Мониторинг земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение состояния государственного мониторинга земель в России.
В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: уяснить сущность и роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами, ознакомиться с методами и способами ведения мониторинга земель.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность мониторинга земель, его задачи…………………….………..5
2. Содержание мониторинга..……………………………….……………....8
3. Методы и способы проведения мониторинга земель….………………10
Заключение………………………………………………………….………14
Список литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Институт управленческих технологий и аграрного рынка

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

по теме: МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

 

 

 

 

 

Работу проверил

                                к.ю.н., доц.

Д.И.Попов

 

Работу подготовила

студентка группы 143

И.А.Солнцева

 

 

 

 

 

 

 

Самара

2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно  связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием. От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.

В настоящее время  в  большинстве  субъектов  Российской   Федерации 
продолжается снижение  плодородия  почв,  ухудшается  состояние   земель, 
используемых  или  предоставленных  для  ведения  сельского    хозяйства. 
Почвенный  покров,  особенно  сельскохозяйственных  угодий,     подвержен 
деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к 
восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.

Постоянно нарастает потребность  в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически  полностью или отчуждены под  населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок полезных ископаемых.

Важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов.

Целью контрольной работы является изучение состояния государственного мониторинга земель в России.

В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: уяснить сущность и роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами, ознакомиться с методами и способами ведения мониторинга земель.

Объект исследования – государственный мониторинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность мониторинга земель, его задачи

 

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности.

Мониторинг земель ведется в  обязательном порядке по уровням  административно-территориального деления  для всех категорий земель независимо от режима и характера их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.

Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга - информационная. Результатом ее должно быть получение информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации. Поэтому цель программы мониторинга может быть направлена на:

    1. получение информации, связанной с конкретной проблемой;
    2. представление информации для различных типов аудитории; (заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и ее распространение;
    3. принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или имеющих целью добиться принятия соответствующих решений.

В соответствии со ст. 67 Земельного Кодекса РФ задачами государственного мониторинга земель являются:

а) своевременное выявление изменений  состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий  негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций  в области государственного и  муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией  о состоянии земель.

Для решения данных задач проводятся следующие мероприятия:

    • организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние земельных ресурсов (почв), источниками загрязнения и воздействием этих источников на окружающую среду;
    • контроль качества земельных ресурсов, почв, вод в результате неблагоприятной хозяйственной деятельности, приведшей к ухудшению свойств почв, эрозии, снижению плодородия почв на больших площадях с высокой скоростью, прогноз состояния;
    • оценка фактического экологического состояния земельных ресурсов, почв;
    • выявление новых источников загрязнений и его динамика, прогноз развития негативных процессов, влияющих на окружающую среду;
    • проверка соблюдения норм и правил, стандартов качества земельных ресурсов при землепользовании;
    • прогнозирование мероприятий по уменьшению загрязнения, предотвращению ущербов. Оценка прогнозируемого состояния;
    • планирование (разработка) мероприятий (рекомендаций) по эффективному использованию земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению воздействия на земельные ресурсы);
    • своевременное предоставление информации по вопросам состояния земельных ресурсов и окружающей среды в целом органам государственной власти, органам местного самоуправления, природоохранным органам, юридическим и физическим лицам;
    • эффективность природоохранных мер, контроль над исполнением мероприятий;
    • своевременное выявление изменений состояния земельного фонда;
    • информационное обеспечение государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров других природных сред;
    • рациональное природопользование и землеустройство;
    • контроль за использованием и охраной земель.

Структура мониторинга земель предусматривает  следующие подсистемы, соответствующие  категориям земель:

· мониторинг земель сельскохозяйственного  назначения;

· мониторинг земель населенных пунктов;

· мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

· мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения;

· мониторинг земель лесного фонда;

· мониторинг земель водного фонда;

· мониторинг земель запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание мониторинга

 

Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие  процессы.

1) Изменения границ и площадей: административно-территориальных образований; землепользований и землевладений; угодий, полей, участков.

2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и  ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах; подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы; изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель и т.д.

3) Изменения состояния геологической  среды, рельефа, гидрографической  сети, в том числе: изменения  форм рельефа местности вызванные  подвижными песками, оползнями,  селевыми потоками, землетрясениями,  русловыми процессами и т.д.; изменения  водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.

4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних  насаждений и т.д.), состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).

5) Изменения состояния земель, подверженных  негативному воздействию производственных  объектов, в том числе: населенных  пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и способы проведения мониторинга земель

 

Порядок ведения мониторинга земель Российской Федерации определен Правительством РФ. В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от  01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) с участием: Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части разработки и проведения единой научно-технической политики в области экологии и природопользования, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части организации мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, почв, комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды; Федеральной службы лесного хозяйства России в части мониторинга земель лесного фонда; Министерства сельского хозяйства РФ в части агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных угодий; Министерства природных ресурсов и экологии РФ в части мониторинга геологической среды, поверхностных и подземных вод и их загрязнения; экзогенных и эндогенных процессов; Министерства здравоохранения и социального развития России в части воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья, а также с участием других министерств и ведомств.

Основополагающим документом, устанавливающим  процедуры системы государственного мониторинга земель и государственного регулирования землеустройства  в Российской Федерации, является принятое в соответствии с Земельным кодексом Постановление Правительства Российской Федерации № 846 от 28.11.2002 «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель».

Настоящее Положение устанавливает  порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации, являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный  и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии  земель в Российской Федерации, ее обработку  и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Информация о работе Мониторинг земель