Правовой режим земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Земли лесного фонда являются самыми большими по площади из категории земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельными, но и лесным законодательством

Оглавление

Введение
1. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
2. Право собственности на земли лесного фонда
3. Государственное управление в сфере земель лесного фонда
4. Использование земель лесного фонда
5. Охрана леса и земель лесного фонда
Заключение
Задачи №№1 и 2
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 54.61 Кб (Скачать)

1) аренда (от 1 года до 99 лет);

2) безвозмездное пользование  (с максимальным сроком до 99 лет);

3) концессия (от 1 года  до 99 лет);

4) краткосрочное пользование  (на срок до 1 года).

Порядок предоставления на указанных выше правах пользования  регламентируется подзаконными нормативными актами на уровне Правительства РФ. Граждане и юридические лица, которым  предоставлены вышеуказанные права, называются лесопользователями. Таким же термином обозначают лиц, которым предоставлены права на пользование участками лесов, не входящих в лесной фонд. Правоудостоверяющими документами на участок лесного фонда являются:

- зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) - договор аренды участка лесного фонда;

- зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) - договор безвозмездного пользования участком лесного фонда;

- зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) - договор концессии участка лесного фонда;

- протокол о результатах лесного аукциона, имеющий силу договора и не нуждающийся в государственной регистрации.

Кроме того, лесопользователи в установленных случаях для реализации полученного права лесопользования обязаны получать также лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Статьей 12 Лесного кодекса РФ оборот лесного фонда не допускается. Купля -продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются. Согласно под п. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами, ограничиваются в обороте. Это положение означает, что данные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Императивная норма п. 3 статьи 101 ЗК РФ в качестве общего правила запрещает изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд. Исключение из этого правила составляют только два случая, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 49 Кодекса. Такое изъятие возможно, если оно необходимо для:

1) выполнения международных  обязательств Российской Федерации;

2) размещения следующих  объектов государственного или  муниципального значения при  отсутствии других вариантов  возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических  систем и объекты энергетических  систем регионального значения; объекты использования атомной  энергии; объекты обороны и  безопасности; объекты федерального  транспорта, путей сообщения, информатики  и связи, а также объекты  транспорта, путей сообщения, информатики  и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов (см. также комментарий к п. 1 ст. 49 Кодекса). Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации. Из статьи 63 ЛК полностью исключен порядок перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Данный вопрос предоставлен в правовое поле специального федерального закона. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:

1) если изменение их  целевого назначения предусмотрено  лесоустроительной документацией  или документами территориального  планирования и документацией  по планировке территории для  строительства и эксплуатации  объектов здравоохранения, объектов  культурно-бытового, жилищно-коммунального,  социального назначения, дорог и  других линейных объектов;

2) в связи с установлением  или изменением черты поселений.

В иных помимо предусмотренных  выше случаях перевод земель лесного  фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при  наличии положительного заключения государственной экологической  экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией  в связи с:

1) невозможностью их дальнейшего  использования по целевому назначению;

2) прекращением нужд лесного  хозяйства;

3) необходимостью обеспечения  обороны страны и безопасности  государства, нужд сельского хозяйства,  энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с названным Законом следующие.

Перевод земель или земельных  участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии  с федеральными законами ограничения  перевода земель или земельных  участков в составе таких земель  из одной категории в другую  либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного  заключения государственной экологической  экспертизы в случае, если ее  проведение предусмотрено федеральными  законами;

3) установления несоответствия  испрашиваемого целевого назначения  земель или земельных участков  утвержденным документам территориального  планирования и документации  по планировке территории, землеустроительной  либо лесоустроительной документации. Перевод земель лесного фонда следует отличать от перевода лесных земель в нелесные. При переводе лесных земель в нелесные категория земель (земли лесного фонда) не меняется. Происходит только своеобразная смена целевого назначения земель. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для ее выращивания, восстановления на данном участке, а нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (лесные дороги, к примеру), и неудобные для использования земли (например, занятые болотами). Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы (ст. 65 ЛК РФ). Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения территориального федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предусмотренной Лесным кодексом РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (абз. 1 ст. 66 ЛК РФ). Требование о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы, прежде чем осуществлять строительные работы, содержится также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

 

3. Государственное управление в сфере земель лесного фонда.

Под государственным управлением  в сфере лесных отношений понимается деятельность государственных органов  по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Оно подразделяется на общее и специальное государственное управление. Общее управление осуществляется государственными органами исполнительной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ. Некоторые функции управления лесными отношениями могут осуществляться органами местного самоуправления. В систему специальных (ведомственных) органов входят Министерство природных ресурсов РФ и находящиеся в его ведении Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба в сфере природопользования. Функции Президента РФ по государственному управлению лесными отношениями определены Конституцией РФ. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти в данной сфере, при необходимости может издавать указы и распоряжения по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления определены ст. ст. 81, 82, 84 ЛК РФ.

Так, к ведению Правительства  РФ относится установление:

- особенностей размещения  заказа на выполнение работ  по охране, защите и воспроизводству  лесов и заключения соответствующих  договоров (ч. 5 ст. 19 ЛК);

- порядка подготовки перечня  приоритетных инвестиционных проектов в областиосвоения лесов и его утверждение (ч. 3 ст. 22 ЛК);

- перечня видов (пород)  деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не

допускается (ч. 6 ст. 29 ЛК);

- правил пожарной безопасности  в лесах (ч. 4 ст. 53 ЛК);

- правил санитарной безопасности  в лесах (ч. 3 ст. 55 ЛК);

- порядка организации  авиационных работ по охране  и защите лесов и выполнения  этих работ (ч. 2 ст. 57 ЛК);

- порядка проведения лесоустройства (ч. 2 ст. 67 ЛК);

- порядка определения  функциональных зон в лесопарковых зонах, площади

лесопарковых зон, зеленых  зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон (ч. 7 ст. 105 ЛК);

- иных правил, прямо предусмотренных  ЛК РФ.

По иным вопросам лесных отношений, связанным прежде всего с лесопользованием, нормативные акты должны издаваться Министерством природных ресурсов и экологии РФ или иным федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством лесного хозяйства и др.).

Основными функциями государственного управления лесными отношениями  являются:

- распределение и перераспределение  лесов между лесопользователями;

- планирование в области  использования, охраны, защиты, воспроизводства  лесов;

- государственная инвентаризация  лесов;

- государственный лесной  реестр;

- государственный кадастровый  учет лесных участков;

- государственная регистрация  прав на лесные участки и  сделок с ними;

- государственный лесной  контроль и надзор;

- лесоустройство;

- воспроизводство лесов  и лесоразведение;

- охрана и защита лесов.

Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно  связанными с землями лесного  фонда, являются государственный кадастровый  учет лесных участков, а также государственная  регистрация прав на лесные участки  и сделок с ними. С 1 марта 2008 г. государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок. Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Статьей 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» из объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения. К недвижимым вещам на основании ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки. Поскольку в ст. 7 ЛК РФ понятие лесного участка дано как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета лесных участков, следовательно, государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в порядке проведения государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, определенные в качестве лесных участков. Государственная регистрация прав на лесные и многолетние насаждения и сделок с ними не осуществляется.

 

4. Использование  земель лесного фонда.

Объекты земельных и лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве, а также экологического и рекреационного значения лесов. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земельных участков в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с лесным и земельным законодательством России. Лесной фонд находится в федеральной собственности. Граждане в соответствии с вышеназванными целями использования земель лесного фонда имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии, краткосрочного пользования и др. Промышленные лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила и выполнять иные обязанности, предусмотренные земельным и лесным законодательством.

Использование земель лесного  фонда регулируются ЗК и лесным законодательством. Лесное законодательство, учитывая биологическую  сущность леса и основываясь на мнении науки о лесоводстве, рассматривает  лес и лесной фонд как неразрывно связанные между собой лесную растительность и землю, на которой  она произрастает. В связи с  этим лесное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны земель. ЗК регулирует отношения в области использования и охраны земель с учетом данного обстоятельства. Характеристика леса как совокупности земли и лесной растительности, а лесного фонда - как леса и земель, не покрытых лесной растительностью, требует определить режим использования и охраны земель лесного фонда в соответствии с лесным законодательством. Права на участки лесного фонда, основания и порядок их возникновения и прекращения устанавливаются лесным законодательством. Указанные вопросы в отношении земли, входящей в состав участка лесного фонда, также решаются в рамках лесного законодательства. На землях лесного фонда осуществляются лесоустройство, лесопользование, охрана и воспроизводство лесов, ведется лесное хозяйство в соответствии с лесным, а не земельным законодательством. В силу специфики правового режима земель лесного фонда земельное законодательство в значительной части оказывается не применимым к землям лесного фонда. Логика регулирования земельных и лесных отношений и понимания леса как совокупности лесной растительности и земли больше всего прослеживается в Особенной части Лесного кодекса РФ, где предусматриваются особенности использования: лесного фонда - заготовка древесины, способы рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов 1-й группы, правила рубки, организация и порядок заготовки древесины при рубках, объем заготовки древесины при рубках главного пользования, определение объема заготовки древесины при рубках промежуточного пользования и прочих рубках, порядок заготовки живицы (сиропообразного смолистого вещества, выделяющегося при ранении хвойных деревьев, основного сырья для получения канифоли и скипидара), порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, в пограничных зонах, на особо охраняемых природных территориях; лесов, не входящих в лесной фонд, - это леса, расположенные на землях обороны, на землях городских  поселений (бывшие городские леса, порядок ведения которых теперь относится к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Государственный контроль эти органы призваны осуществлять вместе с федеральным органом управления лесным хозяйством и государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды); древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и водного фонда. Таким образом, на землях лесного фонда могут осуществляться следующие виды лесопользования:

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда