Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов на территории РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

Земельные ресурсы Российской Федерации являются основным фактором и движущей силой развития экономики страны, а организация рационального использования земель и их охраны — главной и первоочередной задачей государства. Это соответствует Конституции Российской Федерации (ст. 9), согласно которой «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Оглавление

1.Введение 3-4
2.Теория прогнозирования 5-8
3.Прогнозирование рационального использования земельных
ресурсов в генеральных схемах землеустройства 9-12
4.Заключение 13
Литература 14

Файлы: 1 файл

К.Р. Прогнозирование использования земельных ресурсов.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

Тема: «Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов на территории РФ »

 

 

 

Содержание

1.Введение                                                                                                        3-4

2.Теория прогнозирования                                                                              5-8

3.Прогнозирование рационального использования земельных

ресурсов в генеральных схемах землеустройства                                       9-12

4.Заключение                                                                                                      13

Литература                                                                                                          14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Земельные ресурсы Российской Федерации являются основным фактором и движущей силой развития экономики страны, а организация рационального использования земель и их охраны — главной и первоочередной задачей государства. Это соответствует Конституции Российской Федерации (ст. 9), согласно которой «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

За последние  годы Правительством Российской Федерации принимались определенные меры по повышению эффективности использования земельно-имущественного комплекса страны. В начале 90-х гг. земельные преобразования позволили создать основы нового земельного строя: осуществить разгосударствление земель и их приватизацию, провести перераспределение земель в пользу граждан, создать объективные условия для оборота земель, сформировать слой крестьянских (фермерских) хозяйств, ввести платное землепользование, передать земли в границах сельских населенных пунктов в ведение муниципальных органов власти, начать осуществление мер по усилению роли государства в регулировании охраны, организации рационального использования и устойчивого воспроизводства земельных ресурсов, включая создание территориального планирования, государственного кадастра недвижимости, оценки и мониторинга земель, земельного контроля. 

Поэтому, в условиях перехода к рыночным отношениям возросла необходимость, проведения  прогнозных разработок во всех сферах народного хозяйства. Любой вид общественных производственных отношений должен обеспечивать рост уровня экономики и способствовать повышению социального развития, как отдельного региона, так и страны в целом, поэтому теоретические и методологические основы прогнозирования рассматриваются, в общем, применительно к социально-экономическому прогнозированию.

Прогнозирование-это  процесс разработки прогнозов , или  научная деятельность, направленная на выявление и изучения возможных  альтернатив будущего развития. Прогнозирование  является важным звеном между теорией  и практикой во всех отраслях жизни общества. Прогнозирование использования земельных ресурсов позволяет решать задачи эффективного и рационального использования земель, дает возможность обеспечивать баланс спроса и предложения на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теория прогнозирования

Для эффективного управления земельными ресурсами необходимо создать надежную и эффективную систему прогнозирования .

Требования к организации массивов (к составу и структуре показателей) устанавливают в соответствии с запросами потребителя (пользователя) информации.

Первичные данные, составляющие основной поток информации, формируются на уровне землевладения, землепользования. Поток данных последовательно проходит все уровни, изменяя свое состояние под влиянием различных факторов, учесть которые полностью не всегда возможно.

Влияние этих факторов изменяется с течением времени, поэтому система показателей состояния земельных ресурсов во времени не статична. Одни показатели со временем изменяют свою структуру или теряют значимость для определенного уровня управления, другие, наоборот, становятся актуальными.

В первом случае показатели, потерявшие актуальность, могут быть исключены из процесса принятия решений и состава документов. Во втором случае необходимо сформировать новые показатели, определить для них методы и способы сбора, регистрации и контроля, ввести их в документацию и разработать систему мероприятий для их оценки и применения при управлении земельными ресурсами.

Чем раньше выявлена тенденция изменения показателя, тем эффективнее будет работать и система принятия управленческих решений на соответствующем административном уровне.

Прогнозирование земельно-кадастровых показателей необходимо и по той причине, что они характеризуют состояние земельных ресурсов и являются основой для определения направлений управления этими ресурсами. Таким образом, необходимо иметь надежный и эффективный инструментарий, позволяющий на основе наблюдений за прошлым и текущим состоянием системы земельно-кадастровых показателей выявлять тенденции изменения системы и предсказывать ее перспективное состояние.

Предварительный анализ земельно-кадастровой информации показывает, что за последние годы существенно изменились состав и информационная емкость показателей, отражающих правовое состояние земель разных категорий. Например, отмечено увеличение информационной емкости и интенсивности использования массивов показателей, связанных с оценкой земель, особенно таких ее частей, как оценка земель городов, данные рынка земель поселений, земель природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения.

Отдельные показатели (данные о загрязнении земель, данные, организующие ограничения и обременения) значительно колеблются по годам.

Все эти изменения требуют применения комплексного статистического анализа при разработке алгоритмов и программ в области управления земельными ресурсами, включая генерализацию информации, внесение изменений в структуру и содержание баз данных.

Необходимо использовать различные методы статистического анализа и прогнозирования при решении информационного обеспечения ретроспективного анализа и перспектив использования земельных ресурсов для различного административно-территориального уровня.

Разнообразие источников информации для анализа и прогнозирования создает определенные трудности в формировании единой структуры исходных данных, единых подходов к организации процесса статистического анализа и построения моделей прогнозирования.

Под прогнозом понимают будущее значение некоторого показателя, характеризующего состояние объекта прогнозирования.

При оценке изменений некоторых свойств земель возникает проблема неопределенности, которая может видоизменяться от полного неведения до такого положения, когда можно сказать почти точно, что неизвестные величины, влияющие на изменение свойств, заключены в некотором интервале. Прогнозирование в данном случае выступает как один из инструментов минимизации неопределенности.

Прогнозируемое значение свойства показателя может быть представлено числом или в случае исследования качественных показателей — баллом, а сам прогноз может быть точечным (т. е. задают одно значение) или интервальным (т. е. задают множество значений), к которому, по мнению разработчика, должно принадлежать прогнозируемое («истинное») значение свойства.

Отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные, до момента, к которому относится конкретный прогноз, называют периодом (интервалом) упреждения.

Прогноз может быть качественным или количественным:

    • Качественный прогноз можно получить через цепь логических рассуждений, используя качественный анализ объекта. Этот анализ является начальным и конечным этапом процесса прогнозирования.
    • Количественный прогноз связан с вероятностью, с которой произойдет то или иное событие в будущем, а также с некоторыми количественными характеристиками этого события (его математическим ожиданием, наиболее вероятным значением и т. д.).

В зависимости от вида прогнозируемого объекта модели могут быть экономические, экологические, демографические, социальные и т. п. По использованию, структуре и набору методов анализа модели прогнозирования земельно-кадастровых показателей наиболее близки экономическим.

Процесс прогнозирования должен быть организован в виде некоторой системы, которая обеспечивает ввод и преобразование исходных данных, определение цели прогнозирования, решение задач прогноза, установку интервала упреждения, оценку результатов прогнозирования и корректирование параметров элементов самой системы и моделей прогнозирования или решения вопроса о замене какой-либо модели.

Под прогнозирующей системой понимают систему, включающую математические, логические и эвристические элементы, на вход которой поступает имеющаяся к настоящему времени информация о прогнозируемом объекте, а на выходе вырабатывается прогноз, определяющий состояние этого объекта на период упреждения.

Как уже отмечалось, система управления земельными ресурсами включает много аспектов (политический, административно-управленческий, правовой, внедренческий), выполняет несколько функций (планирование, организация, регулирование, контроль), может быть разбита на составляющие части (организационная структура, правовой механизм и т.д.).

Прогноз управления земельными ресурсами ввиду многообразия аспектов и функций может быть:

    • системным (функционирования системы управления в целом);
    • составляющим (по отдельным видам получаемых результатов — экономические, экологические, организационно-технологические, информационные, социальные);
    • структурным (структуры органов управления земельными ресурсами);
    • затратным (по видам произведенных затрат — на производство землеустроительных, мониторинговых и земельно-кадастровых работ, на погашение кредитов, страхование земельно-кадастровой информации, инвестиции в земельно-кадастровое производство и т.д.).

Системный прогноз управления земельными ресурсами (в целом) наиболее сложный, так как должен включать в себя все составляющие параметры, учитывать все произведенные затраты, виды получаемых эффектов. Отсутствие достоверной и систематизированной экономической информации в полном объеме затрудняет проведение системного прогноза.

 

 

 

 

 

 

 

3.Прогнозирование  рационального использования земельных

ресурсов  в генеральных схемах землеустройства

Землеустроительный  процесс в нашей стране состоит  из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.

Землеустройство — основной механизм государственного управления земельными ресурсами, поэтому землеустроительная документация и землеустроительные действия должны быть вписаны в общую структуру управления и соотноситься с основными его функциями (планированием, организацией и контролем за состоянием и использованием земли, ее охраной).

В этой связи землеустроительная документация разрабатывается в четыре основных этапа:

    • Прогнозирование и планирование.
    • Предпроектный.
    • Землеустроительное проектирование.
    • Осуществление проектов землеустройства.

Прогнозы использования и охраны земель входят в единую систему прогнозирования и планирования развития и размещения производительных сил страны, ее регионов и предназначены для взаимоувязанного решения проблем организации и повышения плодородия почв и охраны земель в комплексе с другими природоохранными мероприятиями.

Прогнозы бывают общие или частные. Они включают научный анализ состояния, тенденций различных процессов (эрозионных, опустынивания, потерь почвенного плодородия) и основные направления (сценарии) преодоления негативных явлений.

По  характеру решаемых проблем их подразделяют на программы освоения новых земель, защиты почв от эрозии, консервации деградированных земель, восстановления земель в районах радиоактивного загрязнения местности, повышения плодородия почв и др.

Для подготовки обоснованных решений по организации рационального использования и охраны земель, формированию новых форм землевладения и землепользования, переселению граждан в районы с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами землеустроительные органы разрабатывают Генеральную схему землеустройства территории Российской Федерации.

В системе  землеустройства на верхнем уровне находится Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации. Эта схема имеет долговременный предплановый характер с расчетным периодом осуществления до 20 лет и разбивкой по очередям. Материалы схемы предназначены для обеспечения органов государственной исполнительной власти и управления достоверной информацией общегосударственного значения о приоритетных направлениях развития землепользования и землеустройства в стране на перспективу.

Процесс составления Генеральной  схемы использования и охраны земельных ресурсов страны разделяют на несколько этапов:

    • подготовка научно-технической концепции, в которой излагаются задачи и основные пути реорганизации землевладений и
    • землепользования на перспективу с учетом принятых программ научно-технического прогресса и земельной политики государства;
    • непосредственная разработка генеральной схемы, ведущаяся одновременно в центре и регионах и завершающаяся примерно за 2—2,5 года до начала ее реализации (возможно предварительное определение основных показателей, направлений использования и охраны земельных ресурсов);
    • оформление основных положений генеральной схемы для передачи органам управления и землеустройства с целью практического их использования.

Информация о работе Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов на территории РФ