Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

В действующем Земельном Кодексе РФ целая глава посвящена закреплению правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим использования данных земель, кроме ЗК РФ, регулируется также специальным Федеральным законом от 24 июля 2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. от 7 июля 2003г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004г., 7 марта, 18 июля 2005г.).

Оглавление

овой режим земель сельскохозяйственного назначения…………...4
Задача № 1…………………………………………………………………..8
Задача № 2…………………………………………………………………..9
Задача № 3…………………………………………………………………11
Список использованной литературы……………………………..……...12

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 

Контрольная работа. 
 

По дисциплине: Земельное право

На тему:    «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения» 
 
 
 

                                                                              
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2012г. 

Содержание:

  1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения…………...4
  2. Задача № 1…………………………………………………………………..8
  3. Задача № 2…………………………………………………………………..9
  4. Задача № 3…………………………………………………………………11
  5. Список использованной литературы……………………………..……...12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

      
         В действующем Земельном Кодексе РФ целая глава посвящена закреплению правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим использования данных земель, кроме ЗК РФ, регулируется также специальным Федеральным законом от 24 июля 2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. от 7 июля 2003г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004г., 7 марта, 18 июля 2005г.). Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, назначением которых является их целевое использование в сельскохозяйственном производстве: это земельные участки, находящиеся за чертой поселений и в настоящее время используемые для непосредственного ведения сельскохозяйственного производства. 
 
          Необходимо отметить, что если для ведения сельскохозяйственного производства используются земли, находящиеся на территории поселений или на территории земель лесного фонда, то на них распространяются соответствующие правовые режимы. В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные угодья (самые ценные, плодородные земельные участки) и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья, в свою очередь, состоят из участков земли определенного хозяйственного использования (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетние плодовые насаждения). 
 
          Несельскохозяйственные угодья представляют собой земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, к несельскохозяйственным угодьям относятся овраги, болота и прочее. Статьей 78 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень субъектов, которым предоставляются земли сельскохозяйственного назначения.

     Во-первых, к ним относятся граждане, в  том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Для признания граждан субъектами прав на земли сельскохозяйственного назначения требуется наличие нескольких признаков: внешняя обособленность, персонификация, способность вырабатывать и осуществлять персонифицированную волю, реальное участие в правоотношениях. 
 
          Согласно статье 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

     Право на создание фермерского хозяйства  имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства. Членами фермерского  хозяйства могут быть:

     1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки  и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех  семей. Дети, внуки, братья и  сестры членов фермерского хозяйства  могут быть приняты в члены  фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

     2) граждане, не состоящие в родстве  с главой фермерского хозяйства. 
 
          Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 июля 2003г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 
 
          Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

     Во-вторых, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться различными юридическими лицами: как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Они подлежат государственной регистрации, действуют на основании учредительных документов, приобретают права и принимают обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законами и учредительными документами (статьи 49 - 53 ГК). 
 
          В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

     В-третьих, земли сельскохозяйственного назначения предоставляются казачьим обществам.  Казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы (ст. 2 Федерального закона от 5 декабря 2005г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".

     И наконец, в-четвертых, земли сельскохозяйственного  назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений, а также общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 1999г.

     N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных  малочисленных народов Российской  Федерации" коренные малочисленные  народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

     Под общинами же данных малочисленных народов  понимаются формы самоорганизации  лиц, относящихся к малочисленным  народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

     Согласно  статье 8 названного Закона малочисленные  народы, объединения малочисленных  народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

     Законом предусмотрена возможность использовать земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, без перевода их в другую категорию. Однако такое использование должно осуществляться только при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства. 

     Под рекультивацией понимается комплекс мероприятий  по восстановлению плодородия почвы, возвращению  народному хозяйству участков земли, нарушенных горными, строительными работами. Главная особенность земель сельскохозяйственного назначения состоит в том, что земли здесь выступают в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота. Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат еще большей охране.

     Задача 1.

     По  проекту протокола о распределении  функций по управлению землей и другим природным ресурсам к ведению  областной администрации отнесено управление и распоряжение землями, занятыми аэропортами регионального  и местного значения, детскими дачами и садами предприятий федерального значения, отведенными для размещения бань, прачечных, аптек, кинотеатров и других театров. По поводу этих записей в протоколе возникли разногласия в части отнесения земель к землям федерального, регионального и муниципального значения. Какими документами следует руководствоваться при решении подобных разногласий? Какое решение может быть принято по ним?

     Ответ: При решений возникших разногласий необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу по отношению к протоколу, то есть нормативно-правовыми актами субъекта, и федеральными актами, и в первую очередь Земельным Кодексом РФ, который устанавливает, что к ведению федеральных органов отнесено управление землями, используемыми для федеральных нужд, в данном случае это аэропорты местного и федерального значения, сады федеральных предприятий. В ведение областной администрации должны перейти согласно Кодексу детским дачами и театрами, кинотеатрами, все остальные земли, как правило, относятся к собственности муниципального образования, на территории, которого находится земельные участки, и управление ими находится соответственно в ведении этого муниципального образования.  

     Задача 2.

     Тракторист  совхоза «Знамя Востока» Волков решил выйти из совхоза и создать крестьянское хозяйство по выращиванию зерновых культур. Однако ему было отказано в создании такого хозяйства, потому, как, было указано в решении администрации района, он не обладает необходимыми данными для ведения крестьянского хозяйства. К тому же администрация совхоза возражала против выхода Волкова из совхоза. Оцените решение администрации. 
 
Ответ: Полагаю, что решение администрации неправомерно, так как в соответствии с п. 1 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок и условия предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам, пожелавшим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, определяются Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". 

     В частности, согласно статье 12 Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, должны подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

     1) цель использования земельных  участков (создание, осуществление  деятельности фермерского хозяйства,  его расширение);

     2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

     3) условия предоставления земельных  участков в собственность (за  плату или бесплатно);

     4) срок аренды земельных участков;

     5) предполагаемое местоположение  земельных участков.

     Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке. 
 
Таким образом, Федеральный закон о крестьянском фермерском хозяйстве предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков фермерским хозяйствам. Статья 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения закрепляет также особенности выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Так, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжение им иным образом, если это не нарушает требований Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Участник подает соответствующую заявку, которая должна быть рассмотрена общим собранием участников в течение 1 месяца, все разногласия также урегулируются общим собранием, а в случае не достижения согласия, в судебном порядке. Кроме того, возражения администрации совхоза относительно выхода Волкова из совхоза также неправомерны и ущемляют его права, как участника, и не могут быть приняты во внимание администрацией района. 
 
Задача 3.

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения»