Земельные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

Ст.9.Конституции РФ[1] о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с этими конституционными положениями должно осуществляться правовое регулирование и государственное управление в этой сфере, поскольку научно обоснованное государственное управление служит средством формирования эколого-правовых отношений.
Указанная статья Конституции РФ закрепляет частную государственную, муниципальную и иные формы собственно

Оглавление

1. Земельные правоотношения……………………………………….3
2. Правовой режим промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения………………………..11
Список используемых источников……………………………………………..18

Файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.                       Земельные правоотношения……………………………………….3

2.                  Правовой режим промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения………………………..11

Список используемых источников……………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Земельные правоотношения

В условиях земельной реформы гарантируется самостоятельность правообладателей земли, расширяются права собственников земли и землепользователей, становится эффективной организация использования земли.

Ст.9.Конституции РФ[1] о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с этими конституционными положениями должно осуществляться правовое регулирование и государственное управление в этой сфере, поскольку научно обоснованное государственное управление служит средством формирования эколого-правовых отношений.

Указанная статья Конституции РФ закрепляет частную государственную, муниципальную и иные формы собственности.

В соответствие с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Приобретение права собственности, как справедливо отмечал О.С. Колбасов, активизирует предпринимательскую деятельность организаций и граждан, о чем свидетельствует и положительный опыт других стран с развитой рыночной экономикой.[2]

С введением института частной собственности на землю и платного землепользования, земельные отношения приобрели новое содержание, поскольку признаны имущественными, земля получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка[3].

Земельные участки признаются недвижимым имуществом, а земельные отношения в связи с использованием и охраной земель – имущественными отношениями – родственные имущественным гражданским отношениям[4].

В связи с расширением оборота земель при купле-продаже, аренде, залоге и других сделках, применение норм гражданского права значительно расширяется, и здесь важно учитывать особенности земельных отношений, в том числе, запреты, установленные земельным законодательством при совершении сделок между собственником земельного участка и его приобретателем при проведении аукционов и конкурсов по продаже земли.

Например, запрет на изменение целевого назначения земли без соответствующего разрешения государственных органов и другие ограничения.

Земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку регулируются как нормами земельного законодательства, так и нормами гражданского законодательства. А наряду с гражданско-правовыми нормами применяются и нормы административного права[5]. Кроме того, нормы конституционного, финансового и иных отраслей законодательства их взаимодействие с земельным, выбор соответствующих норм при правоприменении, имеют важное значение для упорядочения земельных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, решения экологических и других проблем[6].

Земельный кодекс РФ определяет земельные отношения только как «отношения по использованию и охране земель»[7].

Земельные отношения являются основными в природопользовании, регулируются Земельным законодательством РФ. Земельные и иные природоресурсные отношения регулируются:

Конституцией РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, предусматривающие различные формы собственности на земельные и иные природные ресурсы и основные условия пользования ими.

Земельное законодательство так же включает: ФЗ РФ «О мелиорации земель»[8], «О государственном кадастре недвижимости»[9]; горное земельное законодательство – ФЗ «О недрах»[10] и др.

Смежные отношения согласно п.2.ст.3 ЗК РФ – использование и охрана недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, т.е. природоохранительные и природоресурсные отношения регулируются в Российской Федерации ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»[11], «Об особо охраняемых природных территориях»[12], «об экологической экспертизе»[13], Водным, Лесным кодексами и др.

К иному специальному законодательству, предусмотренному п.2.ст.3. ЗК РФ относится ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[14], Градостроительный кодекс[15], «Об уничтожении химического оружия»[16] и др.

Использование земель осуществляется в зависимости от принадлежности земельного участка к определенной категории земель и в соответствие  с установленным для данной категории правовым режимом.

Охрана правового режима земельных участков – система организационных, экономических, правовых, иных мероприятий, направленное на рациональное использование земельных участков, предотвращение необоснованного изъятия земель из оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв,  а также:

- Защита прав собственников земельных участков и иных правообладателей (землевладельцев, землепользователей, арендаторов);

- Разрешение земельных споров;

- Контроль за использованием и охраной земельных участков

Жариков Ю.Г. характеризуя земельные отношения, выделяет элементы данных отношений:

Субъекты пава, объект права, содержание земельных правоотношений и дает классификацию земельным правоотношениям.

Особенностью субъектного состава земельных правоотношений является участие помимо граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц РФ, иностранных юридических лиц,  особого субъекта – Российская Федерация, субъектов РФ, муниципальных образований[17].

Российское государство выступает в двух качествах:

1.      Как орган власти;

2.      Собственник земель, как хозяйствующий субъект.

Как орган власти российское государство  инициировало земельную реформу, установило принципы и порядок ее проведения. Имеет возможность применения силы власти.

              Как хозяйствующий субъект, заинтересовано в производительном и рациональном использовании  своих природных ресурсов. Действует как хозяин земли, организатор ее использования и охраны в интересах общества.

Государственный орган должен не только соблюдать имущественные интересы государства, но и проявлять повышенную заботу о соблюдении всего комплекса нормативных актов, относящихся к земле, чем проявляется государственный контроль за использованием и охраной земель[18].

              Отношения физических и юридических лиц с Российской Федерацией, субъектами РФ. Муниципальными образованиями – как носителями власти в области земельных отношений, строятся на основе норм Конституции РФ, административного права, т.е. имеющих более публичный характер:

- нормы гарантируют судебную защиту прав и свобод;

- возможность граждан обжаловать решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд (ст.46 Конституции РФ);

- право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через представителей (ст.32 Конституции РФ).

По содержанию прав и обязанностей субъекты правоотношений могут иметь статус – собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, обладателей сервитутов.

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)[19].

Земельные правоотношения имеют особый объект – индивидуально -определенный земельный участок, части земельных участков, земля как природный объект и природный ресурс и  все недвижимое имущество, прочно связанное с землей.

Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого, может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами[20].

По имущественным признакам к земле, в качестве ее принадлежности, должны относиться почвенный покров и естественная растительность.

Принадлежностью земли также являются защитные и мелиоративные устройства и посадки, т.к. не имеют особой от земли хозяйственной ценности или же их ценность значительно уступает ценности земли, которую они защищают и улучшают.[21]

В качестве принадлежности земли следует рассматривать здания, сооружения и все, что прочно связано с земельным участком – это одна из тенденций развития земельного законодательства - сближение правового режима земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в целях их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью.

              В этом земельные правоотношения сближаются с гражданскими, среди которых действует институт «главная вещь и ее принадлежность».

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов,  исключается в некоторых случаях, предусмотренных законодательством.

Например, нет такого единства правового регулирования для использования земель поселений, и зданий, строений, сооружений, находящихся на этих землях, т.к. правовое регулирование режима земель поселений развивается не только в земельном законодательстве, но и одновременно в рамках градостроительного законодательства об охране памятников архитектуры и культуры, об особо охраняемых природных территориях. То есть, градостроительное законодательства имеет особое значение в области регулирования использования земель поселений.

Земельный кодекс РФ ст.85. предусматривает, что порядок использования земель поселений определяется в соответствие с зонированием их территорий, согласно градостроительному законодательству.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельные отношения подлежат основной классификации исходя из деления по целевому назначению и категориям всех земель.

в сельскохозяйственном производстве, в промышленности и строительстве, в лесном хозяйстве, при использовании земель поселений и др.

Целевое назначение земель и категории земель установлены Земельным кодексом РФ[22].

Формирование разделения земель по категориям в зависимости от целевого назначения началось еще в дореформенный период в связи с необходимостью государства осуществлять правовое регулирование и контроль за надлежащим использованием и охраной земель.

Также  классификацию можно строить и по другим признакам.  Например, по субъекту – коммерческое сельскохозяйственные предприятия, арендаторы, коллективы, граждане - садоводы и т.д. такие отношения характеризуются по содержанию прав и обязанностей, определяющих поведение их участников.

Жариков Ю.Г. классифицирует земельные отношения и по функциональному назначению:

Регулятивные и правоохранительные, а так же выделяет разделение земельных правоотношений на материальные и процессуальные.

Земельные отношения могут различаться по степени взаимной обязанности участников, могут быть как партнерскими – равноправными, например, между арендатором и арендодателем и др., так и подчинения одного другому, в которых одна сторона орган управления, управомоченный давать указания землепользователю, добиваться от него каких-либо необходимых действий и т.д.

Информация о работе Земельные правоотношения