Понятие и общая характеристика земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения.

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 36.39 Кб (Скачать)

зарегистрированный учреждением  юстиции (государственной регистрационной  палатой) договор безвозмездного пользования  участком лесного фонда; зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор концессии участка лесного фонда; протокол о результатах лесного аукциона, имеющий силу договора и не нуждающийся в государственной регистрации. 

Кроме того, лесопользователи в установленных случаях для  реализации полученного права лесопользования  обязаны получать также лесорубочный билет, ордер или лесной билет.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются. 

Согласно подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами, ограничиваются в обороте. Это положение означает, что данные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). 

Императивная норма п. 3 статьи 101 ЗК РФ в качестве общего правила запрещает изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд. Исключение из этого правила составляют только два случая, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 49 Кодекса. Такое изъятие возможно, если оно необходимо для: 

1) выполнения международных  обязательств Российской Федерации; 

2) размещения следующих  объектов государственного или  муниципального значения при  отсутствии других вариантов  возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических  систем и объекты энергетических  систем регионального значения; объекты использования атомной  энергии; объекты обороны и  безопасности; объекты федерального  транспорта, путей сообщения, информатики  и связи, а также объекты  транспорта, путей сообщения, информатики  и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую  деятельность; объекты, обеспечивающие  статус и защиту Государственной  границы РФ; линейные объекты  федерального и регионального  значения, обеспечивающие деятельность  субъектов естественных монополий;  объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов (см. также комментарий к п. 1 ст. 49 Кодекса). 

Перевод земель лесного фонда  в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации. 

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования  их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические  лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного  хозяйства. Порядок расчета и  возмещения потерь лесного хозяйства  при указанных переводах устанавливается  Правительством Российской Федерации. 

Из статьи 63 ЛК полностью  исключен порядок перевода земель лесного  фонда в земли иных категорий. Данный вопрос предоставлен в правовое поле специального федерального закона. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается: 

1) если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов; 

2) в связи с установлением или изменением черты поселений. 

В иных помимо предусмотренных  выше случаях перевод земель лесного  фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при  наличии положительного заключения государственной экологической  экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией  в связи с: 

1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению; 

2) прекращением нужд лесного хозяйства; 

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в  составе таких земель из одной  категории в другую в соответствии с названным Законом следующие. 

Перевод земель или земельных  участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации. 

Перевод земель лесного фонда  следует отличать от перевода лесных земель в нелесные. При переводе лесных земель в нелесные категория  земель (земли лесного фонда) не меняется. Происходит только своеобразная смена  целевого назначения земель. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для ее выращивания, восстановления на данном участке, а нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (лесные дороги, к примеру), и неудобные для использования земли (например, занятые болотами). 

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство  лесов, согласовываются с органом  государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим  территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной  экологической экспертизы (ст. 65 ЛК РФ). Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения территориального федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предусмотренной Лесным кодексом РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (абз. 1 ст. 66 ЛК РФ). 

Требование о получении  положительного заключения государственной  экологической экспертизы, прежде чем  осуществлять строительные работы, содержится также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».  
 
3.  Управление  землями лесного фонда 

Федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, осуществляющим государственное управление в области  использования, охраны, защиты лесного  фонда и восстановления лесов, является Правительство Российской Федерации, осуществляющее государственное управление непосредственно или через уполномоченные им  федеральные органы исполнительной власти.

Федеральным органом специальной  компетенции в данной сфере является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, обеспечивающее рациональное использование, охрану, защиту лесного  фонда и воспроизводство  лесов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Оно осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы. 

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283 «Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» определены полномочия Федерального агентства лесного хозяйства. Теперь именно это агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства. 

Основные функции Федерального агентства лесного хозяйства  следующие: обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира; семеноводство, сохранение полезных свойств леса; предоставление прав пользования участками  лесного фонда; обеспечение проведения лесоустройства; мониторинг лесов; учет лесного фонда, отнесение в установленном  порядке лесов к группам лесов  и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов  из одной группы лесов или из категории  защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию; ведение  государственного лесного кадастра; рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли  иных категорий. 

Государственный контроль за использованием, охраной, защитой лесного  фонда и воспроизводством лесов  закрепили как одну из функций  Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования. 

Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации  и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том числе  лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. 

 

4. Использование земель лесного фонда 

Объекты земельных и лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве, а также экологического и рекреационного значения лесов. Участки  лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных  знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение  земельных участков в состав лесного  фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с лесным и земельным  законодательством России. 

Лесной фонд находится  в федеральной собственности. Граждане в соответствии с вышеназванными целями использования земель лесного  фонда имеют право свободно и  бесплатно пребывать на землях лесного  фонда, собирать для собственных  нужд ягоды, орехи, грибы, лекарственные  растения, охотиться. Однако это может  быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного  хозяйства. 

Участки лесного фонда  предоставляются гражданам и  юридическим лицам на следующих  правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии, краткосрочного пользования и др. Промышленные лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной  древесины в местах рубок по истечении  срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные  мероприятия, соблюдать санитарные правила и выполнять иные обязанности, предусмотренные земельным и  лесным законодательством. 

Использование земель лесного  фонда регулируются ЗК и лесным законодательством. Лесное законодательство, учитывая биологическую  сущность леса и основываясь на мнении науки о лесоводстве, рассматривает  лес и лесной фонд как неразрывно связанные между собой лесную растительность и землю, на которой  она произрастает. В связи с  этим лесное законодательство регулирует отношения в области использования  и охраны земель. ЗК регулирует отношения  в области использования и  охраны земель с учетом данного обстоятельства. 

Характеристика леса как  совокупности земли и лесной растительности, а лесного фонда - как леса и  земель, не покрытых лесной растительностью, требует определить режим использования  и охраны земель лесного фонда  в соответствии с лесным законодательством. 

Права на участки лесного  фонда, основания и порядок их возникновения и прекращения  устанавливаются лесным законодательством. Указанные вопросы в отношении земли, входящей в состав участка лесного фонда, также решаются в рамках лесного законодательства. 

На землях лесного фонда  осуществляются лесоустройство, лесопользование, охрана и воспроизводство лесов, ведется лесное хозяйство в соответствии с лесным, а не земельным законодательством. 

В силу специфики правового  режима земель лесного фонда земельное  законодательство в значительной части  оказывается не применимым к землям лесного фонда. Логика регулирования  земельных и лесных отношений  и понимания леса как совокупности лесной растительности и земли больше всего прослеживается в Особенной  части Лесного кодекса РФ, где предусматриваются особенности использования: 

Информация о работе Понятие и общая характеристика земель лесного фонда