Субъекты земельных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:05, реферат

Краткое описание

В правовых отношениях участвуют люди и образуемые ими для своих частных и общественных целей организации: государство и его органы, предприятия, учреждения, общественные объединения граждан, религиозные организации. Для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными качествами, признаваемыми или установленными законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения.
Совокупность этих качеств и образует понятия субъекта права и правосубъектности лица либо организации. При этом качества субъекта права (правосубъектности) различаются для разных групп отраслей права как по условиям их возникновения (например, в зависимости от возраста человека), так и по своему содержанию - возможностям правообладания, например, правами имущественными, личными или властными правами руководства. Таким образом, субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

Файлы: 1 файл

Субъекты земельных правоотношений.docx

— 27.71 Кб (Скачать)

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что субъекты земельных  правоотношений могут быть классифицированы:

• по юридическому перечислительному  методу: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования;

• по гражданско-правовому  основанию: собственники земельных  участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы (данное деление введено  п.3 ст.5 ЗК РФ, где определены основные понятия и определения для  целей ЗК РФ).

По действующему земельному законодательству предусмотрены следующие  виды прав на землю: собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное  наследуемое владение, безвозмездное  срочное пользование, аренда земельных участков, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут).

Соответственно в Земельном  кодексе РФ используются следующие  понятия по отношению к лицам, обладающим правами на земельные  участки: собственники земельных участков, землепользователи (лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  на праве безвозмездного срочного пользования), землевладельцы (лица, владеющие и  пользующиеся земельными участками  на праве пожизненного наследуемого владения), арендаторы земельных участков и обладатели сервитута.

Субъектный состав земельных  правоотношений регламентируется Земельным  кодексом РФ, однако может уточняться в иных нормативно-правовых актах. Участниками земельных отношений являются (п.3 ст.5 ЗК РФ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (Градостроительный кодекс РФ называет их «правообладателями земельных участков»). Их права на землю, в зависимости от категории этой земли, имеют некоторую специфику .

В составе земельного фонда  России выделяется, например, категория  земель лесного фонда. Права пользования  участками лесов как входящими, так и не входящими в лесной фонд, возникают (ст.24 Лесного кодекса  РФ) на основании договора аренды, безвозмездного пользования, либо концессии такого участка, а сами субъекты такого права  называются лесопользователями.

Тесная связь существует между водными объектами и  землями водного фонда. Договор  пользования водным объектом может  быть заключен (ст.55 Водного кодекса  РФ) на краткосрочное пользование (на срок до трех лет), на долгосрочное (ст.42 ВК РФ) пользование (от трех до двадцати пяти лет), либо на установление частного водного сервитута. Субъекты такого права называются водопользователями.

Земельные участки, предоставленные  в пользование, пожизненное наследуемое  владение или аренду, находятся в  чьей-либо собственности – государства  или муниципального образования, юридического или физического лица. Это объединяет перечисленные права на землю, а  также право сервитута. В гражданском  праве они называются вещными  правами лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК РФ). Они имеют целый ряд  общих свойств.

Только обладание земельным  участком на праве собственности  предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и  распоряжения земельным участком, все  иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении  этих прав.

В соответствии со ст.264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником  земельного участка, осуществляет принадлежащие  ему права владения и пользования  участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором  с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом  или договором.

В соответствии с п.3 ст.216 ГК РФ переход права собственности  на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения  иных вещных прав на это имущество. Это правило повторено в ст.275 ГК РФ в отношении сохранения сервитута  при переходе прав на земельный участок. Точно так же должно сохраняться  право пользования и право  пожизненного наследуемого владения земельными участками, если, к примеру, эти участки  при разграничении государственной  собственности на землю перешли  из федеральной собственности в  собственность субъекта РФ.

Перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками, в ч.1 ст.216 ГК РФ не является закрытым. Однако Земельный кодекс РФ предусматривает только те иные, кроме собственности, права на землю, которые прямо названы в Земельном кодексе. В частности, не применяется по отношению к земельным участкам предусмотренное гражданским законодательством право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом .

Вещные права лиц, не являющихся собственниками, защищаются от их нарушения  любым лицом в порядке, предусмотренном  ст.305 ГК РФ, то есть даже и в случае нарушения прав указанного лица собственником  имущества. Субъекты прав на земельные  участки обладают определенным объемом  субъективных гражданских прав, подлежащих юридической защите. В свою очередь, объем указанных субъективных прав в каждом случае определяется видом  вещного или иного права на земельный участок, принадлежащего соответствующему субъекту.

Конституционность норм ЗК РФ в части возможностей иностранных  граждан и юридических лиц  приобретать в собственность  земельные участки вызывает ряд  сомнений.

Конституция РФ закрепляет большинство субъективных прав как за гражданами РФ, так и лицами без гражданства (апатридами) и иностранными гражданами, используя при этом термин «каждый». В России каждый, находящийся в пределах ее границ, имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право иметь имущество в собственности (ст. 35) и т.д. Субъектами этих прав являются все лица, находящиеся в границах России, независимо от их пола, гражданства, национальности и т.д. В этом проявляется «национальный режим», т.е. уравнение в правах граждан РФ, иностранных граждан и апатридов.

Однако ряд субъективных прав предоставляется только гражданам  России: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст.32), право  собираться мирно без оружия, проводить  собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31) и  т.д. В соответствии с ч.1 ст.36 Конституции граждане и их объединения (т.е. юридические лица) вправе иметь в частной собственности землю. Если бы такое право принадлежало также апатридам, иностранным гражданам (их объединениям) и юридическим лицам с иностранным участием в тексте статьи использовался бы термин «каждый».

Среди перечисленных категорий  отсутствуют лица, которым выданы свидетельства на право собственности  на земельную долю. Они также выступают  участниками земельных отношений, хотя и не располагают участком, выделенным в натуре в счет принадлежащей  им земельной доли, поскольку этот участок входит в земельный массив, находящийся, как правило, в пользовании  сельскохозяйственной организации (п.5 ст.79 ЗК РФ). Но, несмотря на то, что в  п.6 ст.27 ЗК РФ по поводу оборота земель сельскохозяйственного назначения сделана отсылка к соответствующему Федеральному закону, Кодекс все же содержит ряд правовых норм по данным землям. Другое дело, что они разбросаны по всему Кодексу, в то время как в ЗК 1991 года их расположение было более компактным.

Прежде всего, о данных землях упоминается в специальной  гл.14 «Земли сельскохозяйственного  значения» и, кроме того, в отдельных  статьях Кодекса. Так, в ст.33 ведется речь об установлении предельных норм предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам. Нормы статей гл.7 «Прекращение и ограничение прав на землю» распространяются на них в полном объеме. Статья Закона о введении в действие Земельного кодекса запрещает менять целевое назначение сельскохозяйственных угодий и предоставлять их иностранцам в собственность.

Собственность в юридическом  смысле предполагает персонификацию, следовательно, для того, чтобы выступать  субъектом права собственности, народ должен иметь юридически оформленное  организационное единство в виде государства, юридического лица и т.д.

В статье 5 ЗК РФ при перечислении участников земельных отношений  ни «народ», ни «общество» не упоминаются, но при этом и ЗК РФ, и другие федеральные  законы выделяют особого субъекта земельных  отношений - лица и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Земельные участки, на которых  коренные малочисленные народы занимаются традиционным природопользованием, принадлежат  к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и предоставляются  лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов (являются разновидностью некоммерческих юридических лиц) в безвозмездное пользование. В случае изъятия таких участков для государственных или муниципальных нужд, взамен них предоставляются равноценные, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в  отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, установлен в ст.125 ГК РФ. От имени Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  могут своими действиями приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права и  обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований  своими действиями могут приобретать  и осуществлять указанные права  и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

Под муниципальным образованием следует понимать городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, предусмотренную  Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени  могут выступать государственные  органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и  граждане.

Муниципальную собственность  на землю надо рассматривать как  собственность муниципальных образований  в пределах их черты. Однако не все  эти земли находятся в муниципальной  собственности; они определяются методом  «вычитания» федеральных земель, земель субъекта Федерации и частных  земель. В «остатке» остается чисто  муниципальная собственность. Местному самоуправлению Земельный кодекс отвел  роль просителя, не предоставив ему  абсолютной самостоятельности в  решении земельных вопросов. Тем  самым нарушен конституционный  принцип: самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130 Конституции РФ).

 


Информация о работе Субъекты земельных правоотношений