Право собственности на землю и ее формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права.

Файлы: 1 файл

к.р..doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     2.2. Частная собственность на землю: юридических лиц, граждан.
     С началом земельных преобразований частная собственность была юридически закреплена Законом РСФСР от 23 ноября 1990г. “О земельной реформе”. Вместе с тем это право сразу ограничивалось. Во-первых, десятилетним мораторием на продажу земельных участков. Статья 9 названого закона гласила, что в пределах 10 лет с момента приобретения права собственности на земельный участок купля-продажа не допускается. Во-вторых, право приобретения земли в частную собственность было ограничено целями использования участка.
     В собственность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, животноводства, а также ля иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. 
     Указом Президента от 27 декабря 1991г. “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” некоторые пределы по распоряжению земельными участками были сняты. В частности, с 1 января 1992г. гражданам – собственникам земельных участков разрешалась их продажа:

       при выходе на пенсию по старости;

       при получении земельного участка в порядке наследования;

       при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения;

Законом РФ от 23 декабря 1992г. “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” гражданам РФ, получившим земельные участки в частную собственность для вышеуказанных целей, предоставлено право передавать их другим гражданам РФ независимо от сроков приобретения права собственности в пределах норм предоставления земельных участков.
     В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством. 

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

 Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особых территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

 Вопросы частной собственности на земельные участки регулируются – кроме земельного и гражданского законодательства – также Водного кодекс, который устанавливает право частной собственности граждан на обособленные водные объекты (ст.40), т.е. на небольшие по площади и не проточные водные объекты, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

 Лесной кодекс устанавливает право собственности на земли лесного фонда только Российской Федерации, которая может в свою очередь передать участки лесного фонда в собственность субъектов РФ. Граждане могут иметь на праве частной собственности произрастающие на землях, находящихся в их собственности растения (ст.20).
     2.3. Общая совместная и общая долевая собственность на землю.      Источники возникновения общей собственности на землю как составной части недвижимого имущества закреплены в п.4 ст.244 ГК РФ, которая гласит, что общая собственность при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи). В отношении земли право общей собственности имеет определенную специфику. Объективности ради, необходимо отметить, что на первых порах проведения земельной реформы общая собственность юридического закрепления не нашла. В ст.3 принятого 25 апреля 1991г. Земельного кодекса РСФСР наряду с государственной, колхозно-кооперативной и частной собственностью значилась коллективно-долевая форма собственности на землю[6].
     Данная форма собственности просуществовала до октября 1993г. Следует сказать, что в ходе реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций членами их трудовых коллективов предоставлялось право получить земельную долю (пай). Причем этот пай выделялся гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство независимо от решения трудового коллектива сельскохозяйственной производственной организации.

     Указом Президента РФ от 27 октября 1993г. “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” вместо коллективно-долевой собственности юридически была закреплена общая собственность на землю. В соответствии с п.5 этого Указа каждому члену коллектива производственного сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежала на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по утвержденной форме.

     В настоящее время общая собственность на земельные участки возникает в случаях, предусмотренных законодательством, или путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков. Соответственно этот вид собственности возникает либо в силу закона, либо по заключаемому между собственниками договору.

     Каждому члену сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по утвержденной форме с указанием размеров площади земельной доли (пая) в гектарах, балло-гектарах. Границы земельных долей (паев) в натуре не устанавливаются.
     При общей совместной собственности на землю указанное свидетельство выдается в случае подачи собственником заявления на выдел земельной доли (пая) в натуре для совершения сделок с землей.

     Земельные участки многоквартирных жилых домов, включая площадь под домом, могут находиться в собственности или аренде жилищного товарищества (кондоминиума), членами которого являются собственники жилых и нежилых помещений в этих домах.
     2.4. Государственная собственность на землю: федеральная, субъектов Российской Федерации.
     Распределение государственной земельной собственности представляется актуальным в настоящее время, когда из общей массы земель бывшего СССР, считавшихся единым государственным земельным фондом, выделяются земли Российской Федерации и субъектов РФ. В целях удовлетворения общефедеральных нужд в земле необходимо отграничить федеральную земельную собственность от земель субъектов РФ.

     В соответствии с Федеральным Законом от 17 июля 2001г. №101-ФЗ “О разграничении государственной на землю” устанавливается следующее разграничение названной собственности.
     Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

  1. земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
  2. земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
  3. земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находящееся до его приватизации в собственности РФ.
  4. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
  5. земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;
  6. земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта РФ, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органам государственной власти субъектов РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;
  7. фонда перераспределения земель;
  8. земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абз. 4 ст.3 настоящего Федерального Закона.

2.5. Муниципальная собственность на землю.     Муниципальная собственность на землю – это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта РФ и частных земель. 
     В первую очередь это земли, занятые муниципальными объектами (муниципальное жилье и т.д.). Далее на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования (дороги, парки, кладбища и др.).

В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке, а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации[7].

     В соответствии с Федеральным Законом от 17 июля 2001г. “О разграничении государственной собственности на землю” основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

  1. земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального Закон; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданин, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в ст.3 и 4 настоящего Федерального Закона; под поверхностью этих земельных участок находятся участки недр местного значения;
  2. земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находящееся до его приватизации в государственной собственности.

2.6. Разграничение государственной собственности на землю
     Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю” 2001г.

     Согласно ст.214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

     От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000г. №536 Минимущество России осуществляет:

       проведение единой политики в области земельных и имущественных отношений;

       приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции;

       регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности;

       координацию в случаях, установленных федеральным законодательством, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации[8].

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст.125 ГК РФ).

     Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст.9, 10 Земельного кодекса, и в качестве собственника земельных участков – в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

     В Советском Союзе в условиях исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик. После распада СССР за субъектами РФ было признано право государственной собственности на землю. Как следствие, возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между федерацией и ее субъектами. Постановление Верховного Совета РСФСР от 29 декабря 1991г. “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г. “О федеральных природных ресурсах” были выделены федеральные земли.

Информация о работе Право собственности на землю и ее формы