Понятие, назначение и содержание мониторинга земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственного мониторинга земель в Республики Казахстан.
В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: рассмотреть понятие, задачи и функции мониторинга земель; рассмотреть содержание и виды мониторинга земель; раскрыть методы и процедуры мониторинга земель; определить взаимосвязь с землеустройством, земельным кадастром.

Файлы: 1 файл

Содержание..doc

— 147.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс  земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим).

Актуальность темы моего исследования просматривается через постоянно нарастания потребности в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически полностью или отчуждены под населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок полезных ископаемых. Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов [5, с. 46].

На мой взгляд, при изучении мониторинга земель, необходимо усовершенствовать данный вид государственной деятельности в целях регулирования качества окружающей среды, предотвращения загрязнения земель, обеспечения их продуктивности.

Целью курсовой работы является изучение государственного мониторинга земель в Республики Казахстан.

В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: рассмотреть понятие, задачи и функции мониторинга земель; рассмотреть содержание и виды мониторинга земель; раскрыть методы и процедуры мониторинга земель; определить взаимосвязь с землеустройством, земельным кадастром.

Методологическую основу исследования составляют работы отечественных ученых-экологов, экономистов по проблемам охраны земельных ресурсов и экологии землепользования, публикации периодической печати, законодательные, нормативные, методические документы.

При решении поставленных задач применялись следующие методы: научного познания, сравнительного анализа, экономико-статистического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ 1.1 Понятие, задачи и функции мониторинга земель

 

Мониторинг земель является базовым, исходным, элементом государственного управления земельным фондом. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных естественных и антропогенных процессов или чрезвычайных ситуаций.

Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. На первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби, 1979г) мониторингом было принято называть систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Республики Казахстан, независимо от форм собственности на землю, ведомственной подчиненности, сроков пользования, целевого назначения и характера использования земель. Республика Казахстан в соответствии с международными научно-теоретическими программами может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель [12, с. 208].

В настоящее время цели, задачи, структура, содержание, порядок организации и осуществления мониторинга земель определены «Порядка проведения мониторинга земель в Республики Казахстан», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 1997 года № 1347. Ранее действовали следующие акты Правительства РК: «О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель в Республики Казахстан», «Положение о мониторинге земель РК».

В соответствии с государственными программами мониторинг земель ведется за счет бюджетных средств. Финансирование межгосударственных и международных программ по мониторингу земель осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключаемыми Республикой Казахстан с другими государствами.

Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга — информационная. Результатом ее должно быть получение информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации. Поэтому цель программы мониторинга может быть направлена на: 1) получение информации, связанной с конкретной проблемой; 2) представление информации для различных типов аудитории; (заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и ее распространение; 3) принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или имеющих целью добиться принятия соответствующих решений [4].

Задачами государственного мониторинга земельных ресурсов являются: 1) организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние земельных ресурсов (почв), источниками загрязнения и воздействием этих источников на окружающую среду; 2) контроль качества земельных ресурсов, почв, вод в результате неблагоприятной хозяйственной деятельности, приведшей к ухудшению свойств почв, эрозии, снижению плодородия почв на больших площадях с высокой скоростью, прогноз состояния; 3) оценка фактического экологического состояния земельных ресурсов, почв; 4) выявление новых источников загрязнений и его динамика, прогноз развития негативных процессов, влияющих на окружающую среду; 5) проверка соблюдения норм и правил, стандартов качества земельных ресурсов при землепользовании; 6) прогнозирование мероприятий по уменьшению загрязнения, предотвращению ущербов. Оценка прогнозируемого состояния; 7) планирование (разработка) мероприятий (рекомендаций) по эффективному использованию земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению воздействия на земельные ресурсы); 8) своевременное предоставление информации по вопросам состояния земельных ресурсов и окружающей среды в целом органам государственной власти, органам местного самоуправления, природоохранным органам, юридическим и физическим лицам; 9) эффективность природоохранных мер, контроль над исполнением мероприятий; 10) своевременное выявление изменений состояния земельного фонда; 11) информационное обеспечение государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров других природных сред; 12) рациональное природопользование и землеустройство; 13) контроль за использованием и охраной земель [4].

Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п. Эффективность мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с помощью нескольких измерений выявить проблему. Общая последовательность разработки и осуществления схемы мониторинга представлена в Приложении А.

Таким образом, главная задача земельного мониторинга состоит в сборе, оценке и обобщении сведений о количественно-качественном состоянии земель и информационном обеспечении всех сторон и направлений деятельности по управлению земельным фондом. При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы, оказывающие влияние на качественное состояние земель: 1. Эволюционные (связанные с естественноисторическими процессами развития); 2. Цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными временными периодами изменений природного характера); 3. Антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); 4. Чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями).

Функция мониторинг земель заключается в информационном обеспечении устойчивости землевладений и землепользовании [8, с. 325].

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки состояния окружающей среды (см. Приложение Б). Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.

Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством производства в сельской хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений [5, с. 96].

Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов, и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений [6, с. 123].

Таким образом, можно сказать, что мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Республики Казахстан является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

 

1.2. Содержание и виды мониторинга земель

 

Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы: 1) изменения границ и площадей; административно-территориальных образований; землепользовании и землевладений; угодий, полей, участков; 2) изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение  почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение); 3) изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности, вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр; 4) изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий); 5) изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства [15, с. 205].

Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).

Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни: 1. Республиканский мониторинг – охватывает всю территорию Республики Казахстан; 2. Региональный – территории, ограниченные физико-географическими, административными, экономическими и иными границами; 3. Локальный мониторинг – ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных земельных участков и ландшафтно-экологических комплексов

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель: 1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; 2. Мониторинг земель населенных пунктов; 3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; 4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5. Мониторинг земель лесного фонда; 6. Мониторинг земель водного фонда; 7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от происхождения изменений состояния земель различают фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, находящихся под воздействием естественных процессов, при минимальном (фоновом) наложении на них результатов человеческой деятельности и проводится в биосферных заповедниках. При импактном мониторинге ведут наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов [15, с. 209].

Процессы, вызывающие изменения состояния земель, подразделяют на: 1) эволюционные (связанные с историческим развитием земли); 2) цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера); 3) антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); 4) катаклизмы (связанные со случайными явлениями); 5) чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и др.)

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на: 1. Базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель); 2. Периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами); 3. Оперативные (проводимые непрерывно); 4. Ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

Информация о работе Понятие, назначение и содержание мониторинга земель