Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:15, реферат
Сведения кадастрового учета в большинстве стран мира оказывают большое влияние на общую землеустроительную политику страны, поэтому максимально точные сведения о размерах и состоянии земельных ресурсов чрезвычайно важны, а отсюда повышенное внимание к кадастровому учету. Исторически сложилось так, что:
- данные земельного кадастра использовались при разделе, переделе, объединении земельных участков в ходе земельных сделок, на их основе выдавались документы, удостоверяющие право земельной собственности (пользования);
- земельно-кадастровые сведения применялись органами власти различного уровня для принятия управленческих решений в области землепользования (планирования использования земель, контроля земельного обустройства и т.п.);
§2. Зарубежный опыт
учета земельных участков
Сведения кадастрового
учета в большинстве стран
мира оказывают большое влияние
на общую землеустроительную политику
страны, поэтому максимально точные
сведения о размерах и состоянии
земельных ресурсов чрезвычайно важны,
а отсюда повышенное внимание к кадастровому
учету. Исторически сложилось так, что:
- данные земельного
кадастра использовались при
разделе, переделе, объединении земельных
участков в ходе земельных
сделок, на их основе выдавались
документы, удостоверяющие право земельной
собственности (пользования);
- земельно-кадастровые
сведения применялись органами
власти различного уровня для
принятия управленческих
- на основе
земельного кадастра
- материалы земельного
кадастра служили
Таким образом,
как совершенно справедливо замечает
С.Н.Волков, земельный кадастр за рубежом,
включает в себя не только технические
действия, но и определенный земельно-кадастровый
процесс, связанный с регистрацией земельных
участков и иных объектов недвижимого
имущества и сделок с ним[1]. В конечном
итоге сведения, получаемые вследствие
проведения земельного кадастра неразрывно
связаны с понятиями учета, оценки стоимости
земельных ресурсов, оценки состояния
и возможности использования по тому или
иному назначению.
Первоначально
земельный кадастр играл
Следует заметить,
что в зарубежной практике понятие
«кадастр» чаще всего связывают
с понятием «недвижимость». А под
недвижимостью при этом понимается
и дается следующее определение: это общественная
опись, которая содержит данные по количеству,
стоимости, собственности участков земли
и прочего недвижимого имущества, прочно
привязанного (связанного) к земле.
В 1985 г. международная
группа экспертов по кадастру и земельной
информации дала более обобщенное определение
кадастра.
В настоящее
время в зарубежной практике принято
понятие земельного кадастра, утвержденное
ООН совместно с Международной
федерацией геодезистов (FIG) в Богорской
(Bogor, Индонезия, 18–22 марта 1996 г.), а затем
и в Бафертской (Bathurst, Австралия, 22 октября
1999 г.) декларациях, согласно которому
«кадастр – это основанная обычно на земельных
участках (парцеллах) современная земельная
информационная система, содержащая записи
о правах на недвижимость (например, правах,
ограничениях и обязательствах). Обычно
он включает геометрическое описание
земельного участка, связанное с другими
записями, описывающими сущность прав,
собственность или управление в отношении
данных прав и часто стоимость земельного
участка и его улучшений. Кадастр может
быть предназначен для фискальных целей
(например, оценки и равноправного налогообложения),
правовых целей (например, регистрации
передачи права собственности на недвижимость),
для помощи в управлении и использовании
земли (например, планирования и других
административных целей), и создает возможность
для устойчивого развития и охраны окружающей
среды»[2].
Рассмотрим особенности
земельного кадастра в некоторых
странах. В целом мировые кадастровые
системы можно разделить на четыре группы
по странам их применения[3]:
1) страны с
наполеоновской
Здесь характерно
разделение и тесное взаимодействие
земельного кадастра и реестра недвижимости.
В земельном кадастре собирается только
необходимая для целей налогообложения
информация, сгруппированная по земельным
участкам. Специальные сведения, такие
как информация о грунтах, природных ресурсах
и др., собираются в информационных системах
Минсельхоза или Минэкономики. В реестрах
недвижимости, предназначенных для регистрации
и защиты прав собственности путем их
публикации перед третьими лицами, регистрируются
(по собственникам, а не по земельным участкам)
реальные права собственника недвижимости,
юридические акты, интересы третьих лиц
и т. д.
К примеру, несколько
слов об итальянском кадастровом
учете: Кадастровые офисы созданы
на уровне провинций (103 провинции). Сегодня
итальянский кадастр
- создание базы
данных, которые содержат сведения
о кадастровых участках (делятся
на городские и сельские);
- сведения о
владельцах участков, которые идентифицированы
уникальным кадастровым
- сведения об
оценке участка[4].
2) страны с
немецкой системой (страны центральной
Европы): Германия, Австрия, Швейцария;
Для этой группы
стран характерно выделение взаимосвязанных
и взаимоконтролирующих подсистем:
кадастровой, топографо-геодезической
и регистрационной. Так, в Германии существует
реестр собственности, который состоит
из кадастровых карт, документов и записей
о собственности; банк кадастровых карт
и документации по топографо-геодезическим
работам, затрагивающим землепользование
и землеустройство; реестр документов,
в котором хранятся соглашения и прочие
правовые акты, касающиеся права собственности,
ограничений и т. д.
3) скандинавские
страны (страны северной Европы):
Швеция, Дания, а также Норвегия,
Финляндия, Исландия, страны Балтии;
Характерно тяготение
к созданию единого, построенного на
основе точных крупномасштабных топографических
карт, многоцелевого кадастра с централизованным
реестром собственности, созданным
преимущественно по немецкому образцу.
Реестры собственности
Норвежский кадастр
объединен в информационную систему,
содержащую сведения о владениях, владельцах,
адресах и типах зданий. Различные
группы данных могут быть связаны друг
с другом и географически локализованы
через координатные или идентификационные
коды объектов. В Норвегии, равно как и
в Швеции, стандарты описания объектов
и информационные связи между ними установлены
законодательством, а сами системы являются
государственными, и их разработку и внедрение
финансирует правительство[5].
В Дании кадастр
предполагает в основном, картирование
земельных участков в крупном
масштабе. Примечательно то, что
основная функция кадастровой системы
- это идентификация каждого земельного
участка в соответствии с действительным
использованием. Цель кадастра Дании в
прошлом состояла в сборе пошлин с владельцев
земельных участков на основе показателя
качества почв (урожайности). В настоящее
время эта функция кадастра остается ключевой,
но в основе расчетов лежит рыночная цена
участка. Кроме того, в качестве целей
кадастра появились и другие, например
кадастр, является основой для утверждения
законных прав на землю[6].
4) англоязычные
страны: Великобритания, США, большинство
провинций Канады, часть штатов Австралии
и другие страны мира.
Характерно большее
развитие не земельного кадастра, а
системы регистрации прав (регистры
дел), и в этом смысле, с континентальной
точки зрения, в Великобритании земельного
кадастра не существует вообще.
Однако учет
земель в Великобритании ведется
издревле – одна из самых древних
записей нашего тысячелетия, касающихся
землепользования, была произведена
в Англии. Это знаменитое обследование
всей недвижимости Англии, выполненное
в 1086 году по указу Вильгельма Завоевателя.
Результат этого труда был сведен в «Книгу
страшного суда» (Domesday Book), где недвижимость
была описана с помощью показателей, важных
для налогообложения: от семи до восьми
миллионно акров земли насчитывалось
на территории Англии во времена написания
книги. Описание лугов, пастбищ, лесов
и пашен дало множество полезной информации
исследователям о состоянии английского
хозяйства 11 века. Так, графство Корнуэл
было преимущественно пастбищным; графство
Девоншир измерено с точностью до акра.
В качестве инструмента измерения использовался
показатель поголовья скота, которое те
или иные земли могут прокормить[7]. По
сути это была разновидность кадастра,
но только без карты. Она осталась уникальной,
никогда не обновлялась и не развивалась.
В Англии никогда
не было кадастра в европейском смысле.
Фактически можно сказать, что в Великобритании
кадастр содержит только картографическую
информацию о границах участка и составе
недвижимости.
Пытаясь упорядочить
земельные дела, правительство Англии
на протяжении XVIII и XIX веков настойчиво
рекомендовало землевладельцам демаркировать
свои владения каким-либо физическим образом:
забором, канавой, живой изгородью.
Начиная с 1853 года,
картографическая организация Ordnance Survey
(http://www.ordnancesurvey.co.
И в заключение
несколько слов о земельном кадастре США.
Учет земельных
участков, не относящихся к частным
владениям, ведется в США сравнительно
недавно. Попытки систематизации сведений
и замера земельных участков с
целью их кадастрового учета предпринимались
еще в 1785 году. Планировалось для удобства
делить участки на квадраты по миле, и
на земле отмечать границы этих квадратов.
Ответственность за составление и хранение
соответствующих полевых записей и планов
нес Департамент внутреннего хозяйства
федерального правительства тринадцати
колоний (первых тринадцати объединенных
штатов). Однако такой кадастр не был введен[8].
С расширением
территорий объединенных штатов, с
занятием территорий, принадлежавших
Испании, Франции и другим странам,
Конгресс установил, что новые земли
должны быть обследованы, записаны и доступны
для поселения. В 1812 году при министерстве
финансов было создано Главное управление
кадастровых записей для управления положением
этих федеральных земель. В течение 19 века
на фоне дальнейшего расширения территорий
объединенных штатов, было принято множество
земельных актов, включая т.н. хуторальные
законы (ряд подзаконных актов, позволяющих
поселенцам, не имеющим достаточного капитала
для покупки земли в собственность селиться
в хуторах – гомстедах, усадьбах) и горное
законодательство 1872 года.
Необходима была
удобная система передачи земельных
участков из общественного (по существу
бесхозного) фонда частным лицам
и обеспечение защиты их прав владения.
В первые годы освоения европейцами
континента “Общественной регистрации”
как средству защиты частных прав и интересов
в недвижимости уделялось большое значение
– в новых колониях, местные власти в первую
очередь назначали регистрационного чиновника
(инспектора), вводили регистр документов.
Описания первоначальных границ собственности
подготавливались инспектором, а документы
и другие договоры, касающиеся установленных
владений, заносились в общественный регистр,
постоянно открытый для общественного
пользования.
Со временем
этой практике стало уделяться все
меньше внимания, так что многое осталось
недоделанным или совсем невыполненным.
Даже такая важная система, как система
взимания налога на землю, явилась уже
поздней разработкой, созданной независимо,
и функционирующей по сей день с минимальным
уровнем координации между налоговым
управлением и регистрационными бюро.
Информация о земле собиралась в различных,
не связанных между собой бюро, и различных
картотеках. По мере того, как количество
записей возрастало, а сами они усложнялись,
проблема доступности информации, касающейся
конкретных земельных участков, значительно
возрастала.
Информация о работе Зарубежный опыт учета земельных участков