Проблема земельных отношений в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать земельные отношения в современной России и отметить роль государства в их регулировании. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Исследовать особенности предложения земли, особенности спроса и предложения на рынке земли и их динамика, что такое земля, отметить ее особенности как основного фактора производства, перечислить, что относится к данному фактору;
Описать существующие формы хозяйствования в АПК, выделить основные из них, оценить их эффективность;
Проанализировать и описать проблемы и особенности земельных отношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Земельные отношения в современной России…………….......... 5
Рынок земли: основные определения, особенности спроса и предложения …………………………………………………....... 5
Рента и ее виды. Проблемы взимания ренты…………………… 9
Глава 2. Государственное регулирование земельных отношений в России.……………………………………………………………………….. 14
2.1. Проблемы и особенности земельных отношений в России............................................................................................................... 14
2.2. Государственное регулирование земельных отношений в РФ…………………………………………………………………………….. 19
Заключение ………………………………………………………………… 24
Библиографический список ………………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 161.44 Кб (Скачать)

 

2.2. Государственное регулирование земельных отношений в РФ.

Значение земельных ресурсов в жизни общества трудно переоценить. С одной стороны, земля - это базис, основа различных экономических  отношений. С другой - объект природы, один из ее ценнейших элементов, который  требует бережного отношения.

Земельные отношения немыслимы  без государственного их регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных  форм земельной собственности и  хозяйствования на земле, правильному  проведению земельной реформы. Ошибки в этом недопустимы.

 Земельные отношения  в Российской Федерации должны  в первую очередь опираться  на Земельный кодекс. Он призван  не только отражать проводимую государством земельную политику, но и исходить из теоретических положений о роли земли в общественном производстве, организации рационального землевладения и землепользования, концепции научно обоснованного землеустройства.

Рост городов, стремительная  индустриализация - все это повлекло переоценку роли и значения земли  в жизни общества. На примере развития крупных российских городов мы можем  говорить о том, что природный  потенциал земли в настоящее  время для большинства субъектов  экономической деятельности не представляет существенного значения. Сельскохозяйственные, лесные и иные земли, субъекты экономической деятельности, стремятся использовать в промышленных, строительных и иных целях. С одной стороны, наличие подобной ситуации говорит о развитии российской экономики. С другой стороны, «закатывая землю в асфальт», мы негативным образом влияем на экологию, снижаем сельскохозяйственное производство. При этом в одних случаях такая ситуация - результат злоупотребления со стороны отдельных представителей органов власти, в других - сознательная политика5.

В любом случае мы должны говорить о необходимости единообразного регулирования отношений по использованию  земель, будь то цели, связанные со строительством или же с развитием сельскохозяйственного  производства. Законодательно нельзя допускать наличие таких ситуаций, чтобы недобросовестные участники земельных отношений, путем принятия различных актов местного уровня, вводили в оборот все земли независимо от их режима и природоохранного значения6. Отчасти данная ситуация имеет место по причине чуждости современному российскому обществу в целом проблем охраны окружающей среды7. Как справедливо замечает В.А. Горемыкин, «вопрос о том, может ли земля участвовать в гражданском обороте, в настоящее время перешел из теоретической области в практическую, однако следует иметь в виду, что земля с ее почвенным покровом, являясь уникальным и при этом ограниченным и невосполнимым природным ресурсом, не может не рассматриваться в качестве общественного достояния, независимо от того, кому она принадлежит. В то же время земля как товар - это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности и имеющий определенные качественные и количественные характеристики»8.

В связи с этим, как пишет С.П. Гришаев, «регулирование земельных отношений предполагает определенную специфику, включающую участие публично-правовых образований в таком регулировании, а также наличие определенных ограничений и запретов. В то же время это не означает введения необоснованных ограничений на участие земли в гражданском обороте»9. В той же работе автор указывает, что «земельный участок является особой разновидностью недвижимого имущества, и его правовой режим отличается от правового режима других недвижимых вещей»10. Подобную характеристику земли мы можем встретить в работах А.В. Дегтева, который указывает, что «земля - недвижимость особого рода, которая требует особого правового регулирования, отличающегося от регулирования другого имущества. Отнесение части земельных отношений к гражданскому праву основано на ошибочном определении, данном в статьях 128 и 130 Гражданского кодекса РФ, где земля называется недвижимым имуществом наряду с другим имуществом, не имеющим уникальных особенностей земли. Поэтому необходимо проведение работы над изменением Гражданского кодекса РФ и приоритета земельного права в регулировании земельных отношений перед нормами гражданского права...»11.

Федеральным законом N 435-ФЗ усовершенствовано правовое регулирование невостребованных земельных долей. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Помимо вышеперечисленного, данным Федеральным законом уточнены полномочия общего собрания участников долевой собственности. В частности, теперь такое собрание может уполномочить выбранное им лицо без доверенности действовать от имени собрания по вопросам, относящимся к компетенции собрания, что существенно сокращает время проведения тех или иных операций. Принятие Федерального закона N 435-ФЗ создало предпосылки для консолидации земель в сельском хозяйстве, что имеет огромное значение для повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.

Российская земельная  реформа, обусловленная необходимостью отказа от господствующих в советскую  эпоху методов голого администрирования  в области управления экономикой, в том числе и в области  регулирования земельных отношений, преобразила содержание всей системы  земельных отношений. С изменением содержания общественных отношений  по поводу земли происходят изменения в предмете и задачах земельного права. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой гарантируется хозяйственная самостоятельность правообладателей земли, расширяются права собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, становится более эффективной организация использования земли и землеустройства. Земельные участки признаются недвижимым имуществом, а земельные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной земель,— имущественными отношениями, т. е. во многом родственными имущественным гражданским отношениям. Поэтому при регулировании земельных отношений допускается применение норм гражданского права, однако, с учетом особенностей земельного и иного природоресурсного законодательства. Административно-правовые нормы если и применяются при регулировании земельных отношений, то ограничиваются сферой государственного управления в этой области, поскольку земельная реформа осуществляется в России по инициативе государства и под его руководством, но на демократической основе, закрепленной в Конституции Российской Федерации.

Среди всех выше приведенных  мнений, общим является следующее: земля - это ограниченный природный ресурс, который должен быть подвергнут ограничениями, особого рода, в своем обороте. При этом заметим, что не только установление, но и реализация таких ограничений - это результат применения публично-правовых методов правового регулирования земельных правоотношений. Также в данном контексте отметим одну особенность земельного участка как объекта недвижимости. Например, в отношении жилого дома мы можем говорить, что он создан людьми в силу использования определенных факторов. В отношении же земельного участка мы можем говорить исключительно о присвоении, которое при этом удостоверено государством. Данный вывод сделан, в том числе не без учета мнения Л. Эннекцеруса, который отмечал, что «земельному участку по его природе не присуща обособленность, которая позволила бы ему выступать в качестве вещи, так как земля относится к тем вещам, которые юридически имеют отдельное существование, а физически - нет. Решающим для вопроса о том, действительно ли определенная часть земной поверхности рассматривается только как часть земельного участка, или как целый земельный участок, или как ряд земельных участков, или как отдельные части различных земельных участков, является не единое или различное хозяйственное назначение земель и не расположение и взаимное их соотношение, а (по общему правилу) то, как земли занесены в поземельную книгу. Занесенный в поземельную книгу как единый, земельный участок признается отдельной вещью, хотя бы он состоял из ряда не граничащих друг с другом частей»12.

Если просмотреть особенности  правового регулирования земельных  отношений, то можно отметить следующее. На протяжении долгого промежутка времени, без малого весь советский период развития нашей государственности, право собственности на землю, а также иные природные ресурсы было монопольно закреплено за государством. Граждане, хозяйствующие субъекты имели возможность использовать землю исключительно на ограниченных правах, хотя в их рамках существовала возможность наследования (в данном случае речь идет о праве пожизненного наследуемого владения). Наличие монопольной собственности государства на землю отражало и общие подходы к пониманию того, как должна была быть организована система управления земельными ресурсами на территории Советского государства. Фактически речь шла о том, что такая система отсутствовала.

Совершенствование всей системы  земельных отношений в сельском хозяйстве является центральным  звеном осуществляемой в настоящее  время аграрной политики. Этот процесс  предполагает изменение существующих отношений владения, пользования  и распоряжения земельными угодьями, а также повышение экономической  эффективности платы за землю.

С учетом изложенного, указанные особенности должны быть учтены законодателем при дальнейшем совершенствовании законодательства в области оборота земли.

 

 

Заключение.

 

Основываясь на проведенном курсовом исследовании, можно сделать следующие  выводы:

В первой главе были описаны земельные  ресурсы, их особенность как фактора  производства, рынок труда, формы хозяйствования в агропромышленном комплексе и эффективность их хозяйствования. Будучи активным элементом производительных сил общества, земля имеет ряд особенностей, характеризующих ее как уникальное средство производства, существенно отличающееся от всех остальных. Она основа сохранения всего живого на планете, в том числе человека, а также природных ресурсов и элементов экономической среды, обеспечивающей ее функционирование в качестве средства производства.

Как элемент окружающей среды земля  проявляет природно-географическую и территориальную обусловленность: она пространственно ограничена и ее конкретные участки и площади  расположены в определенной местности.

Почвенное плодородие является важнейшим свойством земли. Оно определяет общую продуктивность биоценоза и урожайность сельскохозяйственных культур. Почвенное плодородие служит средством производства в сельском хозяйстве.

 Определенное местоположение  земли сочетается с ее размещением  в различных географических зонах.  Земля имеет территориальную  протяженность, неоднородна по  рельефу, ландшафту и плодородию. Для каждой земельной территории  характерны свои заданные природно-климатические  условия.

Сегодня перед аграрным производством  стоит задача обеспечить устойчивость землепользования на основе организационно - экономических и правовых методов. В результате мирового финансового экономического кризиса сельское хозяйство России поставлено в условия, при которых рост производства аграрной продукции, повышение его эффективности - не просто декларативные тезисы, это условия выживания.

Низкая эффективность землепользования в сельском хозяйстве в настоящее  время обусловлено тем, что применяемые  экономические методы не позволяют обосновать адекватные управленческие решения в кардинально изменившихся экономических условиях. Если рассматривать три основные группы товаропроизводителей: личные (подсобные) хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные предприятия каждый в отдельности, то можно сделать ошибочный вывод, что производство в личных (подсобных) хозяйствах более эффективно. Однако анализ эффективности использования земли требует глубокого подхода, причина которого экономическая взаимосвязь между личным подворьем и сельскохозяйственным предприятием. На сегоднешний день сельское хозяйство следует рассматривать не только как многоукладный сектор экономики, но и как смешанный сектор. При этом нельзя игнорировать то, что сельхозпредприятия и личные хозяйства дополняют друг друга, являются комплементарными.

Во второй главе были рассмотрены  вопросы проблем и особенностей земельных отношений, эффективность  земельного законодательства и государственное  регулирование земельных отношений.

Земельные отношения — результат  длительного общественного развития практики использования и охраны земель, применяемых форм собственности  и хозяйствования, приоритетных способов устройства территории. Они определяются национальными, социальными, экономическими и иными особенностями реализации функций земли как природного ресурса, средства производства, объекта  имущества. Основу земельных отношений  составляют факторы материального  порядка: количество и качество земли, ее местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.

 

Библиографический список.

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 ст.9 (ред. Законов РФ о  поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008  № 7-ФКЗ)
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ // Информационно-правовая система "КонсультантПлюс".
  4. Буздалов И. Земельный оборот как условие эффективной системы аграрных отношений // АПК: экономика и управление-2007-№10.
  5. Волкова Н., Широкова Е. Формы хозяйствования и эффективность землепользования // АПК: экономика и управление-2003-№5.
  6. Дегтев А.В. Земля - объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. 2005. N 8.
  7. Комов Н. Государственное регулирование земельных отношений в рыночной экономике // АПК: экономика и управление-1999-№3.
  8. Горемыкин В.А. Российский земельный рынок: Учеб. и практ. пособие. М.: Инфра-М, 1996
  9. Гришаев С.П. Гражданско-правовой режим земельных участков // Цивилист. 2006. N 4.
  10. Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Т. 1. Полутом 2. М.: Издательство иностранной литературы, 1950. С. 14.
  11. Минсельхоз не сдает ни пяди земли // Коммерсантъ. 2008. 5 авг. N 136(3953).
  12. Нечаев В., Барсукова Г. Повышать эффективность использования земельных долей // АПК: экономика и управление-2009 №4.
  13. Ушачев И. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика и управление-2009-№3.
  14. Югай А. Землепользование в аграрной сфере // АПК: экономика и управление-2005-№11.
  15. Волков С.Н. Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2007.
  16. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учебник - М.: Дело - 2002
  17. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики : учебник – 2-е изд., изм. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2011 г. – 330 с.
  18. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории: Учебник - Мн.: Интерпрессервис, 2003
  19. Ермишин П.Г. Основы экономической теории [электронный ресурс]. Режим доступа: http://enbv. narod.ru/text/Econom_theory/ermishin_osn_teor/str/54.html
  20. Писакина О. Собственность на землю и ее экономическая реализация в условиях рыночной системы хозяйствования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sseu.ru/netcat_files/image/referat-Pisakina (2). doc
  21. Полюбина И. Формы хозяйствования в АПК: вопрос стабилизации и развития [электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib. altstu.ru/elib/books/files/pa2000_3/pages/16/pap_16.html
  22. Волков С.Н. Земельные отношения в России [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.guz.ru/media/file/rekdoc/46. doc
  23. http://www.gks.ru
  24. http://www.consultant.ru

Информация о работе Проблема земельных отношений в современной России