экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения (ст. 5 Закона «О плате за землю») стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот.

       8) придание приоритетного правового  статуса сельскохозяйственному  использованию земель.

       Экономико-правовые методы обеспечения приоритетного  положения агропромышленного комплекса выразились в том, что с 1991 года установлена система финансовой поддержки агропромышленного комплекса путем направления на его развитие не менее 15% национального дохода РСФСР.

       Социально-правовые методы приоритетного обеспечения  агропромышленного комплекса выражаются в создании условий для деурбанизации городского населения, стимулирования миграций его в сельскую местность для привлечения в земледелие и другие сферы сельского хозяйства

       9) устранение несправедливости и  неправомерности действий социалистического  государства, допущенных в ходе  принудительной коллективизации  крестьянства, при которой земли  крестьян фактически были принудительно  изъяты в пользу малоэффективных  колхозов, часть из которых трансформировалась  в совхозы. 

       10) создание эколого-правового механизма  охраны и рационального использования  земель. В земельном законодательстве  впервые появляются такие новые  экологические понятия, как «экологическая  безопасность», «экологическая обстановка  на территории», «благоприятная  экологическая среда», «устойчивые  природные ландшафты», «экологический правопорядок».

       Имевшее место в отмененном земельном  законодательстве одностороннее стимулирование расширения сельхозугодий, осуществляемое зачастую в ущерб экосистемам местности, сменилось приоритетным обеспечением экологического благополучия земель, в частности, установлено право консервации деградированных земельных угодий, частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

       11) принятие ряда правовых норм, направленных на обеспечение  экологической безопасности (чистоты)  производимой сельхозпродукции, поскольку  эта проблема обрела остроту  в связи с неправильным использованием  агрохимикатов в сельском хозяйстве.

       12) разработка и принятие ряда  нормативно-правовых актов, обеспечивающих  правовую охрану окружающей среды  при использовании земель: приостановка  хозяйственной деятельности предприятия,  нарушающего режим природопользования, до устранения допущенных нарушений;  реорганизация предприятий, деятельность  которых может вызвать экологические  последствия, затрагивающие интересы  территории; введение экологических  требований в сельском хозяйстве  (ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

       13) дополнение земельного законодательства  новой категорией земель, не знакомой прежнему законодательству: земель природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения.

       14) усиление ответственности за  нарушения земельного законодательства: ужесточаются административные  санкции; субъектами административной  ответственности за нарушения  земельного законодательства становятся и юридические лица, расширяется круг лиц, применяющих административные наказания к виновным нарушителям.

       Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление  за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей, уточняются административные границы, выявляются потребности в земле граждан и организаций, формируется специальный фонд земель для последующего распределения, устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель – закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и организациям в соответствии с законодательством.

       Период  с 1990 года можно охарактеризовать также  периодом бурного законотворчества, объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные периоды превышает возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 году первой части нового Гражданского Кодекса Российской Федерации, который имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений.

       Принятие  новых законов проходило в  союзном и российском парламентах  в условиях острой борьбы между представителями  прогрессивных и консервативных идей, и содержание принимаемых законов  зачастую отражало компромисс между  этими двумя взаимоисключающими течениями.

       С распадом в 1991 году Союза ССР открылся простор развитию земельного законодательства России, однако оно реализовывалось  с пробуксовками, как и ушедшее  в историю союзное законодательство.

       В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению земельных комитетов.

       Колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», перерегистрироваться в соответствующих органах. Районным органам исполнительной власти совместно с земельными комитетами предложено установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.

       Указом  Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» было установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе.

       В целях совершенствования системы  наделения граждан земельными участками  и перерегистрации ранее предоставленных  участков Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» рекомендует всем субъектам Российской Федерации в 3-месячный срок определить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Информация о работе Земельный строй с 1990 года по настоящее время