Связь между земельными отношениями и землеустройством, роль государства в их развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Земельные отношения - это общественные отношения людей связанные с распоряжением, владением и пользованием землей. Они являются составным элементом производственных отношений и относятся к экономическому базису общества.
Земельные отношения - отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.

Оглавление

1. Связь между земельными отношениями и землеустройством, роль государства в их развитии……………………………….………..….……....…..3
2. Земельный фонд России, категории земель: определение, структура....5
3. Система землеустройства……………………………………………….....9
4. Правовые основы землеустройства…………………………….………..13
5. Основные этапы развития землеустройства в нашей стране..…....…...16
Список используемой литературы.…....…….……………………………........22

Файлы: 1 файл

о землеустрой.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Проектирование  связывает науку с производством. Проект составляется: 1) на основе задания  на проектирование, специальных изысканий и обследований; 2) в соответствии с действующими инструкциями и положениями; 3) с применением научно обоснованных нормативов; 4) на ограниченный расчётный срок.

Рабочий проект - это техническая документация на конкретные виды работ и участки, предусмотренные проектами землеустройства, с рабочими чертежами, технологиями и сметно-финансовыми расчетами.

Рабочий проект составляется в развитие землеустроительного  проекта на локальные объекты (освоение и улучшение угодий; закладка садов и лесополос, строительство противоэрозионных сооружений, прудов, дорог и др.), для создания которых, как правило, требуются капиталовложения. Входящие в состав рабочих проектов сметно-финансовые расчеты служат основанием для финансирования.

Содержание проектов землеустройства включает ряд конкретных вопросов, подлежащих разработке в данных условиях (составных частей и элементов) и составляющих определенную систему. Составные части проекта - это главные узловые вопросы организации использования и охраны земли на данном объекте, взаимосвязанные и в совокупности составляющие его полное содержание. Разработка его каждой составной части имеет свою специфическую методику. Элементами проекта называют те мероприятия, которые фиксируются на проектном плане, а следовательно, и на местности.

Землеустроительные  проекты составляются в соответствии со следующими принципами:

— последовательность - от общего к частному;

— комплексность, то есть взаимная согласованность его  частей;

— вариантность - разработка и сравнение вариантов для наилучшего;

— на основе научно обоснованной нормативной базы.

Установлен определенный порядок проведения землеустройства, то есть состав и очерёдность действий, называемый землеустроительным процессом, который нужно рассматривать  как процесс производственный, а не только как правовой. В него входят:

— подготовительные работы;

— разработка проекта  землеустройства;

— рассмотрение и утверждение проектной документации;

— перенесение  проекта в натуру;

— оформление и  выдача землеустроительных материалов и документов;

— осуществление  авторского надзора за выполнением  проекта землеустройства собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.

Как видно из состава этого процесса, основной его частью является проект.

В состав землеустроительного проекта  входят следующие документы: 1) графическая  часть: проектный план и другие чертежи; 2) текстовая часть: задание на проектирование; пояснительная записка, технико-экономические расчеты по обоснованию проекта, правовые документы по рассмотрению и утверждению проектной документации.

Составленный, утверждённый и перенесённый в натуру проект подлежит осуществлению. Осуществление проекта включает: разработку плана выполнения намеченных мероприятий и освоения севооборотов; своевременное проведение мероприятий, предусмотренных проектом; поддержание в натуре сохранности проектных границ. Ответственность за выполнение проектов возложена на собственниках земли, землевладельцев, землепользователей, руководителей хозяйств.

Авторский надзор осуществляется специалистами проектных институтов по землеустройству, как завершающий этап землеустройства. Его задача - оказание помощи хозяйствам в выполнении проектов до полной их реализации. Содержание авторского надзора:

— проверка полноты и качества выполнения проектных решений;

— выполнение дополнительных расчетов и уточнение проектных решений, если это необходимо;

— оказание методической и технической  помощи хозяевам земли и специалистам хозяйства;

— выявление и устранение недостатков  в проектировании исходя из практики работ.

При этом ведется журнал авторского надзора, вносятся изменения в графические документы.

Землеустроительные работы в России выполняются системой государственных землеустроительных органов, которые входят в состав Федеральной службы земельного кадастра России. В их составе можно выделить землеустроительную службу, проектно- изыскательские институты по землеустройству и научные учреждения.

Землеустроительная служба - это  административная, управленческая часть  землеустроительных органов. К ней относятся комитеты по землеустройству и земельным ресурсам субъектов РФ и административных районов, то есть всех уровней. Ее основные задачи включают проведение земельной реформы, контроль за использованием и охраной земли, организация землеустройства, ведение земельного кадастра и мониторинга земель.

Непосредственно землеустройство (проектно-изыскательские работы) осуществляются государственными проектными (и научно-исследовательскими) институтами по землеустройству (ГИПРОЗЕМ или НИИГИПРОЗЕМ). Они имеют зональный характер. Каждый из них объединяет несколько областных проектно-изыскательских предприятий. Кроме того, в России имеется система изыскательских и научно-исследовательских институтов по землеустройству и земельному кадастру.

 

4. Правовые основы землеустройства

 

Существенная сторона землеустройства  заключается в том, что оно  всегда имеет правовое содержание. Это выражается в отнесении земельного участка к определенной категории, установлении целей, задач и режима землепользования, определении прав и обязанностей землевладельца, землепользователя (или арендатора), установлении ограничений и обременений (сервитутов). В определенном законом порядке оформляется землеустроительная документация и осуществляется землеустроительный процесс, то есть порядок проведения землеустройства и его регламентация.

Правовой основой землеустройства  является Конституция РФ, земельный  кодекс, федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные  нормативные акты, ведомственные положения, инструкции, методические и технические указания.

Конституция декларирует общий  характер земельных отношений: виды и формы собственности на землю, права и обязанности граждан, порядок распоряжения земельными ресурсами и другие фундаментальные основы земельного строя.

Земельный кодекс - это систематизированный свод норм земельного законодательства, регулирующий земельные отношения в целом. Земельным кодексом определяется официальное понятие землеустройства и его содержание, устанавливаются землеустроительные действия, дается общая регламентация землеустроительного процесса. Помимо земельного кодекса прямое отношение к землеустройству имеют нормы гражданского, лесного и ряда других кодексов РФ.

Среди законов - нормативных актов, принятых Законодательным Собранием, особое значение для осуществления землеустроительных мероприятий имеют законы «О землеустройстве» (2001) и «О земельном кадастре» (2000). Закон «О землеустройстве» определяет основные понятия, задачи и содержание мероприятий, обязательность и основания проведения землеустройства, условия государственного регулирования, контроля и экспертизы землеустроительной документации, а также другие важнейшие положения. Закон «О земельном кадастре», регулируя систему регистрации землепользований, учета и оценки земель, также непосредственно относится к землеустройству в той его части, которая направлена на осуществление земельного кадастра.

Все подзаконные нормативные акты должны соответствовать действующим законам. К подзаконным акта относятся: указы Президента РФ, постановления правительства, распоряжения министерств и ведомств, приказы, инструкции, методические и технические указания, а также распоряжения местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В отличие от законов, устанавливающих  общие нормы для всей территории Российской Федерации, подзаконные акты могут иметь временный характер, ограниченность действия на определенной территории или в рамках какого-либо ведомства. Они касаются, в основном, конкретных землеустроительных мероприятий.

Среди подзаконных актов особое место занимают инструктивные материалы: инструкции, методические рекомендации и др. Инструкция - это руководящие указания, свод правил, устанавливающих порядок и способ выполнения какой-либо работы. Методические указания и технические рекомендации разрабатываются на основе инструкции в целях оказания методической помощи исполнителям работы, обеспечения единообразия ее результатов по форме и содержанию. Инструктивные материалы издаются руководящими организациями в центре и на местах: министерствами, ведомствами, управлениями и др.

Таким образом, правовое содержание землеустройстроительные  действия приобретают в силу того, что производятся во исполнение законов, инструкций и указаний компетентных государственных органов. Землеустройство  проводится в обязательном порядке, если изменились границы землепользования, вновь предоставлен или изъят земельный участок, проводится перераспределение земель в границах сельскохозяйственного предприятия или же существенно изменяется режим использования части предоставленных земель. Также обязательно проведение землеустройства, если выявлены нарушения земель, заметно проявляются процессы эрозии, подтопления, заболачивания и другие негативные процессы.

В соответствии с законом, основаниями  для проведения землеустройства являются решения федеральных или местных органов власти, договоры о проведении работ с землевладельцами и землепользователями, а также судебные решения. Независимо от этого, утвержденные в установленном порядке землеустроительные решения являются обязательными для всех организаций и граждан (независимо от формы собственности на землю).

 

5. Основные этапы развития землеустройства в нашей стране

 

Содержание землеустройства определяется способом общественного производства, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, соответствующих земельных отношений, обусловленных формами собственности на землю и средствами производства.

Во всех исторических формациях  происходит соединение и взаимоприспособление в процессе труда земли и различных средств производства. С появлением собственности и разделением труда между скотоводческими и земледельческими племенами появилась потребность в отграничении земель. С возникновением частной собственности классов люди стали сознательно регулировать земельные отношения, целенаправленно использовать землю.

Землеустроительные действия в  средние века уже носили государственный характер и были связаны с учетом земель, их разделением между землевладельцами (феодалами) и ограничением их.

С развитием капитализма землеустроительные действия направляются не только на укрепление прав земельной собственности, но и на организацию использования земель.

Деятельность по обеспечению этих процессов получила название: землемерие, межевание, поземельное устройство, а в настоящее время - землеустройство.

Исторический опыт показывает, что  землеустройство в руках государства  является орудием, с помощью которого господствующие классы укрепляют свою собственность на землю, решают земельные  отношения. Землеустройство, как механизм аграрной политики, подкрепляется государственными правовыми, экономическими, организационными мерами.

Правовые меры регулируют земельные  отношения на основе земельного законодательства, судебного и административного  права. Экономические - осуществляются с помощью налогообложения, кредитования, целенаправленного финансирования, субсидирования, планирования использования земли. Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путём переселения людей, организации кооперативов, товариществ, подготовки кадров, материально-технического снабжения.

Изучая историю развития землеустройства, следует обратить внимание на то, что  от первоначально юридического и  технического действия землеустройство  перерастает в сложный социально- экономический процесс.

Использование многовекового опыта российского землеустройства позволяет творчески решать современные задачи. Наиболее известными землеустроительными действиями в России являются писцовые описания, генеральное и специальное межевания, поземельное устройство на основе реформ 1861 и 1906 гг.

Писцовые описания проводились  в ХV-XVII вв. для учёта и описания земель, закрепления права собственности  феодала на землю, равномерного обложения  данью и связан с поместным  землевладением.

Генеральное межевание проводилось  с 1765-1861 гг. в целях технического и юридического оформления и обеспечения точное границ дворянского землевладения. Межевание носило обязательный характер. Работы велись землемерными партиями по дачам - участкам земли, ограниченными в натуре. На каждую дачу составлялся план, а на уезд - генеральный план.

С 1779 г. кадры землемеров начала готовить Землемерная школа, преобразованная в 1819 г. а Землемерное училище, на базе которого в 1835 г. был организован Межевой институт, ныне - Государственный университет по землеустройству.

Специальное межевание проводилось, начиная с 1806 г. Оно имело целью  повысить интенсивность помещичьего  хозяйства и обеспечить развития рыночного оборота земли. Общие дачи генерального межевания развёрстывались на дачи отдельных землевладельцев.

Поземельное устройство проводится на основе реформы 1861 г. Цель реформы освободить крестьян от крепостной зависимости, передать в их владение часть помещичьих земель и за счет этого повысить заинтересованность крестьян в увеличении производства. Земля предоставлялась за денежный выкуп. Проводилось составление уставных грамот, определение размеров выкупных платежей отвод земельных наделов в на туре, разверстание и ограничение крестьянских земель от помещичьих владений. Крестьянская реформа превращала Россию из феодально-крепостнической в буржуазно-капиталистическую стран у.

Целью Столыпинского землеустройства  было превращение крестьянского  общинного землевладения в индивидуальную собственность, образование хуторов и отрубов.

Информация о работе Связь между земельными отношениями и землеустройством, роль государства в их развитии