Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного мониторинга земель в Республики Казахстан.
В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: рассмотреть понятие, задачи и функции мониторинга земель; рассмотреть содержание и виды мониторинга земель; раскрыть методы и процедуры мониторинга земель; определить взаимосвязь с землеустройством, земельным кадастром.
Учитывая специфику Казахстана, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране [14].
Эффективный мониторинг зависит от создания республиканской и связанной с ней региональных автоматизированных систем, технически и организационно обеспечивающих получение необходимой информации, ее обработку, накопление, систематизацию и представление заказчику.
Цели и задачи мониторинга земель обуславливают следующие принципы его ведения: 1. Взаимной совместимости и сопоставимости разнородных данных, которые основаны на применении единых классификаторов, форматов, данных нормативно-технической базы, единой государственной системы координат и высот. Это основной принцип ведения мониторинга земель; 2. Единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; 3. Достоверности и точности - соответствия данных мониторинга земель фактическому состоянию и использованию земельного фонда; 4. Полноты сведений мониторинга – информация должна быть полной и достаточной для решения конкретных задач. 5. Непрерывности ведения мониторинга земель; 6. Наглядности (использование карт, атласов, схем); 7. Доступности (за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну); 8. Экономичности и эффективности (применение методов, технологий, способов, обеспечивающих получение, систематизацию и хранение данных мониторинга земель). 9. Централизованного руководства (проведение мониторинга по единой методике в масштабе Российской Федерации и из единого центра).
Пользователями информацией по мониторингу земель являются: 1) государственные и местные исполнительные и представительные органы – по вопросам планирования развития территорий, зонирования земель, разработки программ по рациональному использованию природных ресурсов, градостроительного кадастра, другим вопросам, связанным с управлением земельными ресурсами; 2) государственные органы природных ресурсов и охраны окружающей среды – по вопросам проведения контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды, разработки природоохранных мероприятий; 3) иные юридические и физические лица [10, с. 365].
Таким образом, посредством мониторинга земель обеспечивается сбор и фиксация необходимой информации о наличии и состоянии земель. Полученная информация должна быть достоверной, объективной, полной. Указанные качества информации достигаются всеобщностью, непрерывностью, системностью и единством методики осуществления мероприятий, составляющих содержание земельного мониторинга. Качество информации о состоянии земель, обоснованность рекомендаций, прогнозов и оценок имеют определяющее, базовое значение для планирования и организации мероприятий по распределению земельного фонда, контроля за использованием и охраной земель.
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В РК
2.1 Методы и процедура проведения мониторинга земель
Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и одновременно базой для ведения мониторингов других природных средств. Он обеспечивает соответствующей информацией ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель и иных функций в области государственного управления земельными ресурсами.
Экологическая направленность земельного мониторинга проявляется в том ,что объектом выступает не только сама земля, сколько ее качественное состояние как составной части окружающей природной среды. Поэтому в содержание мониторинга входит учет, анализ и оценка процессов и изменений, связанных с качеством земли, слоем почвы, воздействием на землю других элементов природы [5, с. 256].
При законодательном закреплении земельного мониторинга его ведение было возложено на Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству (Госкомзем) при участии ряда заинтересованных министерств и ведомств Республики Казахстан. Устанавливалось, что министерства, государственные комитеты и ведомства, располагающие соответствующими материалами о состоянии земельного фонда, представляют их копию безвозмездно Госкомзему для включения в ежегодные отчеты и государственные (национальные) доклады по мониторингу земель и государственному земельному кадастру. В целях недопущения дублирования в проведении почвенных изысканий, обеспечения достоверности данных мониторинга земель и бонитировки почв на Госкомзем возлагалось ведение единого государственного учета почвенных, почвенно-солевых, почвенно-эрозинных, почвенно-архимических, почвенно-геохимических, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий и обследований, а также контроля за их проведением в республике.
Заинтересованные министерства и ведомства обязывались обеспечивать Госкомзем необходимой информацией о состоянии работ по ведению мониторингов природных средств и согласовывать с ним проведение связанных с почвой изменений и обследований.
Для рассмотрения и утверждения сети мониторинга земель, совершенствования средств и методов его ведения, создания информационного банка данных по динамике плодородия земель, а также координации научно-исследовательских работ по мониторингу земель, проводимых рядом министерства и ведомств, при Госкомземе был образован координационный совет по мониторингу земель.
Из всего изложенного следует, что с момента законодательного оформления института мониторинга земель на Госкомзем возлагалось осуществление надведомственных функций по организации и контролю за мониторингом земель на всей территории страны.
В настоящее время организация и координация деятельности, обобщение данных мониторинга земель осуществляется Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами и его структурными подразделениями на местах. В осуществлении мониторинга в приделах своей компетенции принимают участие: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, гидрометеорология, других заинтересованных министерств и ведомств Республики Казахстан [4].
Министерства, центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства РК, располагающие материалами о состоянии земель, в том числе об их загрязнений карантинными вредителями и болезнями растений, обязаны предоставлять копии этих материалов безвозмездно Агенству по управлению земельными ресурсами для включения в ежегодные отчеты о наличии, качеством состоянии и использовании земель и доклады к ним. Министерству образования и науки РК, Национальной академии наук РК, другим заинтересованным государственным органом рекомендовано оказывать научно-методическую и практическую помощь Агенству по управлению земельными ресурсами в организации и ведение мониторинга земель.
Мониторинг земель ведется по единым методикам и программам, которые являются обязательными для всех и разрабатываются центральными исполнительным органом по управлению земельными ресурсами с участием заинтересованных министерств и ведомств, связанных земель, проведением изысканий, обследований или картированием.
Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнообразных данных, основанного на применение единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартов форматов данных и нормативно- технической базы, государственной системы координат и высот.
Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения за состоянием земель, явление происходящих в них изменений, оценка и прогноз: 1. Состояние землевладений, землепользований, земельных угодий, полей, участков, почвенных и геоботанических контуров и их границ; 2. Процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери или увеличения содержания гумуса и элементов питания, разрушение или улучшение почвенной структуры, засоление, осолонцевание, заболачивание, переувлажнение и подтопление земель или ликвидации этих факторов), загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсическими веществами, промышленными, бытовыми и иными отходами, ухудшением других свойств почв; 3. Процессов, связанных с изменениями состояния растительного покрова природных кормовых угодий (изменение состава, структуры и урожайности типов, качество, производный потенциал, химизм и питательность растений), темпами деградации и восстановления, уровнем накопления токсических элементов и радионуклидов, а также степень устойчивости их к антропогенным нагрузкам; 4. Состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений; 5. Процессов, вызванных образованием оврагов, оползней, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями; 6. Состояния земель населенных пунктов, нефте– и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче – смазочных материалов, а также других промышленных объектов [11].
Мониторинг включает работы по: 1. Выполнению систематических наблюдений, изысканий, съемок, обследований (переобследований и корректировки); 2. Разработке рекомендаций по регулированию антропогенных воздействий на плодородие земель; 3. Разработке прогноза качественного состояния земель на определенный период времени; 4. Организации банка данных о земле.
В настоящее время организация и ведение мониторинга земель осуществляется в следующем порядке.
Организация мониторинга и формирование сведений о состоянии земельных угодий, полей и участков обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрокосмических, картографических, землеустроительных, инвентаризационных, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, а также осуществлением непосредственных наблюдений и государственного контроля за использованием и охраной земель.
Для ведения мониторинга необходимые сведения о состоянии земель безвозмездно представляются: 1. Комитету по управлению земельными ресурсами области ( города республиканского значения) до 1 ноября следующего за отчетом года - гражданами и юридическими лицами, осуществляющими тематическое картографирование земель и наблюдения за их состоянием; 2. Агентству Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами не позднее 1 декабря следующего за отчетом года: 3. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среду Республики Казахстан – о загрязнение почв отходами производства, химическими, радиоактивными, биологическими веществами; 4. Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан – о состоянии геологической среды; 5. Другими заинтересованными министерствами и ведомствами – об иных видах загрязнения и состояния земель при возникновении обстоятельств чрезвычайного характера.
Собственники земельных участков и землепользователи представляют первичные данные о состоянии земельных угодий, полей, участков, получаемые при непосредственных наблюдениях, уполномоченному органу по управлению земельными ресурсами одновременно с отчетом о происшедших изменениях в составе земель за отчетный период.
Уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами обобщает представленные данные и одновременно с отчетом о наличии, качеством состоянии и использовании земель направляет их районному исполнительному органу [10, с. 314].
По результатам обобщения и оценки представленных данных, а также полученных по материалам новых съемок, обследований, изысканий сведений о состоянии земельного фонда комитет по управлению земельными ресурсами области направляет областному исполнительному органу и Агентству Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами в составе отчета о наличии, качественном состоянии и использовании земель предложения по организации и совершенствованию мониторинга земель на территории области.
Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами сообщает полученные предложения, а также сведения о состоянии земель, представленные заинтересованными центральными исполнительными органами, осуществляющими руководства соответствующими отраслями государственного управления, и на их основе разрабатывает программу ведения мониторинга земель в республике, определяет территориально-зональную сеть пунктов наблюдения за состоянием земель.
После согласования указанной программы и сети пунктов наблюдений с интересованными центральными исполнительными органами, осуществляющими руководство соответствующими отраслями государственного управления, эти документы утверждаются Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами.
В случае проявления негативных процессов в регионе Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами образует комиссию, которая по результатам проведенных обследований вносит предложения по программе ведения мониторинга и размещению сети наблюдательных пунктов за состоянием земель в данном регионе, которые утверждаются в установленном порядке.
Территориально-зональная сеть мониторинга включает стационарные и полустационарные пункты наблюдения за состоянием земель.
Стационарные пункты наблюдений создаются для систематического получения информации о состоянии земель с заданной полнотой и точностью. К стационарным пунктам относятся стационарные площадки, ключевые участки и полигоны.
Полустационарные пункты наблюдений (полустационарные площадка, профиль) организуются в зависимости от конкретных условий и целей работы. Наблюдения на них проводятся периодически с интервалами в 3, 5, 10 и более лет.
Уровень мониторинга определяется программой проводимых наблюдений за состоянием земель на наблюдательных пунктах [13].
Получаемая информация по мониторингу земель обобщается и анализируется соответствующими органами по управлению земельными ресурсами, накапливается и хранится в архивах и банке данных автоматизированной информационной системы.
На основании собранной информации и результатов оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации, с приложением документации, характеризующей динамику, направленность и интенсивность развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
Результаты обобщения и анализа материалов мониторинга земель используется при составлении ежегодного государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Республики Казахстан, представляемого правительству и заинтересованным исполнительным органам Республики Казахстан.
Информация о работе Понятие, назначение и содержание мониторинга земель