Развитие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

История российского земельного права – история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматриваются земельно-правовые отношение двух последних веков, начиная с освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. до возврата права частной собственности на землю в наше время. Основные земельные преобразования в России, коренным образом изменившие ее земельно-правовой строй, берут свое начало с реформы 1861 г. Социально-политическая атмосфера середины XIX в. объективно вела к необходимости отмены крепостного права, которое себя изжило как морально, так и экономически.

Оглавление

Введение…………….…..……………..………………………………………….…3
1. Российское земельное право до 1917г. …..…………….……………………….4
2. Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг………………..……14
3. Современная земельная реформа……………………………………………….21
Заключение…………………..……………………….………………...………..…25
Список литературы………………………………...……………………..……….26

Файлы: 1 файл

контрольная Microsoft Office Word.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

После принятия Общих начал землепользования и  землеустройства 1928 г. законодательство РСФСР базировалось на законодательстве Союза ССР, направленном на упрочение  земельно-правового строя, сложившегося в результате принятия Общих начал 1928 г. Среди нормативных правовых актов, направленных на защиту права землепользования колхозов, важную роль сыграл Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. В ст. 2 и 3 Устава было записано, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый массив, который не должен уменьшаться. На обеспечение устойчивого землепользования колхозов было направлено и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».

В период индустриализации, требовавшей новых земельных  территорий для промышленности и  строительства городов, которые  отводились для этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли специальное Положение об изъятии земель для государственных и общественных надобностей, допускавшее изъятие участков лишь необходимого размера и обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым передавались земли, возместить вызванные изъятием земель убытки. В тот же период принимаются акты, посвященные правовому режиму несельскохозяйственных земель: Положение о землях, предоставленных транспорту, от 7 февраля 1933 г., Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест».

В послевоенный период активизируется работа по кодификации  земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные, как  и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. Что касается первого направления, то в июле 1946 г. Совет Министров СССР принял решение возобновить прерванную войной работу по подготовке проекта Основ землепользования СССР. К 1948 г. такой проект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрение законодательных органов он вынесен не был. Затем началась работа по подготовке проекта Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, первый вариант которых был подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы над проектом этого закона в 1960 г. создается представительная комиссия из практических работников и ученых. Работа над проектом Основ земельного законодательства завершается к концу 1968 г. 13 декабря этого года данный закон принимается Верховным Советом СССР и вводится в действие с 1 июля 1969 г. От Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г. Основы земельного законодательства отличались тем, что они содержали больше земельно-правовых институтов. Что же касается сути земельно-правового строя, основанного на праве собственности на землю исключительно государства, то Основы целиком и полностью восприняли и укрепили это основополагающее полоскание.

На базе и  в развитие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в течение 1970—1971 гг. во всех союзных  республиках, в том числе и в РСФСР, принимаются земельные кодексы. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. действовал до 1990 г., когда под влиянием экономических реформ и, в частности, земельной начинает изменяться и земельное законодательство. 28 февраля 1990 г. были приняты Основы Союза ССР и союзных  республик «О земле», которые, хотя кардинально и не реформировали земельно-правовой строй России, но внесли в него ряд существенных изменений, связанных в первую очередь с началом аграрной реформы и возникновением крестьянских (фермерских) хозяйств. Существенное изменение земельно-правового статуса колхозов и совхозов заключалось в том, что их члены (работники) при желании создать крестьянское (фермерское) хозяйство получили право на земельные участки из состава земель сельскохозяйственных организаций. Принципиально новыми положениями данного закона стали введение платности землепользования и нового вещного права на земельные участки для граждан — права пожизненного наследуемого владения как прообраза права частной собственности на землю.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

3. Современная  земельная реформа.

 

Первые правовые акты земельной реформы были приняты  еще бывшим Союзом ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю.         

 Основы законодательства  о земле не ввели право частной  собственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.          

 Это было  сделано на основе ст. 12 бывшей  Конституции РСФСР 1978 г., в которую  в 1990 г. были внесены изменения  и было предусмотрено право  частной собственности граждан  на землю. Но это право было  очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.         

 Было предусмотрено  создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.         

 В 1990—1991 гг. велась разработка нового  Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г.  он был принят. Это — основной  земельный законодательный акт, в котором урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения нового земельного строя.         

 Но Кодекс  не мог выйти за рамки Конституции,  в которой был установлен 10-летний  мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.         

 Серьезнейшей  новизной и революционным завоеванием  ЗК РСФСР явилось установление  судебного разрешения всех земельных  споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).          

 Президент  Российской Федерации решил регулировать  ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении  в другую местность;

— при передаче в собственность по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную  перерабатывающую промышленность.         

 Колхозники, работники совхозов получили  право продавать свои участки  другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.          

 Таким образом,  права указанных граждан на  продажу земельных участков были  расширены по сравнению с Конституцией  и ЗК РСФСР.         

 Из названных положений  Указа исходило и постановление  Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 1991 года о реорганизации  колхозов и совхозов, в котором  предписывалось колхозам и совхозам  перерегистрироваться в новые  формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.          

 Законодательными  актами Верховного Совета Российской  Федерации регулировались и регулируются  плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.          

 Законодательный  орган — Верховный Совет Российской  Федерации, со своей стороны,  принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:

— личного подсобного хозяйства;

— садоводства;

— дачного строительства;

— индивидуального  жилищного строительства.         

 Конституция  и Закон не позволяли регулировать  земельные отношения с учетом  требований земельной реформы.  Поэтому Президент Российской  Федерации стал регулировать  их в указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулирований земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ.

24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации  принял Указ № 2228 о приведении  законодательства Российской Федерации  в соответствие с Конституцией  РФ. Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях Государственной  программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два раздела "4" и "4 10", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных  прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще более расширяет земельную  реформу. Указом предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Для истории  нашей страны, ее внутреннего развития был более свойствен путь эволюционного движения, хотя она сотрясалась не раз и такими  взрывами, как разинщина или пугачевщина. Однако только в XX веке происходят одна за другой мощные революции, коренным образом преобразующие облик как нашей страны, так и всего мира. На протяжении веков и тысячелетий менялись государства и правовые системы на территории нашей страны. Под влиянием внутренних и внешних факторов они возникали и погибали. Не раз в тяжком положении оказывалась и Русь. Но после страшных испытаний она вновь поднималась, отстаивая и свое право на существование и неся освобождение другим народам. В наше время страна переживает опять острый кризис.

К середине 90-х  гг. сложилась многоуровневая система земельного законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие в указанных пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам, с другой, а также все остальные подзаконные акты. Такое состояние законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.

В  связи с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими.  Все это обусловило необходимость разработки нового Земельного кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. История отечественного  государства и права. Учебник  для вузов/  Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.

2. Земельное право. Учебник  для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г

 


Информация о работе Развитие земельного права