Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:10, контрольная работа
Ст.9.Конституции РФ[1] о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с этими конституционными положениями должно осуществляться правовое регулирование и государственное управление в этой сфере, поскольку научно обоснованное государственное управление служит средством формирования эколого-правовых отношений.
Указанная статья Конституции РФ закрепляет частную государственную, муниципальную и иные формы собственно
1. Земельные правоотношения……………………………………….3
2. Правовой режим промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения………………………..11
Список используемых источников……………………………………………..18
Содержание
1. Земельные правоотношения……………………………………….
2. Правовой режим промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения………………………..11
Список используемых источников……………………………………………..1
1. Земельные правоотношения
В условиях земельной реформы гарантируется самостоятельность правообладателей земли, расширяются права собственников земли и землепользователей, становится эффективной организация использования земли.
Ст.9.Конституции РФ[1] о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с этими конституционными положениями должно осуществляться правовое регулирование и государственное управление в этой сфере, поскольку научно обоснованное государственное управление служит средством формирования эколого-правовых отношений.
Указанная статья Конституции РФ закрепляет частную государственную, муниципальную и иные формы собственности.
В соответствие с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Приобретение права собственности, как справедливо отмечал О.С. Колбасов, активизирует предпринимательскую деятельность организаций и граждан, о чем свидетельствует и положительный опыт других стран с развитой рыночной экономикой.[2]
С введением института частной собственности на землю и платного землепользования, земельные отношения приобрели новое содержание, поскольку признаны имущественными, земля получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка[3].
Земельные участки признаются недвижимым имуществом, а земельные отношения в связи с использованием и охраной земель – имущественными отношениями – родственные имущественным гражданским отношениям[4].
В связи с расширением оборота земель при купле-продаже, аренде, залоге и других сделках, применение норм гражданского права значительно расширяется, и здесь важно учитывать особенности земельных отношений, в том числе, запреты, установленные земельным законодательством при совершении сделок между собственником земельного участка и его приобретателем при проведении аукционов и конкурсов по продаже земли.
Например, запрет на изменение целевого назначения земли без соответствующего разрешения государственных органов и другие ограничения.
Земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку регулируются как нормами земельного законодательства, так и нормами гражданского законодательства. А наряду с гражданско-правовыми нормами применяются и нормы административного права[5]. Кроме того, нормы конституционного, финансового и иных отраслей законодательства их взаимодействие с земельным, выбор соответствующих норм при правоприменении, имеют важное значение для упорядочения земельных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, решения экологических и других проблем[6].
Земельный кодекс РФ определяет земельные отношения только как «отношения по использованию и охране земель»[7].
Земельные отношения являются основными в природопользовании, регулируются Земельным законодательством РФ. Земельные и иные природоресурсные отношения регулируются:
Конституцией РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, предусматривающие различные формы собственности на земельные и иные природные ресурсы и основные условия пользования ими.
Земельное законодательство так же включает: ФЗ РФ «О мелиорации земель»[8], «О государственном кадастре недвижимости»[9]; горное земельное законодательство – ФЗ «О недрах»[10] и др.
Смежные отношения согласно п.2.ст.3 ЗК РФ – использование и охрана недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, т.е. природоохранительные и природоресурсные отношения регулируются в Российской Федерации ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»[11], «Об особо охраняемых природных территориях»[12], «об экологической экспертизе»[13], Водным, Лесным кодексами и др.
К иному специальному законодательству, предусмотренному п.2.ст.3. ЗК РФ относится ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[14], Градостроительный кодекс[15], «Об уничтожении химического оружия»[16] и др.
Использование земель осуществляется в зависимости от принадлежности земельного участка к определенной категории земель и в соответствие с установленным для данной категории правовым режимом.
Охрана правового режима земельных участков – система организационных, экономических, правовых, иных мероприятий, направленное на рациональное использование земельных участков, предотвращение необоснованного изъятия земель из оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв, а также:
- Защита прав собственников земельных участков и иных правообладателей (землевладельцев, землепользователей, арендаторов);
- Разрешение земельных споров;
- Контроль за использованием и охраной земельных участков
Жариков Ю.Г. характеризуя земельные отношения, выделяет элементы данных отношений:
Субъекты пава, объект права, содержание земельных правоотношений и дает классификацию земельным правоотношениям.
Особенностью субъектного состава земельных правоотношений является участие помимо граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц РФ, иностранных юридических лиц, особого субъекта – Российская Федерация, субъектов РФ, муниципальных образований[17].
Российское государство выступает в двух качествах:
1. Как орган власти;
2. Собственник земель, как хозяйствующий субъект.
Как орган власти российское государство инициировало земельную реформу, установило принципы и порядок ее проведения. Имеет возможность применения силы власти.
Как хозяйствующий субъект, заинтересовано в производительном и рациональном использовании своих природных ресурсов. Действует как хозяин земли, организатор ее использования и охраны в интересах общества.
Государственный орган должен не только соблюдать имущественные интересы государства, но и проявлять повышенную заботу о соблюдении всего комплекса нормативных актов, относящихся к земле, чем проявляется государственный контроль за использованием и охраной земель[18].
Отношения физических и юридических лиц с Российской Федерацией, субъектами РФ. Муниципальными образованиями – как носителями власти в области земельных отношений, строятся на основе норм Конституции РФ, административного права, т.е. имеющих более публичный характер:
- нормы гарантируют судебную защиту прав и свобод;
- возможность граждан обжаловать решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд (ст.46 Конституции РФ);
- право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через представителей (ст.32 Конституции РФ).
По содержанию прав и обязанностей субъекты правоотношений могут иметь статус – собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, обладателей сервитутов.
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)[19].
Земельные правоотношения имеют особый объект – индивидуально -определенный земельный участок, части земельных участков, земля как природный объект и природный ресурс и все недвижимое имущество, прочно связанное с землей.
Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный участок может быть делимым и неделимым.
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого, может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами[20].
По имущественным признакам к земле, в качестве ее принадлежности, должны относиться почвенный покров и естественная растительность.
Принадлежностью земли также являются защитные и мелиоративные устройства и посадки, т.к. не имеют особой от земли хозяйственной ценности или же их ценность значительно уступает ценности земли, которую они защищают и улучшают.[21]
В качестве принадлежности земли следует рассматривать здания, сооружения и все, что прочно связано с земельным участком – это одна из тенденций развития земельного законодательства - сближение правового режима земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в целях их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью.
В этом земельные правоотношения сближаются с гражданскими, среди которых действует институт «главная вещь и ее принадлежность».
Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, исключается в некоторых случаях, предусмотренных законодательством.
Например, нет такого единства правового регулирования для использования земель поселений, и зданий, строений, сооружений, находящихся на этих землях, т.к. правовое регулирование режима земель поселений развивается не только в земельном законодательстве, но и одновременно в рамках градостроительного законодательства об охране памятников архитектуры и культуры, об особо охраняемых природных территориях. То есть, градостроительное законодательства имеет особое значение в области регулирования использования земель поселений.
Земельный кодекс РФ ст.85. предусматривает, что порядок использования земель поселений определяется в соответствие с зонированием их территорий, согласно градостроительному законодательству.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельные отношения подлежат основной классификации исходя из деления по целевому назначению и категориям всех земель.
в сельскохозяйственном производстве, в промышленности и строительстве, в лесном хозяйстве, при использовании земель поселений и др.
Целевое назначение земель и категории земель установлены Земельным кодексом РФ[22].
Формирование разделения земель по категориям в зависимости от целевого назначения началось еще в дореформенный период в связи с необходимостью государства осуществлять правовое регулирование и контроль за надлежащим использованием и охраной земель.
Также классификацию можно строить и по другим признакам. Например, по субъекту – коммерческое сельскохозяйственные предприятия, арендаторы, коллективы, граждане - садоводы и т.д. такие отношения характеризуются по содержанию прав и обязанностей, определяющих поведение их участников.
Жариков Ю.Г. классифицирует земельные отношения и по функциональному назначению:
Регулятивные и правоохранительные, а так же выделяет разделение земельных правоотношений на материальные и процессуальные.
Земельные отношения могут различаться по степени взаимной обязанности участников, могут быть как партнерскими – равноправными, например, между арендатором и арендодателем и др., так и подчинения одного другому, в которых одна сторона орган управления, управомоченный давать указания землепользователю, добиваться от него каких-либо необходимых действий и т.д.