Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:39, контрольная работа
В п. 1 ст. 222 ГК РФ дается легальное определение понятия самовольной постройки. Согласно указанной статье самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В то же время ГК РФ не дает определение понятию постройки.
1. Юридические последствия самовольного строительства на земельном участке……………………………………………………………………..………………4
2. Изъятие земельного участка для государственных нужд(схема)…………………..…...6
3. Вопросы……………………………..………………………………………….…….....…..7
4. Задачи ..........8
Список литературы.......................................................................................18
Содержание
1. Юридические последствия самовольного строительства на земельном участке……………………………………………………………
2. Изъятие земельного участка для государственных нужд(схема)…………………..…...6
3. Вопросы……………………………..…………………………
4. Задачи ..........8
Список литературы....................
3
1. Юридические последствия самовольного строительства на земельном участке
В п. 1 ст. 222 ГК РФ дается легальное определение понятия самовольной постройки. Согласно указанной статье самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В то же время ГК РФ не дает определение понятию постройки. В п. 1 ст. 130 ГК РФ, где законодатель определяет, что относится к недвижимости, постройка не указана. Говоря о постройке, имеется в виду какой-либо рукотворный объект недвижимого имущества, созданный в процессе строительства. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (п. 2 ст. 222 ГК РФ). В лучшем случае здесь можно вести речь о данном лице как о собственнике строительных материалов, которые использовались при возведении самовольного строения. Такие постройки не должны находиться в свободном гражданском обороте, они не. являются объектами гражданских прав и в отношении их запрещено совершать какие-либо сделки (продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.). Сделки с самовольными постройками ничтожны, так как они не соответствуют требованиям Закона (ст. 168, ст. 169, п. 2 . 222 ГК РФ). Объекты самовольного строительства подлежат также государственной регистрации. Кроме того, на самовольно возведенные объект недвижимости не распространяются установление законом правила о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Помимо этого, лицо, самовольно осуществившее постройку, не сможет зарегистрировать право собственности на нее и как на объект незаверенного строительства, в силу того, что создание такой постройки рассматривается как действие неправомерное, совершенное без законных оснований.
Строго говоря, статья 222 ГК РФ говорит о том, что права собственности на объект недвижимости, который самовольно возведен на неотведенном земельном участке либо с нарушением строительных норм не возникают у лица, который такой объект возвел. Более того - данный объект подлежит сносу за счет лица, которое его возвело. Но 3 часть статьи 222 ГК РФ говорит о том, что о том, что если права третьих лиц не нарушаются, и собственник подает исковое заявление с суд, то судом могут быть признаны права собственности на такое самовольное строение при условии, что земельный участок находится в собственности, пожизненного наследного владения или права бессрочного пользования. В этом перечне нет самого распространенного вида титульного землевладения как аренда. 01.09.2006 г. в ГК РФ внесли изменения и эта статья 222 стала читаться - я бы сказал - конкретно. Ранее была практика когда граждане выстраивали некое здание, строение, сооружение на земельном участке и им лень было проходить какие - то экспертизы, получать проекты и т.д.. Они делали следующее - они просто делали техническое обследование этого здания, строения, сооружения, подавали в суд, доказывали отсутствие нарушения прав третьих лиц и в судебном порядке на основании решения суда учреждение юстиции выдавало Свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Такая практика в России была достаточно распространена. С введением поправок в Земельный кодекс и с приведением судебной практики в единую канву, Арбитражные Суды, потом Суды общей юрисдикции стали отказывать в приобретение права на недвижимое имущество тем субъектам, у которых участок находится в аренде. И здесь возникает серьезная проблема заключается она в следующем - в силу 36 статьи преимущественное право собственности на земельный участок возникает у собственника зданий, строений, сооружений. Собственности нет, т.е. приобрести землю в собственность невозможно, т.к нет законно возведенного объекта недвижимости. А не приобретя землю в собственность - в силу 222 статьи ГК - не получит в собственность здание, строение, сооружение. Получается замкнутый круг: одно без другого решить невозможно. Практика идет по-следующему пути: первое что делают - пытаются получить разрешение на объект незавершенного строительства на данном участке - получить разрешение на строительство объекта, выкладывают фундамент, регистрируют как объект незавершенного строительства, приобретают право собственности на земельный участок, потом узаконивают то, что уже стоит - при условии, что:
участок позволяет технически это сделать;
вопрос решается с этим самостроем до принятия мер административного воздействия.
Подобная практика начала применяться и достаточно успешно.
Обзор судебной практики.
1. Обязательным условием легализации самовольной постройки является наличие у лица права собственности, определенного права на земельный участок под постройкой. Постановление ФАС ПО от 16.12.2008г. по делу №А72-607/08 (Извлечение): «Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка».
2. Снос самовольно возведенных построек возможен лишь по основаниям, установленным законом. Постановление ФАС ЗСО от 04.03.2009г. №Ф04-2552009(19789-А46-50) (Извлечение): «Снос строений также возможен лишь по основаниям, установленным в законе. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями регулирования отношений в области гражданского законодательства и не вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные в законе основания для сноса строений».
3. Сохранение самовольной постройки не должно нарушать прав и охраняемых законом интересы других лиц. Постановление ФАС ЗСО от 16.02.2009г. №Ф04-702/2009(161-А67-38) (Извлечение): «Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан».
4. Для признания права собственности на самовольно возведенное строение необходимо предоставить заключения соответствия объекта градостроительным, строительным и пожарным нормам. Постановление ФАС СЗО от 29.01.2009г. по делу №А05-4705/2008 (Извлечение): «Нарушение градостроительных и строительных норм и правил при возведении спорного объекта судом не выявлено. Соответственно, за данным объектом должно быть признано право собственности».
5. Расходы на снос самовольной постройки возмещает лицо, возводивший данную постройку. Постановление ФАС ЗСО от 20.01.2009г. по делу №А21-1197/2008(Извлечение): «Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет».
2. Изъятие земельного участка для государственных нужд(схема)
Да
3. Может ли арендатор нежилого помещения в торговом центре потребовать у собственника заключения с ним договора аренды неделимого земельного участка?
Право пользования земельным участком, на котором расположен объект аренды, возникает в силу закона. Арендатор не вправе требовать в судебном порядке заключить с ним договор аренды такого участка.
Судебная практика:
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», «...22. Согласно статье 652 ГК РФ, если договором аренды здания или сооружения арендодателем, являющимся собственником земельного участка, не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к последнему переходит на срок аренды недвижимости право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования по назначению.
Отсутствие в таком договоре условий об аренде земельного участка не может служить основанием для признания его недействительным. При указанных обстоятельствах арендатор не вправе требовать в судебном порядке заключения с ним договора аренды земельного участка. Он может пользоваться земельным участком, занятым арендуемым зданием или сооружением, без соответствующего договора в силу закона в течение срока аренды недвижимости.
Постановление ФАС Уральского округа от 28.03.2007 N Ф09-2047/07-С6
«...В соответствии со ст. 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением.
При указанных обстоятельствах арендатор не вправе требовать в судебном порядке заключения с ним договора аренды земельного участка. Он может пользоваться земельным участком, занятым арендуемым зданием или сооружением, без соответствующего договора в силу закона в течение срока аренды недвижимости...»
Вывод из судебной практики: Право пользования земельным участком, на котором расположен объект аренды, возникает в силу закона. Арендатор вправе требовать в судебном порядке заключить с ним договор аренды такого участка, если это право предусмотрено договором аренды.
Судебная практика:
Примечание: Приведенное далее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа противоречит позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Согласно п. 22 Постановления арендатор здания (сооружения) не вправе требовать в судебном порядке заключения с ним договора аренды земельного участка.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2008 N Ф04-3358/2008(8852-А70-37) «...В пункте 2.2.6 названного договора указано, что в соответствии со статьей 652 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно с передачей прав пользования имуществом арендодатель обязан передать арендатору в аренду на основании отдельного договора земельный участок, который занят имуществом и необходим для его использования. Передача земельного участка в аренду осуществляется после проведения арендатором процедуры межевания, постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на него (л.д. 37).
Вывод: Право пользования земельным участком, на котором расположен объект аренды, возникает в силу закона, в соответствии с судебной практикой решение о праве требовать заключения договоры аренды зависят от конкретных обстоятельств в отношении земельного участка(межевание, кадастровый учет и т.д.)
4. Задачи
Задача 1.
1.Какие требования законодательства должны быть соблюдены при отводе земли для размещения АЗС?
Использование земельного участка должно осуществляться по целевому назначению исходя из его принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ определяет, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства. Части 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определяют, что строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство; согласно части 4 той же статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно п. 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 06.05.2002 N 33, нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны. Они закреплены Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России от 23.03.1998 N 25 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98». Учитывая, что в настоящее время действующее законодательство не содержит требований, в соответствии с которыми может быть установлен вид разрешенного использования земельного участка «для размещения автозаправочных станций» или «для размещения автогазозаправочных станций», установление того или иного вида разрешенного использования земельного участка должно осуществляться в соответствии с общими требованиями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации и иными специальными требованиями, предъявляемыми законодательством в отношении таких объектов.
Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"